Психологическая и информационная война вокруг Карабаха – АНАЛИТИКА

  20 АПРЕЛЬ 2016    Прочитано: 9387
Психологическая и информационная война вокруг Карабаха – АНАЛИТИКА

С течением времени карабахский конфликт теряет региональный характер и превращается в глобальную проблему. В нагнетании напряженности вокруг конфликта, который наблюдается в геостратегически важном регионе, особую роль играет информация.

Мы не должны забывать, что в сегодняшней геополитике главная цель – сознание человека, его сердце, и культура народов. А главное средство влияния на это – медиа. С помощью медиа можно манипулировать сознанием миллионов людей. Поэтому важно наряду с историей конфликта изучать его информационную модель, картину и информационную базу его развития.
У карабахского конфликта есть присущая ему информационная база. Если мы посмотрим на то, как возникают этнические конфликты, мы увидим у них общие черты. Тем не менее, у каждого из таких конфликтов есть свои особенности, которые диктуются возможностями втянутых в него сторон, географически-историческими условиями и геополитическими силами, втянутыми в него. С этой точки зрения, карабахский конфликт в чем-то схож с другими этническими конфликтами, но имеет и свои отличия. Одним из таких отличий является своеобразная информационная база карабахского конфликта. Поэтому изучение этой проблемы дает возможность представить действительную картину конфликта.

После распада социалистического лагеря весь мир увидел, что глобальные силы проводят коренные изменения в информационной политике. Не случайно, что именно в начале 90-х годов прошлого века были сформированы многие широко известные и влиятельные СМИ: CNBC (1989 г.), ВВС World News (1991 г.), Euronews (1993 г.), Bloomberg TV (1994 г.), Al-Jazeera (1996 г.) и др. Понятно, что этот процесс был обусловлен геополитическими условиями.
Глобализация приводит к тому, что информация распространяется все шире и быстрее. Кроме того, люди, работающие в разных сферах, испытывают нужду в получении информации за считанные секунды…

Как известно, в этнических конфликтах задействованы бывают, как минимум, две стороны. Потому и у конфликта, как минимум, имеются две модели. Иными словами, каждая из сторон конфликта видит и преподносит данный конфликт, его причины и пути урегулирования со своей позиции. Карабахский конфликт в этом смысле не исключение.

Например, Армения, используя провокационную модель неоднократно представляла во влиятельных информационных агентствах мира Ходжалинский геноцид как «зверства», совершенные азербайджанцами.

Таким образом, во время войны стороны представляют общественности свои взгляды, интересы, и отношение к происходящим событиям. К сожалению, во многих случаях Азербайджан становился жертвой армянских информационных провокаций. Когда информацией пользуются неправильно, она начинает носить разрушительный и провокационный характер, что оказывает серьезное негативное влияние на сознание общества.

Но помимо указанных двух моделей, у карабахского конфликта есть еще и третья модель. Это модель, которую формируют решения международных организаций, отношение к этому конфликту руководства ведущих государств мира, беспристрастных международных экспертов и влияние СМИ.

На первом этапе войны в результате решений, принятых международными организациями, а также антиазербайджанских кампаний и отношения к конфликту руководителей крупных государств в отношении Азербайджана Конгрессом США была принята 907-я поправка, что стало следствием активной работы против нас проармянских экспертов и медиа-агентств. Вот почему мы должны обратить особое внимание именно на эту модель. Если эта модель в течение определенного, довольно длительного времени формируется в скрытой форме, то в вопросе урегулирования конфликта она может внести свой вклад в создание правдивой картины конфликта.

В связи с карабахским конфликтом информационная модель проходила разные этапы развития. В настоящее время мы можем отметить три этапа, которые проходит информационная модель конфликта.

Первый этап включает в себя осторожный подход к началу конфликта, обоснование конфликта, изучение отношения общественности к конфликту, и формирование общественного мнения в связи с конфликтом.

Второй этап – это активная фаза конфликта. На этом этапе информационная политика, прежде всего, направлена на оказание психологического давления на общественность и военно-политические структуры противоположной стороны, формирование внутренних и международных отношений к позициям сторон, призыв общественности к окончанию конфликта, обоснование правоты позиций сторон.

Третий этап охватывает период, следующий после активной фазы конфликта.

В этот период информационная политика, прежде всего, направлена на завершение конфликта с учетом интересов сторон, обоснования правильности или неправильности постконфликтной ситуации, защиту соответствующих интересов в международных организациях и формирование для этого соответствующего общественного мнения.

В результате последних операций на первом этапе, как я отметил, прежде всего, было сформировано общественное мнение в связи с конфликтом, в обществе укрепилась вера в армию. Второй этап тоже прошел с успехом во время проведения операций. Так, уничтожение точным ударом командно-штабного пункта врага в Мадагизе, удар по укрепленным объектам врага, о которых он с гордостью говорил годы, а также то, что был положен конец политике «линии Оганяна», привело к хаосу в руководстве Армении. В результате этот процесс оказал сильное психологическое влияние на общественность и военно-политические силы противной стороны. То, что до операций и в период после них была получена поддержка от международных организаций и стран мира, и защита соответствующих интересов означает, что и третий этап проходит успешно.

Изучая историю карабахского конфликта можно прийти к такому выводу, что у информационной модели этого конфликта будет и 4-й этап развития. Потому что в нем обе стороны не принимают предложения по урегулированию конфликта от посредников – Минской группы ОБСЕ и международных организаций. Если стороны примут предложения, подготовленные на международном уровне, то возникнет необходимость в формировании новой информационной политики с тем, чтобы обосновать совместное или соседское сосуществование народов, вовлеченных в конфликт.

Вместе с тем, нужно отметить два важных аспекта информационной модели конфликта. Следует признать, что в отличие от противника, мы не столь серьезно подходим к историко-культурному аспекту. Имеется в виду истоки конфликта, историко-культурные причины его возникновения, иными словами каждая из сторон должна обосновать историческое проживание на территории конфликта и право претендовать на зону конфликта. С этой точки зрения враг искажает историческую правду, а это приводит к тому, что во многих информационных и энциклопедических источниках появляются заведомо ложные сведения о территориях, исторически принадлежащих Азербайджану.

В юридическом аспекте находит отражение юридическое обоснование информационной политики, а также претензии на зону конфликта с обеих сторон. Несмотря на то, что резолюции и заявления ООН и ПАСЕ, в которых осуждается оккупационная политика Армении, пока, что называется, остаются на бумаге, этого указывает на то, что в этом аспекте мы на несколько шагов впереди врага. В целом же, формирование обоих этих аспектов в рамках собственных интересов сторон занимает большое место в информационной политике.

Таким образом, средства информации в глобальном масштабе оказывают серьезное влияние на образ жизни людей, их мышление, политические и экономические процессы, а также культуру. Можно сказать, что глобальные средства информации, охватывающие все регионы мира, способны формировать общественное мнение по конкретным вопросам. Этим широко пользуются глобальные силы, чтобы управлять общественным мнением. В результате, с помощью современных средств массовой пропаганды и агитации можно «промывать мозги».

Различные идеологические и информационные влияния, осуществляющиеся под разным видом, служат для «культурной обработки» местного населения. Поэтому мы должны правильно оценивать вышеотмеченные модели и аспекты конфликта и не вестись на то, что выдает провокаторская информационная машина врага. Потому что информационная политика во всех этнических конфликтах: и для того, чтобы разжечь их, и для того, чтобы их урегулировать, - очень мощное оружие в руках политиков.

Шахин ГОДЖАЕВ
Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА

Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА