Грузия в преддверии выборов: запахло политическим кризисом - АНАЛИТИКА

  20 СЕНТЯБРЯ 2016    Прочитано: 2530
Грузия в преддверии выборов: запахло политическим кризисом - АНАЛИТИКА

В Грузии тишину проходящей относительно спокойно, по сравнению с предыдущими годами, предвыборной кампании нарушили несколько инцидентов, произошедших между представителями конкурирующих партий. И тем самым предстоящие 8 октября парламентские выборы привлекли к себе внимание мировых СМИ.

И на этот раз, как и на прошлых выборах, скандал разгорелся между главными конкурентами на выборах: представителями правящей партии «Грузинская мечта», которую возглавляет российский миллиардер грузинского происхождения Бидзина Иванишвили, и представителями партии «Единое национальное движение», основателем которой является бывший президент Грузии, а в настоящее время – губернатор Одесской области Украины – Михаил Саакашвили. После инцидента обе партии обвинили друг друга в желании создать напряженность в стране накануне голосования. А президент Маргвелашвили призвал все политические силы к соблюдению стабильности и присоединению к меморандуму о взаимодействии в мирных условиях.

Для участия в парламентских выборах, которые пройдут в этом году 8 октября, обратились 64 партии, и 45 из них прошли официальную регистрацию. Отметим, что парламент Грузии – это однопалатный законодательный орган, насчитывающий 150 депутатских мест. Из них 77 кандидатов получают депутатские мандаты по пропорциональной системе, т.е. по партийным спискам, и 73 кандидата – по мажоритарной системе, т.е. избираясь на местах.

В настоящее время в грузинской политике есть два основных противоборствующих полюса - «Единое национальное движение» Саакашвили и «Грузинская мечта» Иванишвили. Другие политические партии – словно «спутники», разные по размерам и вращающиеся по разным орбитам вокруг этих двух гигантов. Эту политическую формацию можно назвать грузинской интерпретацией уже устоявшееся двухпартийной системы США. Но если брать в целом, то в подходах этих двух полюсов по отношению к основным политическим приоритетами грузинского государства радикальных различий не существует. Разница между ними состоит лишь в том, что сторонники Саакашвили стремятся к интеграции с европейскими институтами, не считаясь при этом с Россией, а сторонники Иванишвили поддерживают интеграцию с Западом, создавая при этом видимость, что хотят считаться с Россией. На самом деле настоящая политическая система – это результат стараний Саакашвили, и создается такое впечатление, что им создана искусственная, контролируемая демократия, потому что Иванишвили и сам в свое время был одним из активистов партии Саакашвили и ее главным финансовым донором.

Результаты последних опросов, проведенных в Грузии, показывают, что «Грузинская мечта» и «Единое национальное движение» имеют примерно одинаковое число избирателей, готовых отдать за них свои голоса – по 30%. Конечно, этот показатель не позволит ни одной из этих партий обеспечить себе парламентское большинство, и потому при формировании правительства наряду с использованием коалиции с малочисленными партиями, во многих случаях они будут прибегать к поддержке независимых кандидатов, избранных по мажоритарной системе.

Другая характерная особенность политической арены Грузии – это популярность ее политических легионеров и попытки партий привлечь таких легионеров на свою сторону. В основном эти легионеры – грузины, добившиеся больших успехов в разных сферах за рубежом, и после возвращения на родину активно вливающиеся в политику. Так, в арсенале Иванишвили числится известный в прошлом футболист Каха Каладзе, а в арсенале Саакашвили – известный во всем мире оперный певец Паата Бурчуладзе. В отличие от Каладзе, Бурчуладзе создал собственную партию под названием «Государство для народа», однако это нисколько не в ущерб его «общему делу», а наоборот, скорее ему на пользу.

Другой партией-«спутником», отличающейся своей лояльностью к Саакашвили и которая в состоянии преодолеть 5-процентный барьер для попадания в парламент, является созданная бывшим министром обороны Ираклием Аласанией партия «Свободные демократы».

Сам Саакшвили не может принять участие в предстоящих выборах из-за того, что принял гражданство иностранного государства и на родине против него возбуждено уголовное дело по обвинению в «злоупотреблении должностными полномочиями», но вот его супруга – Сандра Рулофс, принявшая грузинское гражданство, является одним из основных кандидатов в парламент от «Единого национального движения». Эксперты оценивают шансы бывшей первой леди страны пройти в парламент как очень высокие, они даже называют Сандру Рулофс будущей «Хиллари Клинтон» страны.

В отличие от Саакашвили, Иванишвили активно участвует в избирательной кампании, и этот фактор увеличивает шансы успеха на выборах у «Грузинской мечты».

В грузинской политике особняком стоят бывший председатель парламента Нино Бурджанадзе и ее партия «Демократическое движение». Не ожидается, что ныне активно поддерживающая позицию России Нино Бурджанадзе добьется серьезного успеха в выборах, так что, если ее партия сумеет преодолеть 5-процентный барьер для прохождения в парламент, то это уже будет достаточно успешным результатом.

Одним из важных моментов, привлекающих внимание к нынешнему избирательному марафону, является низкая политическая активность среди населения. Как показывают опросы, почти 20% респондентов еще окончательно не определились, какую политическую силу поддержат на выборах. В качестве причины этого называют то, что ни одна из сил, действующих на политической арене страны, не отвечает ожиданиям населения. В основном это избиратели, которые, оставшись обиженными на правительство Саакашвили, выказали доверие команде Иванишвили, однако и эта политическая сила не оправдала их надежд. Так что теперь они вынуждены выбирать между двух зол.

Кроме того, к снижению политической активности привели и такие причины, как отсутствие на политической арене яркого лидера и утрата привлекательности интеграции с Западом на фоне мирового экономического кризиса. Низкая активность избирателей и то, что ни одна политическая сила страны не отвечает требованиям большей части населения, в итоге может привести к политическому кризису, и даже более того – к политическому бойкоту и назреванию революционной ситуации в стране.

Нынешняя ситуация говорит о том, что грузинское общество пока не готово к двухпартийной политической системе и оно нуждается в появлении новых политических сил. Кроме того, если говорить на языке рыночной экономики, то политические лидеры, которых в прошлом «произвели и сдали в эксплуатацию» обществу, как в стане Иванишвили, так и в стане Саакашвили, оказались не способны удовлетворить требования этого общества.

Тофиг АСКЕРОВ
Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА

Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА