Какие факторы влияют на усиления позиций диаспоры -ВИДЕО

  28 АПРЕЛЬ 2023    Прочитано: 2143
Какие факторы влияют на усиления позиций диаспоры -ВИДЕО

В современном мире многие страны в своей внешней политике пытаются по максимуму использовать влияние своей диаспоры. Следует отметить, что некоторые государства на этом поприще добились весьма серьезных успехов.

Политический обозреватель, ведущий передачи «Аспекты иностранных дел» телеканала СВС Теймур Атаев в интервью Vzqlyad.az поделился своими предположениями о формировании диаспоры и о факторах, усиливающих ее позиций в мире.

- Какие, по вашему мнению, существуют инструментарии, вообще, для формирования диаспоры?

- Если говорить об инструментарии, чтобы понять, нужно вспомнить происхождение это термина. В моем субъективном понимании он меняется. То есть, если взять энциклопедические словари, понятие «диаспора» происходит от греческого слова «рассеивание». Значит подразумевается рассеивание, и прежде всего, показывается, что это было в период Древней Греции, когда уже территория расширялась и торговцы, называя их сегодняшним языком, предприниматели выезжали, а это фактически была миграция. Они, естественно, представляли интересы Греции. Пусть это даже будет торговый класс, но, в любом случае, это были интересы Греции. То есть они уже защищали естественно и свои интересы, и интересы своего государства. Но, аналогично стало использоваться это выражение и в отношении финикийцев, по отношению к евреям.



Но, с евреями что интересно? Чуть далее изменяется формат. Потому, что если сначала говорилось о еврейской диаспоре как эллинизированной, то есть это не было как Земля Обетованная, то позже уже как раз, это уже VI век до нашей эры, когда при Вавилоне из Иудейского царства была мощная миграционная волна евреев, и тогда уже их называли диаспорой. А потом уже I век можно вспомнить, если раньше это было Иудейское царство, дальше уже провинция Иудеи Римской империи. То есть, фактически, рассеивание. Тогда, если сначала, под евреями подразумевались те, которые были эллинизированы, далее уже мигранты, которых изгоняли.

В моем понимании, все же, вторая половина ХХ века больше привела к тому, что в глазах мирового сообщества диаспора стала восприниматься уже несколько в ином разрезе. Но, сейчас, как видите, кто-то говорит «община», а кто-то «диаспора», то есть возможны разные восприятия этого понятия.

- Существование той или иной диаспоры каким образом влияет на то, что это диаспора играет роль для привлечения серьезных инвестиций в свою историческую родину?

- Здесь можно вспоминать греческую, армянскую диаспору, можно вспоминать и еврейскую диаспору. Кстати, последнее время азербайджанская диаспора проявила себя в этом плане тоже. Потому, что идут не только инвестиции, как таковые, и здесь есть два момента.

Первое, есть помощь государству. То есть, помощь может идти в различных направлениях. Скажем, вот Вторая Карабахская война. Там шла финансовая помощь. Например, люди присылали сюда инвалидные коляски. Со стороны диаспоры были организованы доставка врачей. Сюда приезжают какие-то журналисты, это идеологические моменты.

Есть, конечно, финансовые момент. Если берем, предположим Азербайджан, скажем Карабахский вопрос, то есть освоение освобожденных территорий. Как это происходит? Да, в Азербайджане есть фонд «Яшат», и мы видели, что диаспорские структуры через этот фонд вкладывали определенные суммы. Но, зарубежных компаний, состоящих чисто из азербайджанцев не было. Кстати, если брать наших географических соседей, или турок, чтобы зарубежная компания, в плане состоящей именно представителями этих наций, такого тоже очень мало. Здесь речь может идти больше всего, например, чтобы было понятно, о «Лукойл»е, в тот период, когда его возглавлял Вагит Алекперов. Это же российская компания, но его возглавлял азербайджанец. То есть, как это воспринимается, это азербайджанская компания или российская? Вот тогда азербайджанский капитал, вернее капитал азербайджанцев, это чуть-чуть другое. В настоящее время, все-таки, ну, не видно, во всяком случае внешне, что как-то все собрались той или иной национальности и это делали. У армян это в одно время было, это касалось и Эчмиадзина. Вообще-то, это очень длительный процесс.

- Мы знаем, что финансы в конечном итоге трансформируются в политические интересы. В этом плане, существование сильной диаспоры в том или ином государстве каким образом способствует продвижению политических интересов их исторической родины в стране, где они проживают. То есть, каким образом они могут повлиять на политику той страны по отношению их исторической родины?

- Тут одно дело воздействие диаспоры на то государство, в которой они живут. Первый момент: ты работаешь и в зависимости от того как себя ведешь, твое поведение, твой уровень мышления, твое отношение к этой нации и стране, к этим людям формируют у них свое отношение к тому государству, выходцем которого ты являешься, то есть на основании тебя, твоего отношения к делу.
Есть второй момент: диаспорские организации. Они проводят мероприятия, приглашают также представителей своей местной общественности. Что за мероприятия? Если это будет касаться исключительно своего языка, культуры и т.д. это действительно надо. Но, если в те важные даты для того народа ты проводишь какое-то мероприятие, например, в связи с днем города, с днем независимости, то тогда они увидят, что ты свой. Для продвижения интересов своего государства, а это есть в сердце любого человека, национальный вопрос, национальная идентичность играет важную роль. Тут важно, как ты сам себя воспринимаешь? Есть ли национальная идентичность с той нацией, принимаешь ли ты законы той страны, следуешь ли их мировоззрению в какой-то степени? Но, вместе с тем в тебе культурные и духовные корни. Для того, чтобы твое слово могло сыграть роль на каком-то уровне, ты должен демонстрировать уважение, ты и твои дети должны знать тот язык. Хотя пусть они занимаются в воскресных школах, изучают свой родной язык и свою культуры, поют и танцуют, поддерживают свое государство. Но, если ты не изучаешь их язык, не знаешь историю этого государства они не будут воспринимать тебя с точки зрения своего. А если тебя не будут воспринимать как своего, вряд ли, они будут воспринимать тебя с точки зрения защиты интересов твоего государства, причем если это бьет по интересам их собственного государства.

Тут мы переходим к третьему аспекту: выборные органы. То есть, нужно зарекомендовать себя так, чтобы тебя выдвигали на какие-то должности, вне зависимости от твоего происхождения. Естественно, я говорю о гражданах уже того государства. Вот возьмите Великобританию. Сейчас в Великобритании во главе правительства выходец Индии, в оппозиции выходец Индии. Берем Шотландию. Шотландскую национальную партию, иногда ее называют националистической, возглавляет также выходец Индии.

Здесь я, кстати, привел бы в пример китайское форматирование их диаспорского интереса. Даже чайнатаунов не буду затрагивать, там есть своего рода история. Когда китайцы входят в другое государство, они, прежде всего, позиционируют себя гражданами того государства. Прежде всего, они все начинают разговаривать на языке того народа. Свою культуру они не забывают, да, и не забудут, наверное. Оставаясь, по сути, китайцами, они принимают законы того государства, в котором они находятся. Китайцы одно время очень серьезно и здесь были. Причем, опять-таки, все начинается с торговли. Вы, наверное, помните буквально в любом кафе или просто в городе, причем в различных частях города, они подходили и на чистом азербайджанском языке предлагали что-то купить. Это у китайцев есть. Они еще изучают менталитет народа, куда они попадают.

А если взять арабские страны. Сегодня в арабских странах тоже очень интересно. В той же Саудовской Аравии, в Кувейте или в Катаре. Когда ты заходишь в магазин, то слышишь только английскую речь. То есть, сами арабы, которые работают в этих магазинах говорят на английском языке. Почему? Потому, что там очень много филиппинцев, а они даже арабский язык не знают. Там другое восприятие. Там не нужно знать арабский язык. Там, во-первых, сами арабы, представители всех арабских стран владеют английским языком, и они не требуют изучать арабский язык. Им нужна рабочая сила, и там, скажем, те же филиппинцы работают горничными, в кассах и т.д. То есть, например, вот такой состав. Это абсолютно на арабов не действует, с точки зрения, что они даже не представители мусульманских народов. Главное вы выполняете свою работу, получаете зарплату очень хорошо и никаких вопросов.

- По вашему, за последние 40-50 лет какие диаспоры совершили большой скачок, в плане формирования и усиления своих позиций в мире?

- Ну, я бы назвал ту же индийскую и прежде всего в Великобритании. В моем понимании, еще, если брать опыт США, там очень серьезная арабская линия. У них очень серьезные финансовые завязки в самом Нью-Йорке. Потом, как рассматривать футбольные команды Великобритании или Франции? Там тоже арабский капитал. Здесь увидим, что за редчайшим исключением, и этот вопрос может быть связан с личностью кого-то, не вызывает какого-то протеста у местного народа. То есть, человек приобрел клуб. Мы здесь не говорим о диаспоре, эти люди со стороны, они со своего государства. Но, там же работают и представители его страны, которые проживают в данной стране, а некоторые даже граждане этого государства.

Еще один очень важный момент. Даже пакистанская линия очень серьезно представлена в Великобритании, арабы очень серьезно представлены во Франции. У турков имеются очень серьезные позиции в Германии. Почему индийцы сейчас стали занимать посты? Даже если взять министерские посты в Великобритании, мы увидим, что там у них серьезные позиции. Возьмем даже сборную Англии по футболу. Про Францию, вообще, не говорю. Когда сборная Франции стала чемпионом мира, а до этого и чемпионом Европы, даже шутили, что сборная Африки стала чемпионом Европы и мира в лице Франции. Французов это не обижает, потому что французы говорят, что они как мы, они здесь уже в 3-4-м поколении. У них только цвет кожи другое, а они французы, между нами и ими разницы нет.

Сейчас в Германии у турок складывается схожая ситуация. Почему я беру спорт? Потому, что спорт верный показатель, происходящих процессов в мировой геополитике. Даже если взять лидирующие чемпионаты по футболу, это представители ведущих стран мира.

Когда известный немецкий футболист Франц Беккенбауэр был президентом футбольного клуба «Бавария» там играл Мехмет Шолль и когда он ушел из футбола я читал интервью того же Ф.Беккенбауэра. На вопрос «а кто же сейчас заменит М.Шолля?» он прямым текстом отвечает, что вместо него мы сейчас ищем другого турка. А когда ему задают вопрос: «а, что вместо него обязательно должен играть другой турок?» он говорит, что 12% абонементов покупают турки. Потому, что они ходят на М.Шолля с турецкими флагами, а мы это поощряем. Обратите внимание на футбольные клубы в Германии, главные клубы в Италии. В каждом клубе 1-2 турка, если, даже они будут выходить на замену. Вот какой подход.

Но, почему турки не так сильны там в парламентах? Потому, что им еще нужно этот этап пройти, которые прошли греки, армяне, евреи, индийцы. То есть, индийцы попали туда на два поколения раньше. Сейчас же мы видим, что турки в Германии во многих объединениях, организациях и т.д. воспринимаются своими. Они представляют интересы Германии. Уже там тоже идут турецкие фамилии, особенно среди журналистики все это начинается.

- Какие шаги нам необходимо предпринимать, чтобы в глобальном масштабе усилить позиции азербайджанской диаспоры?

- Сейчас есть когорта азербайджанцев, очень серьезно представленных в мировых структурах. В ООН, в мировом банке, в «Google сorporation». Это пока не тот большой состав, который мы бы хотели видеть, но он есть. Только это длительный процесс. Например, турки только в 60-е годы прошлого века начали переезжать, а исход азербайджанцев это, скорее всего, вторая половина 90-х годов прошлого века, и то это были в основном единицы. Отсюда в большей степени выезжали евреи и создавали лобби. Евреи и есть наше лобби, они наша диаспора, скажем в том же Израиле. Во многих странах мира евреи, практически, представители азербайджанской диаспоры.
Сейчас у нас много азербайджанских домов. Буквально, 2-3 дня назад был создан очередной азербайджанский дом в Канаде.

Почему это называется азербайджанский дом, а не дом азербайджанцев? Азербайджанский дом - это не просто сладости, не просто танцы, не просто какие-то творческие вечера. Это общий дом и тех людей, которые там. Они могут приходить, для них могут проводиться какие-то мероприятия. А все будет зависеть от того какие мероприятия. Тут опять-таки мы возвращаемся к тому, что в любой стране есть день независимости, день города, или дата каких-то событий, дни рождения, например, в Австрии день рождения Моцарта, в Германии те же самые композиторы. Вот это очень серьезное подспорье для Азербайджана. Но, опять-таки местные власти, местная общественность должны видеть, что ты свой.

Там для усиления позиций подспорьем может служить, опять-таки, поведение. То есть, как ты воспринимаешь законы, язык и историю того государства, и уровень твоих знаний. Должны видеть, что ты специалист высокого класса. Кстати, вы видели наших министров в Эстонии и в других государствах. Этот процесс как подъем по лестнице, это нелегкий вопрос. Ты для них обязательно должен быть своим. Вот когда ты сможешь быть своим, тогда ты можешь работать и в нашем направлении, в том числе и в кулуарах. То есть, когда тебе начинают доверять как своему, с точки зрения отражения их интересов во внешней и во внутренней политике, тогда тебе и будут прислушиваться как к человеку, с этническим происхождением того государства. Твоя национальная идентичность может сыграть не так, что ты персона «Х», тебя прочитали и пошли за тобой. Когда ты представляешь интерес для представителей той титульной нации, ты должен выделяться умом, интеллектом, отношением к этим людям. Желательно, конечно, знание языка, и чтобы твои дети тоже ходили в свои школы и изучали его.

У нас очень серьезная прослойка врачей в Германии. У нас даже целая организация врачей, там есть клиники, которые возглавляют азербайджанцы, где работают немцы, то есть, в них далеко не только азербайджанцы. По России мы знаем, поэтому я привожу в пример Германию. В Австрии и Дании очень сильные наши врачи работают. Просто не хочу конкретные фамилии называть, так как это может кого-то обидеть. Недавно сюда приезжали врачи, они были даже в Зангеланском районе и предлагают свои новые идеи. Но, эти идеи могут и не быть чисто зеленая энергия, а может быть искусственный интеллект или медицина. Почему я говорю о врачах, потому, что это очень важно после пандемии. Раньше приглашали врачей из-за рубежа, так как на таком уровне не было своих специалистов, а сейчас из-за рубежа приезжают азербайджанцы. То же самое касается образования. Уже эти люди делятся опытом, как они попали там на какую-то должность, каким образом. Например, к Пентагону или серьезному министерству Европы.

Те же самые голоса. Огромная прослойка азербайджанцев закончили консерватории в Австрии, там несколько учебных заведений. Сейчас они работают за рубежом, у них туры, их прекрасно знают во многих странах. Например, они едут в Китай от имени государства, где сейчас проживают. Ну, вот примерно так.

Сахиль Искандеров

Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА