Азербайджан готовится вступить в ЕАЭС? - МНЕНИЕ

  26 МАЙ 2023    Прочитано: 2340
Азербайджан готовится вступить в ЕАЭС? - МНЕНИЕ

В Москве стартовало заседание Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе. Впервые Азербайджан участвует в Евразийском экономическом совете.

Отношение Азербайджана к интеграционным процессам на евразийском пространстве всегда было амбивалентным (двойственным). С одной стороны, дипломаты в Баку не отрицали фундаментального и в целом позитивного характера экономической интеграции постсоветских республик. Она основывается на общем историческом фундаменте и на экономической взаимозависимости, созданной во времена СССР. С другой стороны, главные вызовы для Азербайджана долгое время находились в сфере безопасности, поэтому вопросы торговли, инвестиций, транспортных коридоров, единого рынка рабочей силы оставались в шкале приоритетов Баку ниже проблем развития вооруженных сил и выстраивания дипломатических альянсов в интересах восстановления территориальной целостности государства.

Сегодня, после восстановления своей территориальной целостности, перед Азербайджаном открываются новые возможности развития. Будучи крупным игроком на энергетическом рынке планеты, Баку участвует в формировании глобальных энергетических альянсов (ОПЕК+) и в решении крупных транспортно-логистических проектов континентального масштаба (нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан», Южный газовый коридор, железная дорога «Баку-Тбилиси-Карс).

Но интересы развития национальной экономики требуют развития не только экспортно-ориентированных сырьевых отраслей, но и внутреннего промышленного производства, использования значительных ресурсов аграрного сектора экономики, ускорения роста сферы услуг, включая туризм, индустрию информационно-коммуникационных технологий, строительство транспортно-логистического хаба на перекрестке маршрутов из России в Иран и Индию (МТК Север-Юг), а также быстро растущих перевозок между востоком и западом Евразии (Транскаспийский международный транспортный маршрут).

Учитывая отмеченные выше факторы, остается признать, что отношение Азербайджана к набирающему скорость интеграционному проекту в формате ЕАЭС остается загадкой, ответ на которую знают только в правительственных кабинетах Баку. Выскажем две гипотезы, имеющие примерно равные шансы адекватно объяснить дипломатическую линию Баку в отношении вопроса о членстве в ЕАЭС.

Возможно, для Азербайджана образцом внешнеполитической стратегии является Норвегия, устранившая фактически все барьеры в экономических связях с Европейским союзом, но избегающая вхождения в него в качестве полноправного государства-участника, связанного по рукам и ногам различными обязательствами. Ведь во многом уже сегодня Азербайджан достиг в торгово-экономических связях с ЕАЭС и Россией как его крупнейшим участником такого уровня либерализации связей, что барьеров для развития торговли между ними практически не осталось.

С другой стороны, Азербайджан может не торопиться в ЕАЭС в силу присутствия там Армении, которая может блокировать его вступление или создавать препятствия для использования в полном объеме возможностей интеграционных инициатив ЕАЭС. В этом случае, намечающееся мирное соглашение двух государств может устранить данное препятствие и открыть дорогу к членству.

Какими бы мотивами не руководствовались в Баку при определении своей политики в отношении членства в ЕАЭС, следует иметь ввиду несколько факторов, не всегда адекватно оцениваемых экспертами и политиками.

Во-первых, проект ЕАЭС сугубо экономический, он не покушается на суверенные полномочия государств-членов по управлению национальной экономикой. В ЕАЭС не обсуждаются вопросы международной безопасности, там нет общего парламента. Ключевые решения в ЕАЭС принимаются консенсусом, все государства независимо от размеров в равной степени представлены в руководящих органах. По сути, сопоставимого по структуре и полномочиям интеграционного объединения с наднациональными структурами управления (Евразийская экономическая комиссия), в котором столь эффективно защищались бы суверенные права государства-участников, в мире попросту нет.

Во-вторых, «блестящая энергетическая изоляция» Баку от интеграционных проектов оставляет его вне развивающихся на глобальном уровне процессов формирования мегарегионов. Нынешний крах американо-центричной глобализации привел в движение силы, формирующие ряд региональных торгово-экономических блоков (мегарегионов). В их рамках возникнут и будут поддерживаться свои «миниглобализации» с таможенными союзами, региональными валютами и уникальными технологическими платформами.
Остаться вне этой структуры захотят немало государств, вдохновленных примером вечно нейтральной Швейцарии или арабских эмиратов, стремящихся одновременно дружить со всеми государствами планеты. Но не факт, что у них это получится. Сейчас мы видим, как под давлением Вашингтона Швейцария вынуждена отказаться от своего нейтралитета и начать поставки оружия на Украину, а ОАЭ американские эмиссары принуждают соблюдать некоторые санкции, наложенные в одностороннем порядке на Иран, Россию и ряд других государств.

В-третьих, ЕАЭС привлекает все большее внимание государств в других уголках планеты. Готовность к расширению отношений с ним вплоть до возможного членства уже выражали Иран, Куба, Узбекистан, Таджикистан, Сербия. Остановиться на пороге союза, в который будут вступать другие государств, может быть ошибкой, у которой будет своя экономическая цена. Сейчас эта цена «нечленства в ЕАЭС» для Азербайджана не представляется излишне высокой. Но в будущем она может возрасти, и тогда логичное решение о вступлении в эту организацию может стать реальностью.

Станислав Ткаченко, д.э.н., профессор СПбГУ, специально для Vzglyad.az.


Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА