Аналитическая группа Vzglyad.az

Фармацевтическая промышленность: какую таблетку мы выберем?! | Лонгрид

// В Big Pharma ожидается серьезный прорыв. Смогут ли страны региона поймать эту волну?

Н

е только питание необходимо человеку для здоровья. Не менее важной, чем пища, является еще одна потребность: лекарства. В каждой стране есть специальный реестр стратегически важных лекарственных средств. Постоянная доступность указанных в нем препаратов является в определенном смысле вопросом национальной безопасности. Этот список, который расширяется каждый год, может отличаться для разных стран, но основные пункты практически одинаковы.

Рынок лекарств растет параллельно росту значимости человеческой жизни. Сегодня фармацевтика считается третьим по величине сектором мировой экономики. Во всем мире ¼ часть средств, потраченных на здравоохранение, идет на лекарства. Лекарство — это уникальный, т.е. незаменимый товар. Когда нет хлеба, его можно заменить, например, картофелем, но, если вам нужен какой-то медицинский препарат, потребуется именно он сам.

Поэтому закупки, снабжение лекарствами и регулирование цен на них являются стратегической задачей любого государства. По прогнозам, динамика роста мирового рынка лекарств в ближайшие годы усилится. Во время пандемии стало ясно, насколько важно для страны иметь возможность обеспечить себя необходимыми лекарствами.

Динамика роста мирового рынка лекарств

Начиная с 1977 года, Всемирная Организация Здравоохранения каждые два года публикует список самых важных лекарств. В настоящее время этот подход используется более чем в 160 странах. Основные виды лекарств, считающихся критически важными в каждой стране, следующие:

• Препараты, используемые при реанимации;
• Антикоагулянты (применяются при сердечно-сосудистых заболеваниях);
• Обезболивающие;
• Средства против эпилепсии;
• Антибиотики;
• Стероиды.

Главный вопрос для каждой страны - сколько из этих препаратов она способна обеспечить сама и каков уровень ее зависимости от импорта?

Ни одна страна мира не способна в одиночку обеспечить себя всеми необходимыми лекарствами

Понятно, что ни одна страна мира не может полностью обеспечить себя всеми необходимыми препаратами, даже безусловный лидер фармацевтической промышленности – США. По последним данным, США могут предложить своим больным не 100 процентов молекул (активных веществ), доступных сегодня, а где-то 75-78 процентов. В странах постсоветского пространства доступны 40-50 процентов этих новых активных веществ.


В 2021 году в России считались «жизненно важными» и стратегическими 808 препаратов. Из них 60-70 процентов - препараты, полученные путем химического синтеза, остальные - биотехнологическим путем. Для синтеза же необходимо сырье.

На пути в аптеку

В стране может быть развита фармацевтическая промышленность, но это еще не все. Потому что, если возникнут проблемы с поставками сырья, под угрозой окажется лекарственная безопасность страны. Сырьем ни одна страна не в состоянии обеспечить себя на сто процентов, все в той или иной степени зависят от других. Например, по оценкам некоторых экспертов, в России внутри страны производятся только 6-7 процентов субстанций, необходимых фармацевтической промышленности. Остальное сырье импортируется. А ситуация с логистикой в этом регионе по известным причинам ухудшается.

На сегодняшний день в реестре лекарственных средств, разрешенных к применению в Азербайджане, насчитывается более 5500 препаратов. Из них более 40 процентов – препараты производства крупных производителей Европы и стран Запада в целом, 19 процентов - лекарства, выпущенные в Турции, 9 процентов - в России. Далее идут Украина, Беларусь, Япония, Корея и т.д.

По словам начальника инспекции контроля за качеством лекарств Центра аналитической экспертизы Минздрава Парвиза Азизбекова, безопасность обеспечения лекарствами в настоящее время является одним из приоритетных вопросов для всех государств, в том числе и для Азербайджана. Эта глобальная проблема ощущается во всех странах.

Парвиз Азизбеков: «Проблема лекарств носит глобальный характер, каждая страна может почувствовать ее на себе»

Углубление логистического кризиса в мире требует от стран уделять больше внимания региональным связям в фармацевтической отрасли. Логика понятна и проста: снабжение населения лекарствами не должно подвергаться риску из-за сбоев в глобальной логистической цепочке. Какова ситуация с сотрудничеством в этой области в нашем регионе и как его можно расширить?

Лекарства далекие и близкие

В настоящее время на мировом фармацевтическом рынке, оборот которого приближается к 1,5 трлн. долларов, наблюдается серьезный дисбаланс. Развитые страны здесь сохраняют полную гегемонию. В первую пятерку вошли США, Китай, Япония, Германия и Франция. За ними следует группа «развивающихся фармацевтических рынков» (
Pharmerging Markets), в которую входит 21 страна. В эту группу входит и Турция, которая в последнее время стремительно укрепляет свои позиции на мировом рынке лекарств.

Долевой раздел по регионам глобального фармацевтического рынка

Турция является 15-м крупнейшим фармацевтическим рынком в мире объемом, превышающим 12 миллиардов долларов. Сегодня он превращается в региональный фармацевтический хаб. В стране имеются 83 крупных фармацевтических компаний с более чем 40 000 сотрудников, продающих 12 000 наименований лекарственных средств более чем в 170 стран мира. Однако в 2019 году при экспорте лекарств на 1,442 млн. долларов, Турция импортировала препаратов на 5,556 млн. долларов. Это означает, что Турция не может полностью обеспечить себя необходимыми лекарствами. Как и все остальные.

«Мир охвачен геополитическими потрясениями. События еще раз подтверждают, что производство лекарственных средств в самой стране является одним из основных столпов национальной безопасности». Об этом в интервью Vzglyad.Az заявил   генеральный директор казахстанской фармацевтической компании SANTO Ижи Урбанец . Казахстан, отметил он, тоже зависит от импорта лекарств, но ситуацию пытаются изменить. Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул важность развития местной фармацевтической промышленности и сообщил, что к 2025 году страна ставит задачу увеличить долю своей продукции на внутреннем лекарственном рынке до 50 процентов.

- Мы хотим создать «родину фармацевтики». Когда благодаря бизнес-проектам исчезают географические границы, компания может работать на территории нескольких стран с общими стандартами и культурой. Например, успешные аспекты проекта, опробованные в Казахстане, могут быть реализованы в Узбекистане и Кыргызстане, где расположены наши офисы и работают наши сотрудники, - подчеркнул Ижи Урбанец.

Но масштаб можно расширить. Сотрудничество в области фармацевтики между Россией, странами Центральной Азии, Азербайджаном и Турцией послужит укреплению лекарственной безопасности всех сторон.

В беседе с Vzglyad az заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им И.М. Сеченова (Сеченовский университет), доктор фармацевтических наук, профессор Роза Ягудина сказала , что потенциал для такого сотрудничества есть: «Все зависит от управленческих структур, фармацевтического бизнеса и интереса к вопросу со стороны общества в целом. Сотрудничество — это всегда хорошо, это возможность для коллег поделиться лучшим опытом и практикой. Особенно это касается фармацевтической отрасли, которая, по сути, решает важные социальные проблемы».

Подходящая площадка для этого создана в Азербайджане. Одним из приоритетных направлений в Пираллахинском промышленном парке, созданном по распоряжению Президента Ильхама Алиева, является фармацевтика. Статус резидента уже получили 5 фармкомпаний.

В Пираллахинском Промышленном парке для производителей лекарств созданы самые благоприятные условия

Для производителей лекарств введен ряд выгодных льгот. Они освобождаются от налогов на землю и имущество и от 20-процентного налога на прибыль на срок до 10 лет. Не взимаются таможенные пошлины и НДС за ввоз машин и оборудования, необходимых для построения производственной линии.

По словам начальника отдела инвестиций и экономического анализа Агентства по развитию экономических зон Эмиля Гаджиева , в настоящее время ведутся переговоры с компаниями таких стран, как Россия, Турция, Израиль, Норвегия, Венгрия и Германия.

Эмиль Гаджиев: «Азербайджан открыл двери для партнерства в сфере фармакологии»

Взгляд в будущее

С лекарственной безопасностью все понятно, но есть и другие серьезные причины для объединения усилий стран региона в области фармацевтики. В последнее время увеличивается доля биотехнологических препаратов. Если в 2010 году доля биотехнологий в фармсекторе составляла 17 процентов, то сейчас она приближается к 30 процентам. Если мы хотим осваивать эти новые технологии, развивать их и вообще производить новые лекарства, страны региона должны сотрудничать. В противном случае нам в лучшем случае 
придется довольствоваться производством дженериков.

Любой препарат – это ни что иное, как одно (или несколько) биологически активное вещество, расфасованное и представленное под разными торговыми марками. Например, молекула параацетиламинофенола известна нам под названиями «парацетамол», «панадол», «пиарон», «эферелган», «рапидол», «перфалган» и другими. Все они являются дженериками парацетамола. Когда изобретается новая молекула, только создавшая ее компания может производить ее в течение определенного периода времени (обычно 15-25 лет). По истечении этого срока другие компании начинают производить препараты-аналоги на основе той же молекулы, но под другими названиями. Эти препараты называются «дженериками».


С точки зрения интересов пациента, в производстве дженериков нет ничего плохого, но страны и компании, идущие только по этому пути, всегда вынуждены отставать на 15-20 лет от авангарда фарминдустрии. Тем, кто не хочет постоянно быть на буксире, приходится проводить собственные исследования и создавать новые препараты. Это очень сложная, даже невыполнимая в одиночку задача.

Директор Института экономики здравоохранения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат биологических наук Лариса Попович говорит, что пандемия коренным образом изменила ситуацию в мировой фарминдустрии. Производители лекарств и медицинского оборудования серьезно разбогатели и теперь готовы инвестировать в новые исследования.

Лариса Попович: «На мировом фармакологическом рынке ожидаются большие события»

В настоящее время у крупной биофармацевтики есть значительные ресурсы для исследования и разработки новых лекарств. По мнению аналитиков, Big Pharma в ближайшие годы реализует много интересных идей в важных перспективных направлениях. Мировой фармацевтический рынок растет, деньги есть, исследования и инновации на подходе. Несмотря на переживания и проблемы в мире, система здравоохранения развивается и будет развиваться дальше. Некоторые эксперты даже склонны считать ожидаемый прорыв в фармацевтике «шестой волной Кондратьева».

Конечно, даже если страны региона объединят свои усилия, оказаться в авангарде 
Big Pharma им не удастся. Но у нас, по крайней мере, есть шанс поймать волну и создать собственное инновационное производство. Кроме того, совместные исследования в области фармацевтики, организация полного цикла производства и создание общего рынка могут способствовать снижению цен на лекарства в странах региона.

  24 НОЯБРЯ 2022    Прочитано: 10291    28

28