Нагорный Карабах: кому выгоден статус-кво?

  17 НОЯБРЯ 2016    Прочитано: 11008
Нагорный Карабах: кому выгоден статус-кво?

Во французском аналитическом журнале `La Revue Civique` была опубликована статья, посвященная теме нагорно-карабахского конфликта. Статья вышла под заголовком `Нагорный Карабах: кому выгоден статус-кво?`.

Vzglyad.az представляет читателям полную версию этой статьи:

2016 год был отмечен празднованием 25 лет независимости Армении и Азербайджана. Тем не менее, «нерешенность» болезненного, острого вопроса Нагорного-Карабаха делает невозможным, в настоящее время, региональную интеграцию на Южном Кавказе, хотя для нее были все предпосылки: последствия независимости 1991 года, высокие темпы роста экономики, общие опасения по поводу безопасности нефте-газопроводов, снабжающих Европу, а также единый сценарий развода от Москвы.

Сложилась парадоксальная ситуация «не» существующего интегрированного пространства Южного Кавказа, стратегический интерес которого очевиден для всех, которому противостоит анахроничная реальность. Эта реальность продиктована перспективой общей судьбы, стран "захваченных в заложники" плохим наследием истории в этой ключевой области, в самом центре новой " Большой игры ", где становится более значимой легитимность евразийской концепции, ставшей отныне вызовом, а также центр вектора отношений равновесия между ЕС, НАТО, Россией и Китаем.

Перекресток европейских и азиатских интересов

Представленный 18 ноября обновленный документ Европейской политики соседства, верховным представителем по иностранным делам и политике безопасности ЕС, главой Службы внешней политики Европейского союза (SAEUE) Федерикой Могерини, заложил новую перспективу и дал "импульс", единственую возможность для Франции и Брюсселя увидеть примущества Азербайджана, как стратегической силы равновесия в восточной периферии ЕС, на пересечении интересов Европы и Азии, страны, которая расположена вблизи стратегических интересов приоритетных областей Ирака и Сирии и влияние иракско-сирийского кризиса на отношения ЕС / НАТО - Россия / Турция, соседа пост-санкционного Ирана вновь ставшего центром гео-экономического и геополитического притяжения.

Хрупкий "статус-кво", который еле держится с 1994 года, ставший результатом жестокого постсоветского конфликта, унесшего 25000 жизней, был прекращен в связи с возобновлением военных действий. После четырех дней тяжелых боев в апреле, способствующий гибели десятка людей (солдат и нескольких гражданских лиц с азербайджанской стороны), отвоеванию более 2000 гектаров и нескольких холмов азербайджанских территорий у врага вооруженными силами Азербайджана. Благодаря этому азербайджанское гражданское население, которое живет в непосредственной близости от линии соприкосновения с армянскими военными, нашло убежище. Возобновление военных действий привело к де-факто военной, политической и дипломатической неудачам оккупировавшей стороны.

Создавшееся положение как непонятно, так и неприемлемо с точки зрения международного права, и признания ООН в 1991 году де-юре границ и территориальной целостности Азербайджана, а также оккупации Нагорного Карабаха в соответствии с последними резолюциями основных межправительственных организаций.

Четыре резолюции ООН 1993 года, дают полное основание Азербайджану заявить о захвате почти 20% своих территорий и около одного миллиона вынужденных переселенцев азербайджанцев, законно закрепить идею сбалансированных переговоров, оснаванной на новой двусторонней стратегической реальности на региональном и международном уровнях, появившейся в контексте возобновления военных действий.

В самом деле, восстановление военных действий, в течение четырех дней, вдоль линии соприкосновения между Азербайджаном и территориями, признанными ОБСЕ, Европейским Союзом, Советом Европы и ООН как оккупированные, привели к десяткам жертв, как среди гражданского населения, так и среди военных. Четырехдневная война привела к некоторым «побочным» жертвам, о чем свидетельствует отставки ряда представителей из "Клана ястребов" в Ереване.

"Прагматическое" замораживание конфликта... странная ситуация

Многие сторонники "войны" в Армении, похоже, дорого заплатили за свою военную неудачу. Министр обороны, Глава штаба и Начальник службы разведки "ушли в отставку". Знаковым событием вызвавшим "беспокойство" сторонников мирного урегулирования карабахской проблемы явилось назначение так называемого "министра обороны" самопровозглашенной Республики Нагорного Карабаха (НКР) Мовсеса Акопяна, новым начальником Генерального штаба Вооруженных сил Республики Армения!

Перспективы урегулирования конфликта, по сути, до сих пор, заблокированы. Тем яснее это ощущается на фоне разрыва поколений, пропасти в менталитете между "старшими" и молодым поколением Карабаха не знающей войны, которая неумолимо расширяется. Пародоксальным является предпочтение прагматичного замораживания конфликта и сохранения статус-кво некоторыми консервативными политическими силами в Ереване ради нахождения "Нагорно-Карабахской Республики" под строгим контролем Армении.

Эта странная ситуация, которая привела к прекращению огня в мае 1994 года и посредничеству Минской Группы, созданной в 1992 году (где Франция является вице-президентом наряду с США и Россией, с момента встречи в Будапеште в декабре 1994) в рамках Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) становится все боле и более хрупкой. Она, в любом случае, более не отражает реальных отношений между международными и региональными силами. Так как международная ситуация в этом "лабиринте истории", которым является Южный Кавказ, несомненно, оказывает влияние на конфликт.

Недавняя встреча президентов Армении Сержа Саргсяна и Азербайджана Ильхама Алиева по приглашению и под патронажем президента России Владимира Путина в Вене и Санкт-Петербурге в мае и июне, отражают стратегическую реальность более соответствующей реалиям на Кавказе: Армения является членом Содружества независимых государств (СНГ), Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического союза; Азербайджан, со своей стороны, также поддерживает отличные торговые и дипломатические отношения с Москвой.

Оружие, которым стороны пользуются в их конфронтации, в основном поставляется из Москвы, хотя имеется в наличии и другой источник, обеспечивающий диверсификацию оружия – это израильский источник – который поступает для азербайджанских вооруженных сил! Однако, благодаря именно усилиям Москвы, прекращение огня 5 апреля стало возможным.

Другим большим актером является Турция, которая стремится к сближению с Москвой, несмотря на резкие выпады в сложных дипломатических отношениях с российским партнером и на фоне больших разногласий в сирийском вопросе, подтверждает свою готовность возродить идею создания платформы для диалога и альтернативного посредничества деятельности Москвы.

Соглашение о ядерной безопасности, заключенное в июле 2015 года между Баку и Тегераном настолько сблизило двух соседей, что в течение последних трех лет президенты двух стран встречались семь раз. Тегеран заявляет стороне, которая хочет его услышать, что желает стать посредником ...

Существует, наконец, ЕС. Позиция, которой характеризуется отсутствием четкого мнения, разделенная между строгой нейтральностью или равнодушием, а также расходящимися подходами в отношении признания территориального суверенитета и желания самоопределения. В Европе действуют многие модели автономии (Южный Тироль / Альто-Адидже, Северная Ирландия, Аландские острова Швеции...), которые могли бы служить в качестве образцов в рамках децентрализации - деконцентрации, которые Баку может рассмотреть на столе переговоров.

Потенциальная роль французской дипломатии и Европы

Недавно немецкие политики предложили план уникального мирного урегулирования из семи пунктов, направленого на укрепление и расширение миссии Минской группы ОБСЕ, подтверждающий идею, что нынешняя модель переговоров (базирующего на "статус-кво" два президента Саргсян и Алиев оспаривают) не признается более действенной.

Еще одним камнем преткновения остается вопрос объединения либо разделения семи районов, расположенных вокруг бывшей советской территории автономной области Нагорного Карабаха, оккупированными армянскими военными для закрепления своих позиций.

Если бы армянская сторона проявила доброжелательность в переговорном процессе, то есть согласилась на присоединение оккупированных территорий к Азербайджану и возвращение беженцев, разбросанных по всему Азербайджану, на свои земли, это было бы первым «жестом доверия», обеспечивающего перспективу мирного и прочного дипломатического урегулирования, а не возобновления вооруженного противостояния, к которому прикреплены военные бюджеты обеих сторон. К сожалению, армяне по-прежнему отказываются провести отдельные переговоры по Нагорному Карабаху и семи обрамляющих районов, которые служат буфером для базирующих армянских вооруженных сил.

Мы можем догадываться, о прагматичном диалоге министра иностранных дел Франции, Жан-Марк Айро со своим армянским коллегой Эдвардом Налбандяном (по пути в Париж, 27 октября). Тем не менее, кажется, ничто не указывает, что оно имело место быть!

Было бы прискорбно, если бы традиционно посредническая и примирительная дипломатия Франции, имеющая все предпосылки привнести пользу примирения сторонам конфликта, не будет осуществлена из-за подозрений между Парижем и Москвой, а также вялостью американской внешней политики из-зи выборов. Так что время поджимает Франсуа Олланда, если он хочет закрепить свое лидерство по этому вопросу.

Новая конференция в Париже, объединяющая представителей Минской группы, состав которой "расширился" Германией в Великобританией - которая, несомненно, вновь обнаружит для себя достоинства народной дипломатии - позволит Турции и Ирану помочь найти выход из этого странного и несостоятельного положения «ни войны, ни мира» или говоря словами Марка Блока, этого "странного поражения".
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА