«Сухие» цифры: Мы не знаем, сколько у нас водных ресурсов - Интервью (Видео)

  31 АВГУСТ 2023    Прочитано: 222
«Сухие» цифры: Мы не знаем, сколько у нас водных ресурсов - Интервью (Видео)

Нельзя сказать, что в Азербайджане нет воды. Отсутствует контроль и эффективное использование воды. Об этом в интервью AzVision.az заявил директор Института географии НАНА, доктор географических наук Закир Эминов. Чтобы что-то контролировать, нужно сначала это измерить. Но мы не знаем точно, сколько воды у нас есть сейчас.

- На самом деле объем воды в мире не меняется. Пресная вода составляет лишь 2,5% мировых запасов воды, большая часть которой находится в виде льда в Антарктиде. Объемы водопользования постоянно увеличиваются. Большая часть воды, используемой в большинстве стран мира, приходится на долю сельского хозяйства. Но в странах, где развиты технологии, стараются постепенно сокращать количество воды, используемой в сельском хозяйстве, применяя прогрессивные методы. В последние годы температура на Земле повысилась, количество осадков уменьшилось, а это значит, что климат развивается в сторону жары и засухи. Это создает трудности в распределении и использовании воды.

- Проблема питьевой воды возникла в контексте природных процессов или она носит антропогенный характер?

- Городское население растет быстрее, чем сельское. В городах каждому жителю ежедневно требуется около 500 литров воды. Кроме того, создаются водоемкие промышленные районы, расширяются сельскохозяйственные территории, увеличивается объем используемой воды. Антропогенные и природные факторы действуют параллельно: уменьшаются осадки, повышается температура и одновременно увеличивается водопотребление. В процентном отношении я бы сказал, что преобладают консументы, то есть антропогенные факторы.

- К чему может привести такая ситуация в будущем?

- Главные водные ресурсы мира – это реки. Существуют серьезные контрасты между расположением водных ресурсов и размещением населения. Вокруг рек в области Амазонки, Конго, российской Сибири и северной части Канады, которые являются величайшими реками мира, почти не живут люди. Самыми населенными местами являются Китай, Индия и Средняя Азия, где климат теплый. С этим контрастом связана первая проблема в водоснабжении.

Что значит «воды не будет»? Вода означает жизнь, сельское хозяйство, зелень. Разве люди не живут в арабских странах, где воды не хватает? Итак, они адаптировались. Первая задача – адаптироваться и экономно использовать воду. Поскольку основным пользователем является сельское хозяйство, давно пора использовать передовые методы, такие как капельное орошение и опрыскивание.

- Давайте перейдем от глобального масштаба к нашему региону. Каков уровень проблемы с питьевой водой в регионе и какие шаги могут предпринять отдельные страны?

- У нас самая серьезная проблема с водой. Потому что по географическому положению Грузия находится к западу от нас. Большая часть осадков здесь поступает из Атлантического океана. Стамбул затоплен, в Грузии идут наводнения и сели, но в Азербайджане не выпадает ни капли дождя. Запасы воды в Грузии в несколько раз превышают наши. Армения — горная страна, и большая часть Турции также расположена в горных районах. Серьезной необходимости в ирригации в сельском хозяйстве нет.

Половина нашего городского населения и 30% всего населения страны проживает только в Баку и на Апшероне. Проживание на всей Кура-Аразской равнине невозможно без орошения. Одним из основных источников для Турции являются реки Тигр и Евфрат, берущие начало в этой стране. И все же берущие начало оттуда реки Араз и Кура нельзя считать большими. У Турции мало шансов использовать эти реки. Но и Ирак, и Сирия испытывают напряженность из-за рек Евфрат и Тигр. Поскольку Турция строит на этих реках водохранилища и электростанции, приносимая рекой вода заполняет эти водоемы и не остается для других стран. Такие моменты согласованы на международном уровне. Но, насколько я знаю, наши соседи не подписывали соглашение о транзите воды между Азербайджаном, Арменией и Грузией. Такое соглашение подписали только мы и для нас это серьезная проблема.

- Насколько строительство плотин на трансграничных реках соответствует международным конвенциям и насколько негативно эта ситуация влияет на водоснабжение других стран?

- Спор между Ираном и Азербайджаном может идти только о воде реки Араз. Например, мы можем построить 10 водохранилищ на реке Хакари. Даже если вода Хакари не дойдет до Араза, Иран ничего не сможет нам об этом сказать. Но это может означать разрушение реки Хакари. В реке существует минимальный лимит воды – это понятие, называемое «экологический поток». Все должно оставаться так, чтобы экосистема реки, рыба и окружающая среда обитания не были уничтожены. Например, мы построили плотину над рекой, что будет с 20-30 деревнями, расположенными ниже нее? Поскольку вода поступает сверху вниз, вместе с повышением температуры увеличивается и потребность в воде. Оставляя в стороне контракты, хочу сказать, что в реке должен быть экологический сток. Потому что природу надо беречь. Хакари и другие реки должны течь в Араз. Допустим, мы перекрыли все реки, идущие в Араз, использовали подземные воды, и в Аразе воды тоже не стало. К чему это приведет? Мы должны сохранить природу для будущих поколений. То есть наш гражданский долг и экологическое отношение к природе должны выполняться во взаимном отношении.

- Какие важные шаги необходимо предпринять для устранения проблемы питьевой воды в глобальном и региональном масштабе?

- Прежде всего, я бы написал словосочетание «эффективное использование водных ресурсов» золотыми буквами.

Стандартные дороги известны и из учебников географии. Необходимо использовать подземные воды, важно строить каналы и создавать водохранилища. Еще в СССР, когда в Аразе было мало воды – в 1950-е годы из Мингячевирского водохранилища было построено 2 канала. Были созданы Верхне-Карабахский канал, водохранилища.
Айсберги можно транспортировать. Но у него есть определенные проблемы. 1/4 воды не остаётся при буксировке айсберга, например, в Саудовскую Аравию, но посмотрите, сколько это стоит.

Но самое первое – это экономия воды. Есть разные способы сделать это. Прежде всего, должен быть контроль воды. Основным потребителем воды является сельское хозяйство. В некоторых странах мира – например в Израиле – нет источника воды, но и нет проблемы с водой.

-Водные ресурсы Азербайджана были подсчитаны в 1970-х годах. Известно, сколько там живет людей. Но сколько воды нужно сельским и городским жителям? Что будет через 10-15 лет? Имеющиеся у нас цифры — это данные 70-х годов. Мы говорим, что количество осадков уменьшается, температура и потребность в воде растут. Насколько изменились цифры?

- На самом деле нельзя сказать, что водоснабжения нет. Отсутствует эффективное использование и контроль воды. На самом деле со стороны Министерства окружающей среды неправильно строить водохранилища. Должно быть две сущности: одна для использования и одна для контроля. В этом вопросе между «Азерсу» и Министерством экологии должен быть постоянный взаимный контроль. «Азерсу» должно контролировать водопользование, в том числе в сельском хозяйстве, и Минэкологии.

Для контроля необходимо рассчитать водные ресурсы. Мы всегда так говорим. В Институте географии НАНА имеется гидрологический отдел. Скажу только, что расчет водных ресурсов проводил Салех Рустамов. Последняя книга, написанная им по этому поводу, была опубликована в 1985 году. Итак, эти материалы - расчеты конца 70-80-х годов. Надо снова пересчитывать, комиссии создавать. Все говорят, что воды нет и река Кура пересохла. Но почему река Кура высохла? Основная причина этого – отсутствие контроля за используемыми насосами.

Существует несколько способов полива. В крупных странах мира исчез метод открытого орошения. Капельный метод – это не сложная технология, здесь не нужно ничего изобретать. Производство этих систем в городах Ширван, Мингячевир и Гянджа должно было быть налажено еще лет 20 назад.

Морскую воду используют примерно в 170 странах мира. Морскую воду впервые опреснили на станции имени Красина. Поскольку энергия в арабских странах дешевая, этот метод широко используется. Нам тоже нужна эта вода. Но этот метод не может сыграть большую роль в решении нашей проблемы. Потому что он дорогой, стоит около 2,5 долларов за литр. В коллекторах логичнее использовать воду меньшей минерализации. Но в любом случае правительство приняло решение и работа ведется.

Сахиль Искандеров
AzVision.az

Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА