Аналитическая группа Vzglyad.az

Мокрая проблема | Лонгрид

// На самом деле нет проблемы нехватки воды, есть проблема неправильного управления

Д

о последних десятилетий человечество не думало о воде как об исчерпаемом ресурсе. На протяжении веков мы использовали его именно как НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ, возобновляемый ресурс. Ведь как может кончиться вода?! На первый взгляд это кажется нелогичным: после использования воды человек возвращает ее природе. В отличие от нефти, мы ее не сжигаем. Вода не покидает планету Земля, она циркулирует в замкнутой системе. Так почему же вода должна уменьшаться?!

Такой образ мышления мешает людям понять всю серьезность проблемы нехватки воды. В действительности ситуация иная. Дело в том, что да, объём воды на Земле постоянен, в отличие от нефти, он не уменьшается по мере использования. Но поскольку этот ресурс распределен неравномерно, его доступность снижается там, где он необходим. Население Земли увеличивается на 1,1 процента в год, т.е. на 84 миллиона человек. Для обеспечения такого увеличения ресурсы питьевой воды должны увеличиваться на 60 миллионов кубических метров в год. Это настолько большой объем, что даже если мы вернем использованную воду природе, она не успеет ее снова «переварить» и восполнить истощенные ресурсы. Например, подземные воды пополняются всего на 1% в год. В результате водные резервы сокращаются.

Глобальная динамика роста потребления воды в мире. Источник: Глобальная международная геосферно-биосферная программа (IGB).

Но проблема не только в истощении водных ресурсов, но и в загрязнении. Когда реки и озера становятся непригодными для использования, они исключаются из баланса питьевой воды. В результате, если сегодня на одного человека в год на планете приходится 750 кубометров воды, то в 2050 году этот показатель снизится до 450 кубометров. 80% населения мира останется ниже уровня, определенного ООН как «дефицит воды». Поскольку водные ресурсы распределены по всему миру неравномерно, в разных регионах они будут восприниматься по-разному.

Глава регионального информационно-аналитического отдела Научно-информационного центра Межгосударственной водной комиссии Узбекистана (МКК) Денис Сорокин в статье, написанной специально для AzVision, отмечает, что только 39% мировых речных водных ресурсов сосредоточены в Европе и Азии, где проживает 70% населения планеты. Ресурсы пресной воды в Европе, где проживает почти 20% населения планеты, составляют лишь 7% мировых водных ресурсов. Несмотря на то, что вокруг ряда крупных рек мира практически не проживания людей.

Водный стресс

Для описания проблемы используется термин «водный стресс». «Водный стресс» относится к соотношению водоотдачи и потребности в воде внутри страны. Если спрос на воду превышает продуктивность водных источников, то страна испытывает водный дефицит. Исследования, проведенные в Азербайджане, показывают, что в 2040 году мы окажемся в числе стран, испытывающих водный стресс.


Карта напряженности водного стресса в мире. Источник: World Resources Inst.

Понимание проблемы в региональном масштабе чрезвычайно важно. Ни одна страна не может решить водную проблему в одиночку. Потому что, в отличие от стран, круговорот воды в природе не имеет границ. Крупнейшие реки мира не проходят по территории какого-либо одного государства, они текут по территории разных стран. В результате, если управление водными ресурсами в стране неадекватно, страдают и ее соседи. Это может привести к политическим проблемам и даже конфликтам.

За последние 50 лет уже произошло более 500 «водных противостояний»; эта напряженность 20 раз перерастала в военные действия. Бывший генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун официально признал, что «в ближайшем будущем пресная вода может стать главной причиной региональных войн». Три миллиарда человек из 50 стран могут быть вынуждены жить в зонах вооруженных конфликтов из-за нехватки воды.

Одной из главных причин пограничного конфликта между Кыргызстаном и Таджикистаном в сентябре 2022 года стал спор по поводу распределения воды

Какова ситуация в этой сфере в прикаспийских странах?

Азербайджан

Самую серьезную водную проблему на Южном Кавказе испытывает Азербайджан. Потому что большая часть осадков здесь поступает из Атлантического океана. В результате больше осадков выпадает в Турции и Грузии, расположенных к западу от Азербайджана. Эксперты говорят, что к 2040 году водные ресурсы Азербайджана сократятся на 15-20%.

Когда AzVision.az исследовал эту тему, то выявился неожиданный факт: мы точно не знаем, сколько у нас запасов воды! По словам директора Института географии Национальной академии наук, доктора географических наук Закира Эминова, водные ресурсы страны были подсчитаны в 1970-е годы. Последняя книга, написанная на эту тему, вышла в 1985 году: «Итак, эти материалы — это данные конца 70-х — начала 80-х годов. Надо пересчитывать, комиссии создавать. Чтобы что-то контролировать, нужно сначала это измерить. Но мы не знаем точно, сколько у нас запасов воды».

Закир Эминов: «Каждому горожанину необходимо около 500 литров воды в сутки»

Сегодня в Центральной Азии проживает свыше 75 миллионов человек, а к 2050 году это число превысит 100 миллионов. Лето в регионе с каждым годом становится все жарче, что ускоряет процесс опустынивания. Эти факторы вызывают рост потребления воды как населением, так и агропромышленным комплексом.

Казахстан

 Казахстан – одна из стран с наиболее острыми водными проблемами в Центральной Азии. К 2040 году потребность в воде в этой стране увеличится на 46%. По прогнозам Всемирного банка, к 2030 году объем водных ресурсов сократится с 90 до 76 м³ в год. Это означает, что через 8 лет дефицит воды в стране составит примерно 12-15 м³ в год, то есть 15%.

Эксперт по экологии Общественной палаты Парламентской Ассамблеи Республики Казахстан, кандидат географических наук Айжан Скакова в своей статье для «AzVision» отмечает, что дефицит водных ресурсов в Центральной Азии считается одним из главных рисков, ограничивающих развитие стран региона. Здесь рост водопотребления приводит к конкуренции между различными отраслями экономики на региональном и местном уровнях. В связи с необходимостью обеспечения продовольственной и энергетической безопасности потребность в воде в этих странах будет возрастать, как следствие, возникнет напряженность.

Уровень воды в реке Сырдарья со временем уменьшается

Узбекистан

Узбекистан имеет высокий уровень водного дефицита, занимая 34-е место в списке стран, испытывающих водный дефицит. По оценкам экспертов, дефицит воды в стране достигнет 7 миллиардов кубометров в 2030 году. За последние 15 лет объем воды на человека снизился на 48%, с 3048 кубических метров (2008 г.) до 1589 кубических метров.

На территории республики формируются лишь 10% водных ресурсов Узбекистана. Это означает большую зависимость от воды из соседних стран. За последние 50 лет две основные реки региона – Сырдарья и Амударья – потеряли 20% своих объемов.



Глава регионального информационно-аналитического отдела Научно-информационного центра Межгосударственной водной комиссии Узбекистана Денис Сорокин сообщил в интервью AzVision.az, что потребности страны в воде в настоящее время удовлетворены на 90%. В годы повышенной влажности в республике используется до 62-63 куб. км воды, из них 58-59 куб. км уходит на орошение. Однако в засушливые годы запасы составляют 54 куб. км, а в годы сильной засухи - 47-48 куб.км, объем воды, подаваемой на орошение, падает до 42-44 км. В последнее время нередки засушливые годы.

Дело в том, что вода используется не только для бытовых нужд людей, очень большая ее часть идет на сельское хозяйство. В Центральной Азии более 90% воды, забираемой из речных бассейнов, используется в сельском хозяйстве. Животноводство также является отраслью, потребляющей большой запас воды. По подсчетам ученых из Университета Твенте (Нидерланды), для производства 1 кг говядины используется 15 тысяч литров воды, 1 кг. свинины - 6 тысяч литров, 1 кг куриного мяса - 4,3 тысячи литров воды. Конечно, дело не только в воде, которую пьют эти животные: корм, которую они едят, тоже нужно выращивать...

Растения также требуют много воды: для производства 1 килограмма бобов и риса необходимо 4000 литров воды, а для производства 1 килограмма пшеницы — 1000 литров воды. Один килограмм картофеля – это 100 литров воды. В целом: на производство 1 гамбургера уходит 2400 литров воды.

Объем воды, израсходованный на производство 1 килограмма различных продуктов, в литрах.

Отсюда ясно, что нехватка воды означает не только жажду, но и голод. Экономия воды должна прежде всего проявиться в сельском хозяйстве.

Главный «враг» воды

Одной из основных причин нехватки воды является постоянный рост спроса на продукты питания в связи с увеличением населения планеты. Около 80% водных ресурсов используется для нужд аграрного сектора.

Кандидат аграрных наук, заместитель директора Научно-исследовательского института сельского хозяйства при Министерстве сельского хозяйства Гариб Новрузлу заявил в интервью AzVision.az, что инфраструктура в этой сфере должна радикально измениться: "Вода, забираемая из источника, в основном проходит через земляные каналы. Предположим, что от источника А до источника Б имеется расстояние в один километр. Если вода идет по бетонным каналам, то она преодолевает это расстояние за 15-20 минут. А вот в почвенном участке эта вода доходит до необходимой отметки только за неделю (!!! – ред.). И то если напор сильный..."

Гариб Новрузлу: «В водной инфраструктуре должны быть кардинальные изменения»

Отсюда следует очень важный вывод: если не будет кардинально обновлена водная инфраструктура, то применение современных технологий на полях будет не очень эффективным. Но применение новых методов может полностью изменить ситуацию после бетонирования земляных каналов. Например, на орошение одного гектара зернового поля традиционным способом уходит 1200-1500 кубометров, то есть 1500 тонн воды. Для капельного орошения достаточно 30-50 тонн воды. Разница примерно в 30 раз!

Идентичная проблема существует и в Казахстане. Как сообщила в интервью AzVision.az эксперт по экологии Общественной палаты Парламентской ассамблеи этой страны, кандидат географических наук Айжан Скакова, эффективность ирригационных систем в республике не превышает 0,45-0,55. Таким образом, почти 50% оросительной воды теряется.

В Узбекистане эта цифра составляет не менее 40 процентов. Однако аграрный сектор является ведущим сектором экономики Узбекистана. В этом секторе формируется около 30% экономики страны.

Только 16% обрабатываемых земель в Казахстане используют технологии капельного орошения и спринклерные оросители. То есть большая часть поливной воды уходит в почву. Поэтому необходимо изменить политику государственной поддержки орошаемого земледелия. Поддерживать следует только фермеров, которые работают с водосберегающими технологиями.

Может ли кактус стать традиционным продуктом питания для нашего региона? Не спешите говорить «нет»!

Какие еще способы есть?

На самом деле способов не так уж и много. Когда мы собрали и систематизировали высказывания всех общавшихся с нами экспертов, получился вот такой список:

• Экономия;

• Переработка сточных вод;

• Опреснение соленой воды;

• Выращивание растений на засоленных почвах с помощью генетических технологий. Такие растения можно поливать соленой водой, при этом экономится значительное количество пресной воды;

• Массовый переход на технологию капельного орошения;

• Транспортировка ледников в регионы, нуждающиеся в воде;

• Бурение глубоких скважин.

Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки. В интервью AzVision.az заведующий кафедрой «География и окружающая среда» Хазарского университета, доктор географических наук Ровшан Аббасов вспоминает интересный разговор:

- Недавно мексиканский агроном-профессор спросил меня: «Почему вы не выращиваете кактусы для потребления в пищу?» Он подчеркнул, что большая часть потребностей Мексики в продовольствии покрывается за счет кактусов. Потому что этому растению нужно очень мало воды. Когда я сказал, что кактус не является традиционным для Азербайджана, этот профессор напомнил мне, что помидоры и картофель в то время были привезены из Мексики, и они для нас в то время тоже не были традиционными.

Ровшан Аббасов: "Может быть, через 50-100 лет, но сейчас это невозможно"

Готовы ли мы увидеть на нашем столе блюда из кактуса? Не будем спешить с ответом. В любом случае, по словам другого нашего собеседника, второго растения, которое могло бы заменить пшеницу, ни в Азербайджане, ни в большинстве стран мира нет: "Может быть, через 50-100 лет, но сейчас это невозможно". 

Что касается опреснения воды, то соленость Каспийского моря меньше, чем океанской. Это означает, что сделать его пригодным для питья будет дешевле. В Азербайджане уже предпринимаются шаги в этом направлении, и это окажет положительное влияние на водную и продовольственную безопасность страны. 

Но в широком смысле следует учитывать, что на опреснение одного литра воды тратится 2,5 доллара, то есть около 5 манатов. Хотя этого достаточно для удовлетворения некоторых важных потребностей в быту, на этот метод нельзя полагаться в сельском хозяйстве. Потому что если на орошение одного гектара потратить 3000 долларов, то полученная с него продукция будет иметь фантастическую цену.

 Сосед, у тебя есть вода?

Основной путь решения водной проблемы – региональное сотрудничество. Например, пять дополнительных плотин планируется построить только на реке Кура в Грузии, а в Армении в ближайшие 10 лет ожидается строительство около 120 плотин на малых реках. Все это может серьезно повлиять на водную и продовольственную безопасность Азербайджана. Как в рамках международных конвенций, так и прямых переговоров, вода должна распределяться более справедливо в бассейне реки Кура. Существует международная конвенция по управлению трансграничными реками. Этот документ предусматривает такие вопросы, как экологическая система трансграничных рек, защита их стока и равное распределение воды между странами.

Важно учитывать интересы соседних стран при использовании трансграничных рек

Большая часть потребностей Апшеронского полуострова, включая Баку, удовлетворяется за счет реки Самур. Но сейчас ледники в бассейне Самура растаяли, вода в реке естественным образом уменьшилась, а потребность в воде возросла. В результате ожидается, что в рамках существующих договоров в Азербайджан из реки Самур будет поступать меньше воды. В этом случае может возникнуть необходимость пересмотра договоров.

Каспийский бассейн сокращается на 70 сантиметров в год как со стороны Азербайджана, так и со стороны Казахстана. Этот процесс также связан с уменьшением воды в реке Урал. В верховьях Урала имеется 300 водохранилищ емкостью 4,9 млн куб. м, которые забирают большую часть воды. Если раньше средний объем воды в реке составлял 9,4 миллиарда кубометров, то сейчас он снизился до 5,7 миллиарда кубометров. В настоящее время Казахстан реализует совместные с Россией проекты по предотвращению обмеления реки.

Все это означает, что для избавления от водного стресса и проблем, которые он может вызвать, региональное сотрудничество и интеграция водохозяйственных систем стран является условием номер один.

Судьба Аральского моря доказывает, что никто не сможет справиться с водной проблемой в одиночку

В последнее время страны Центральной Азии стремятся к сотрудничеству в этом направлении. В начале 2023 года Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан договорились о строительстве ГЭС на реке Нарын. В регионе также действует Межгосударственная водная комиссия (МКВК), но у этой организации недостаточно рычагов и полномочий. В странах бассейна Аральского моря создано Интегрированное управление водными ресурсами (ИУВР). Но этого недостаточно и необходима более серьезная координация.

Гибкая логика

Исходя из принципа справедливости, водные ресурсы в регионах должны распределяться поровну с учетом интересов всех сторон. Но это не так-то просто сделать. Дело в том, что энергоресурсы – нефть, газ, уголь – имеют цену, а вода бесплатна. Такой подход не удовлетворяет республики, богатыми водными ресурсами. По их логике, если кто-то продает подаренную природой нефть за деньги, то почему та же самая вода, подаренная природой, должна быть бесплатной?

Конечно, можно привести десятки аргументов, показывающих бессмысленность этой логики. Но прежде всего необходимо понять: проблема не в нехватке воды. Проблема в том, что этим не управляют должным образом. Эту проблему можно решить только сообща.

Альтернативным этому вариантом является борьба за воду. Другими словами, альтернативы нет. Мы должны вместе научиться управлять водными ресурсами, вот и все.

  08 ЯНВАРЬ 2024    Прочитано: 5633    40

40