Обвиненный в пособничестве ФЕТО сын Чингиза Айтматова: «Как я понял, в Турции моя позиция понравилась не всем…» -ЭКСКЛЮЗИВ

  21 ИЮЛЬ 2022    Прочитано: 5122
Обвиненный в пособничестве ФЕТО сын Чингиза Айтматова: «Как я понял, в Турции моя позиция понравилась не всем…» -ЭКСКЛЮЗИВ

Эксклюзивное интервью Vzglyad.az с экс-министром иностранных дел Кыргызстана, президентом МОО «Иссык-Кульский форум имени Чингиза Айтматова», сыном великого писателя Чингиза Айтматова Аскаром Айтматовым.

- Аскар Чингизович, как вы оцениваете уровень двусторонних отношений между Азербайджаном и Кыргызстаном? Удовлетворены ли вы уровнем этих отношений и что необходимо для их повышения?

- Мне приятно констатировать, что после определенного застоя наши двусторонние отношения сейчас на подъёме. Активизировался официальный трафик, поиск взаимовыгодных сфер сотрудничества. В частности, в прошедшем апреле состоялся официальный визит в Баку президента Садыра Жапарова, планируется ответный визит в КР азербайджанского президента Ильхама Алиева. На межправительственном и межведомственном уровне ведётся работа по определению конкретных направлений взаимодействия. Стороны ищут возможности для роста товарооборота, реализации совместных экономических проектов, расширении культурного сотрудничества. Официальные представители двух стран начали говорить о качественно новом уровне двусторонних отношений.

Движение в наших отношениях началось после давно ожидаемого в Баку и очень для него важного официального сигнала с кыргызской стороны о том, что наша страна признает Карабах в качестве неотъемлемой части Азербайджана и поддерживает усилия по восстановлению территориальной целостности страны. Свою роль сыграла и позиция гражданского общества Кыргызстана: в самый разгар военной операции в Карабахе в Бишкеке был создан клуб кыргызских друзей Азербайджана, на учредительной конференции которого была выражена полная поддержка действиям азербайджанской армии и ее главнокомандующего.

Уверен, есть большой потенциал для развития связей как на двустороннем уровне, так и многостороннем в рамках набирающего обороты взаимодействия в Организации Тюркских Государств (ОТГ). Активизации связей существенно помогло бы возобновлению прямых авиарейсов Бишкек -Баку. Ведь для того, чтобы попасть из Бишкека в Баку людям иногда приходится совершать полукругосветное путешествие, добираясь через Стамбул, Дубаи или Москву.

- Как вы оцениваете деятельность Организации тюркских государств в деле укрепления единства тюркского мира? Какие идеи и проекты можно было бы реализовать для более эффективной работы организации?

- Структуры многостороннего сотрудничества тюркских стран такие как ОТГ, ТЮРКСОЙ, Парламентская ассамблея тюркоязычных стран, Международный Фонд Тюркской культуры и наследия стали важным фактором международный жизни наших стран. Эти организации должны способствовать постепенному сближению наших стран и народов, углублению взаимопонимания, формированию общей идентичности, реализации совместных экономических и культурных проектов, выработке общих позиций по международным и региональным проблемам.

Как мне представляется, в настоящее время наиболее эффективно себя проявил ТЮРКСОЙ, становясь реальным тюркским ЮНЕСКО и внося ощутимый вклад в культурное сближение наших народов. Реализация больших возможностей других тюркских объединений зависит от того, насколько страны-участники ответственно относятся к реализации договоренностей и взятых на себя обязательств, их видения степени своего участия в процессах углубления тюркского единства. В целом же интеграционный потенциал тюркского мира достаточно велик. Была бы политическая воля и ресурсы.

- Какой вам видится перспектива подписания мирного соглашения между Баку и Ереваном при посредничестве России или Брюсселя?

-Думаю, надо стремиться к заключению в ближайшей перспективе мирного соглашения. В ходе военной операции в 2020 году Азербайджан освободил значительную часть Карабаха, что позволило заключить при посредничестве России трехстороннее соглашение о прекращении огня. Сейчас главное-сохранять перемирие, не допускать провокаций на линии соприкосновения, создавая таким образом условия для мирного урегулирования. В настоящее время внешние игроки в карабахском вопросе - РФ, США, ЕС - сконцентрированы на войне в Украине, что также может сказаться на темпах процесса урегулирования. Вообще конфликты, связанные с территориями, как показывает мировая практика и история постсоветского пространства, являются наиболее ожесточенными и продолжительными. Дай Бог придет день, когда создадутся условия для подписания мирного договора. Но пока вызывает удовлетворение, что стороны конфликта сумели выйти на прямой диалог друг с другом. Я имею ввиду недавние переговоры в Тбилиси министров иностранных дел Азербайджана и Армении.

Говоря же о более широком контексте, вызывает обеспокоенность, что на постсоветском пространстве стал все чаще ставится под сомнение принцип уважения территориальной целостности и независимости государств. Возможно, было бы целесообразно всем бывшим советским республикам подумать о принятии евразийского аналога хельсинкского акта ОБСЕ 1976 года с многосторонними гарантиями уважения территориальной целостности и суверенитета друг друга.

- Как вы знаете, российские миротворцы размещены в Карабахском регионе Азербайджана со сроком на 5 лет. На ваш взгляд, как дальше будет развиваться ситуация вокруг этого региона? Будут ли выведены миротворцы из Карабаха по истечению пятилетнего срока или они там надолго, как в случае с Приднестровьем, Южной Осетией?

- Присутствие российских миротворцев в Карабахе на линии соприкосновения является ключевым условием соглашения о прекращении огня. Надеюсь, что пятилетний мандат этого присутствия будет достаточным сроком для того, чтобы Баку и Ереван при содействии международных партнёров смогли договориться. Ну а до той поры присутствие РФ в Карабахе, как гаранта невозобновления военных действий, отвечает интересам как Азербайджана, так и Армении.

- Аскар Чингизович, несколько лет назад вы написали письмо послу Турции в КР Дженгизу Фырату, который объявил вас членом организации ФЕТО. Что на самом деле произошло между Вами и турецкими властями? Почему вас считали членом организации ФЕТО?

- Этот случай, наверное, не заслуживает особого внимания. Но раз уж вы спросили... В 2018 году в Кыргызстан был назначен новый турецкий посол Дженгиз Фырат. Освоившись, он решил свои основные усилия направить на борьбу с ФЕТО в Кыргызстане. В черный список членов ФЕТО он включил ряд местных организаций и конкретных лиц из числа как турецких, так и кыргызских граждан, при этом особое внимание уделив образовательной системе САПАТ. Его идея фикс была закрытие всех школ системы САПАТ, а это 28 школ во всех регионах страны, где учится более 15 тысяч учащихся, а также один частный университет. Эта система была создана турецкими представителями в начале 90ых годов при полной поддержке правительства Турции.

За прошедшие годы школы САПАТ зарекомендовали себя как образцовые с точки зрения качества преподавания и воспитания учащихся. Мы с новым послом встретились буквально через несколько дней после его прибытия в нашу страну. Я ему рассказал об истории кыргызско - турецких отношений, моем видении перспектив их дальнейшего развития. И особо остановился на деятельности САПАТ, подчеркнув, что созданная им система образования является одной из самых крупных и полезных турецких инвестиций в КР.

Отметил, что этот вопрос имеет для меня особое значение. В начале 90-х годов, будучи тогда замминистра иностранных дел, я по просьбе турецкого правительства помогал САПАТу встать на ноги и начать свою деятельность у нас в стране. У школ САПАТ прекрасная репутация, высокий уровень преподавания, огромные очереди родителей ждут возможности отдать своих детей туда на учебу. Поэтому для многих в КР, в первую очередь родителей, продолжение функционирования этих школ имеет жизненно важное значение.

Что касается ФЕТО, то это внутри турецкое явление, у нас нет такой структуры и соответственно нет запрета на ее деятельность. И вообще в КР практически никто не знает, что такое ФЕТО. Господину послу мои рассуждения, должно быть, сильно не понравились. Он решил ввести против меня санкции, как против наиболее активного члена ФЕТО в КР. Конкретно это выразилось в мелких пакостях, таких как распространение обо мне откровенной клеветы среди всех турок, с которыми ему доводилось встречаться и запрете на общение со мной. Долгое время я не обращал внимания на подобную кипучую деятельность посла, мне было его просто жаль.

Ведь задача любого посла в том, чтобы создавать больше друзей в стране пребывания, стараться решать возникающие вопросы дипломатическим путем, создавать благоприятный имидж своей страны. Дженгиз Фырат, не обладая достаточным профессиональным опытом для этого старался свои недостатки компенсировать за счёт "бескомпромиссной" борьбы с ФЕТО в моем лице и в лице школ САПАТ. При этом он или не знал или просто игнорировал принцип невмешательства во внутренние дела, часто переступал границы дозволенного дипломату, но сейчас это уже несущественно по прошествии времени.

Кульминации его активность достигла, когда посол Фырат через заявление посольства Турции уже вполне официально обвинил меня в пособничестве ФЕТО, всех учащихся школ САПАТ обозвал членами ФЕТО, а их родителей, которые платят за обучение детей представил спонсорами террористической деятельности. В общем полная чушь, но клеветническая и оскорбительная в отношении ни в чем не виноватых школьников и их родителей. Мне ничего не оставалось как подать в кыргызский суд в связи с подобными инсинуациями. Суд я выиграл в конце 2020 года. Сейчас школы САПАТ продолжают работать, как и прежде. На них такой же большой спрос среди родителей. Фырат, ещё будучи в КР, был назначен послом в Польшу. Наверное, он уже выявил членов и пособников ФЕТО в этой стране и ведёт с ними непримиримую борьбу. Бог ему судья.

- В Турции по-прежнему придерживаются мнения, что вы член ФЕТО? Или это осталось уже в прошлом?

- Прошло более года, как в Бишкеке был похищен и вывезен в Турцию мой давний друг, гражданин КР, президент образовательной системы САПАТ Орхан Инанды. Он стоял у истоков создания этого чрезвычайно успешного проекта, практически всю свою сознательную жизнь посвятил делу образования детей нашей страны, пользовался большим уважением в народе. В течение года он находится под арестом в Турции и ожидает суда. Его обвиняют в том, что он якобы является чуть ли не главарем ФЕТО во всей Центральной Азии. Я его знаю как достойнейшего человека, всю свою жизнь посвятившего исключительно делу образования детей в КР. Уверен, что он не имеет никакого отношения к какой-либо террористической деятельности. Я молю Бога, чтобы он помог Орхану Инанды доказать свою невиновность на суде и поскорее вернуться на свободу к своему призванию-обучать наше подрастающее поколение. Об этом я публично заявил сразу же после его похищения. Как я понял, в Турции моя позиция понравилась не всем.

Беседовал Сеймур Мамедов

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА