Пашинян готов увеличивать присутствие иностранных войск на армянской земле

  21 АПРЕЛЬ 2021    Прочитано: 1794
Пашинян готов увеличивать присутствие иностранных войск на армянской земле

Заявление Пашиняна в первую очередь направлено на внутреннюю аудиторию. Политик готовится к парламентским выборам, назначенным на июнь. Он стремится заручиться поддержкой населения – и ради этой краткосрочной цели уже в который раз сменил риторику, приспосабливаясь под потребности аудитории.

Не секрет, что Пашинян считается прозападным политиком в Ереване. Однако далеко не все армяне, поддержавшие его в 2018 г., и делегировавшие ему полномочия премьер-министра, придерживаются такой позиции. Политик пришел к власти на волне недовольства предыдущим режимом – правлением «Карабахского Клана», который два десятилетия грабил страну. Именно вокруг антикоррупционной идеи объединились сторонники изменений во время революции. Но это не означало, что вышедшие на улицы люди протестовали против внешнеполитического курса С. Саргсяна. Ориентация на Россию, которая якобы остается единственной гарантией безопасности страны от внешних угроз, остается распространенной точкой зрения в Армении.

В то же время недостаточная «пророссийскость» Пашиняна сегодня используется против него оппозицией, которая пытается представить это как ключевую причину поражения в войне 2020 г. Заметая таким образом следы собственной некомпетентности (которая и привела к тому, что Армения оказалась слабо подготовленной к конфликту), а также распаляя неуместный экспансионистский реваншизм (явно не соответствующий реальным государственным интересам, которые в первую очередь состоят в налаживании отношений с соседями), представители старой армянской власти стремятся презентовать себя как друзей России, способных восстановить пошатнувшееся доверие в отношениях с Москвой и обеспечить Еревану будущие успехи. По сути, они ставят армянский электорат перед выбором – честный, прозападный, но потерявший Карабах Пашинян, или несколько скомпрометированные коррупционными скандалами, но проверенные временем друзья России, которые за счет этого якобы смогут исправить последние внешнеполитические неудачи.

В свою очередь Пашинян своими последними заявлениями хочет нивелировать эти тезисы оппонентов. Подчеркивая важность союзнических отношений с РФ, он показывает электорату, что делать указанный выше выбор не придется; что он сам никоим образом не выступает против сотрудничества с Москвой, и армянский народ ничего не потеряет, отдав ему победу в рамках процесса голосования. В качестве подтверждения своей приверженности союзу с Россией он и говорит о расширении российского военного присутствия на армянской территории.

Впрочем, есть один момент, на который стоит обратить внимание. В контексте российских баз Пашинян упоминал Сюникскую область. Это территория, расположенная на юге страны, и по которой в соответствии с заключенными 10 ноября 2020 г. соглашениями должен быть открыт транспортный коридор между основной территорией Азербайджана и Нахичеванским анклавом. Учитывая царящие в Армении настроения, вряд ли его функционирование можно обеспечить в нормальном режиме без внешнего контроля. По соглашению, его должны осуществлять российские пограничники – но возможно Пашинян хочет привлечь к этому процессу и другие силы РФ. Тогда ситуация становится еще интереснее – получается, что за громкими заявлениями об укреплении военного партнерства с РФ на благо Армении скрывается просто подготовка почвы для выполнения одного из условий капитуляции, подписанной Ереваном после военного поражения прошлой осенью.

Относительно геополитических последствий возможного расширения российского военного присутствия в регионе стоит отметить, что оно вряд ли будет способствовать стабилизации ситуации. Москва преследует свои цели на Южном Кавказе, которые не совпадают с интересами стран региона. Она хочет закрепиться в качестве регионального гегемона – и именно для этого сейчас обеспечила свое военное присутствие во всех южнокавказских странах (в совершенно разном формате – имея официальную базу в Армении, оккупируя часть территории Грузии и разместив миротворцев на азербайджанской земле). Несомненно, для определения ее планов играет роль и состояние российско-турецких отношений. В сложной геополитической игре, которую ведут В. Путин и Р.Т. Эрдоган, усиление на Кавказе может восприниматься как элемент давления на Анкару.

Однако с практической точки зрения вряд ли расширение российского присутствия на армянской территории серьезно скажется на других государствах. В конце концов, их отношения с РФ определяются комплексной повесткой дня – на которую слабо повлияет дополнительное размещение нескольких сотен военнослужащих в регионе. Никакой позитивной роли российские войска на Южном Кавказе не играют – однако и серьезного вреда, в силу очевидной слабости контингента и оторванности от российской метрополии, нанести не смогут.

Реальную опасность такие планы несут лишь для самой Армении. Со стороны высказывания Пашиняна выглядят исключительно неуместно, демонстрируя искаженное понимание региональной действительности армянскими властями. Они представляют российские войска как необходимое условие обеспечения армянской безопасности – однако на самом деле ей ничего не угрожает. Что бы ни говорили и думали в Ереване, соседи не хотят расчленить Армению, и не строят каких-то агрессивных планов относительно ее территории.

События осени 2020 г. еще раз это наглядно подтвердили – ведь азербайджанская операция по деоккупации Карабаха четко ограничивалась международно признанными государственными границами, а отдельные удары по военным целям на территории Армении наносились исключительно в ответ на обстрелы с этих позиций азербайджанского мирного населения (что кстати являлось неприкрытым фактом агрессии со стороны Еревана). Нет никаких оснований считать, что ситуация изменится в будущем – ведь Азербайджан никогда не стремился к чему-то кроме восстановления собственной территориальной целостности. Что касается Карабаха – то тут Россия уже дала недвусмысленно понять, что не собирается воевать за него, поддерживая необоснованные претензии армян.

Казалось бы, сейчас перед Арменией открывается историческая возможность – в конце концов пересмотреть свою политику в регионе, отказаться от претензий к соседям и наладить с ними отношения. Развитие регионального партнёрства – единственный реальный путь к стабильности, успеху и процветанию. Однако вместо этого Пашинян, прикрываясь некими мнимыми угрозами безопасности Армении, готов увеличивать присутствие на армянской земле иностранных войск – и представляет это как победу и путь, ведущий к величию армянского государства. И выглядит это как окончательный отказ от реальной независимости в пользу российского протектората – грустный, но закономерный итог недальновидной политики армянского руководства.

Мурат Насиров

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА