​За шесть дней из Азии в Европу

  13 ФЕВРАЛЬ 2019    Прочитано: 4638
​За шесть дней из Азии в Европу

Если на заре независимости Казахстан был отрезан от мировых транспортных коммуникаций, то сегодня активно использует свое географическое положение, превращаясь в ключевой по значимости элемент Нового Шелкового пути, передает Vzglyad.az со ссылкой на kazpravda.kz.

Чтобы понять масштаб перемен, нужно вспомнить, что перед страной на пути возрождения Шелкового пути стояли две острейшие проблемы. Первая – наши коммуникации формировались в условиях советской действительности, а потому дороги прокладывались так, что у Казахстана практичес­ки не было прямого выхода на мировые рынки. Этот вопрос был решен путем строительства новых коммуникаций и диверсификации транспортных маршрутов. Причем речь идет как о железнодорожном, автомобильном, так и трубопроводном транспорте. Вторая проб­лема – заведомо более высокая стоимость сухопутных перевозок по сравнению с морскими. Но и ее удалось в какой-то мере решить.

Интересно, что предложения Президента Казахстана Нурсултана­ Назарбаева о развитии транспорт­ного потенциала республики, соз­дании транспорт­ного моста Восток – Запад звучали практически с первых лет независимости.

Начнем с того, что эти приоритеты были прописаны в Стратегии-2030. Без развития этой сферы стали бы невозможны успехи в неф­тяной сфере, особенно в освоении новых месторождений на Каспии. Ведь мало добыть «черное золото», нужно еще суметь его доставить на мировые рынки. А путей транс­портировки не было. Так появился Каспийский трубопроводный консорциум. Да и впоследствии эта тема всегда была в фокусе пристального внимания.

К примеру, в июне 2007 года, выступая на 17-м пленарном заседании Совета иностранных инвес­торов в Усть-Каменогорске, Глава государства отметил: «Казахстан может стать соединяющим мос­том между Западом и Востоком. При наличии широкой транспорт­но-коммуникационной сети мы способны обеспечивать прохождение по территории Центральной Азии транспортных потоков через Иран к Персидскому заливу, через Афганистан и Пакистан – к Индийскому океану, через Китай – в Юго-Восточную Азию и Тихоокеан­ский регион. Над этим мы сейчас работаем».

Идея Президента масштабна и уже сегодня приносит хорошие дивиденды. Растут объемы контейнерных перевозок, а значит, и прибыль. Причем центральную роль Казахстана в возрождении Шелкового пути признают многие страны по широкому периметру наших границ и активно продвигают сотрудничество в этом направлении.

В 2018 году Нурсултан Назарбаев­ на встрече с Президентом Финляндии Саули Ниинистё во время официального визита в эту страну отметил, что через Казахстан проходит 5 железнодорожных, 6 автомобильных международных марш­рутов. Количество контейнеров из Китая в Европу ежегодно увеличивается в два раза. По мнению Главы государства, к 2020 году это будет 20 млн контейнеров. А наша страна сможет зарабатывать на этом 5 млрд долларов.

– Отрадно, что мы открыли новый международный маршрут из Финляндии в Китай через территорию Казахстана и России, – отметил, в частности, Президент. – Теперь в Финляндию контейнерные перевозки из Китая через Казахстан и обратно занимают в 4 раза меньше времени, чем доставка морским путем. В целом к 2020 году около 8% товарооборота между Китаем и Европейским союзом будет проходить по сухопутному Новому Шелковому пути, а это порядка 50 млрд долларов. Вдоль него уже установлено более 80 зон торгово-экономического сотрудничества, создано свыше 200 тыс. рабочих мест.

Возросшая скорость доставки грузов – главное конкурентное преимущество сухопутного марш­рута перед морскими.

– Несмотря на традиционные относительно дешевые морские перевозки, сухопутная часть Нового Шелкового пути, проходящая через территорию Казахстана, даст нашей стране важные преимущества, – утверждает Осман Досов, старший научный сотрудник Службы геополитики и региональных исследований Библиотеки Первого Президента РК – Елбасы.

По его данным, доставка железнодорожным транспортом самых различных грузов из Китая через РК в Европу занимает в среднем 15–16 дней, при том что морс­ким путем выходит по времени в 2–2,5 раза дольше.

По его словам, появилась возможность соединить на постоянной основе развитые и развивающие­ся рынки. В частности, пятисотмиллионный европейский рынок, Россию, страны Центральной Азии, почти полуторамиллиардный Китай и АСЕАН.

Быстрый рост жителей Китая со средним достатком формирует изменение продуктовой корзины. Граждане КНР все больше хотят видеть у себя на столе экологически чистые продукты питания. Казахстан как граничащая с Китаем страна может прямыми поставками обеспечить часть пот­ребностей КНР.

Государства с выходом к морю априори имеют больше шансов для полноценного интегрирования с мировыми рынками. На этом фоне Шелковый путь содействует «сухопутным» странам, в том числе и Казахстану, извлечь выгоду за счет снижения затрат на экспорт­но-импортные операции.

– В свою очередь, – продолжает Осман Досов, – Казахстан внес конкретный вклад в создание Нового Шелкового пути. Закончено строи­тельство казахстанской части международного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай (МТК), где на нашу страну приходится 2 787 из 8 445 километров всей автомобильной дороги. Планируется, что к 2020 году по МТК будут перевозить более 30 миллио­нов тонн грузов ежегодно.

Наряду с этим в 2018 году в Жамбылской области сдан в экс­плуатацию дорожный участок Алматы – Ташкент – Термез как часть проекта «Западная Европа – Западный Китай» (протяженность – 80 км).

– Ключевым преимуществом Нового Шелкового пути являются сухопутные трассы, которые соединяют Азию со странами Средиземноморья. Они позволят ускорить процессы обмена идеями и технологиями, – поддерживает коллегу Арыспай Кабдугалиев, ведущий научный сотрудник Службы стратегических исследований и прогнозирования Библиотеки Первого Президента РК.

По его расчетам, сухопутный маршрут протяженностью 11 000 км, соединяющий Китай с ЕС, предлагает заманчивую альтернативу воздушным и морским перевозкам.

В настоящее время грузоотправители товаров из Азии в Европу имеют только два варианта доставки своих товаров на Запад – дешевый, но медленный морской маршрут через океан либо отправку грузов по воздуху, что намного быстрее, но значительно дороже.

К примеру, для доставки груза в Великобританию из Китая железнодорожным путем требуется 18 дней, в то время как грузоперевозка по морскому Шелковому пути занимает 35 дней.

Сейчас железнодорожные сети заняли срединное положение между морскими и воздушными доставками. Если скоропортящиеся продукты приходится доставлять в Европу самолетами, то остальные грузы перевозчики предпочитают доставлять железнодорожным транспортом.

Еще одно преимущество: железнодорожная доставка допускает любые варианты наполнения контейнера – от полного до частичного. Перевозка по железной дороге значительно экономит время, так как грузоотправителям не нужно ждать, пока контейнер будет заполнен (как в случае с морским путем), прежде чем они смогут отправить его в Европу.

Большое значение для участия в сухопутных перевозках по марш­руту Азия – Европа имеет участие Польши. Эта страна планирует получить ряд выгод от участия в транзитных проектах. Так, Варшава намерена при помощи Китая достроить ряд своих портов и инфраструктурных проектов, например, порты в Гливицах и Козле. Помимо этого, польское правительство надеется, что участие в инициативе «Один пояс – один путь» привлечет инвестиции со стороны китайского государства и частного бизнеса.

Более того, руководство этой страны рассматривает Польшу в качестве конечной остановки Нового Шелкового пути, что должно способствовать ее дальнейшему экономическому развитию.

Однако пока в Польше думают, в России разрабатывают другие маршруты Нового Шелкового пути. Идти они будут через порты Санкт-Петербурга и Ленинградской облас­ти плюс, возможно, через Беларусь и транспортный коридор в Литве – в Калининградскую область.

Литва также сделала конкретные шаги, чтобы заработать на транзите. Так, контейнерный поезд из этой страны «Сауле», соединяю­щий Европу и Китай (опять же через Казахстан), уникален тем, что грузы из Китая достигают пунк­та назначения в течение 10 дней (по морю 40 дней). Развитие проекта данного поезда президенты Литвы и Казахстана закрепили в международных соглашениях.

В ближайшие годы число поез­дов из Китая в Европу должно увеличиться втрое, и часть этих грузов должна проследовать через Литву. Пока Литва принимает из Китая ежегодно до 20 транзитных поездов.

Сейчас «Сауле» соединяет 9 государств от Китая до Бельгии и курсирует очень быстро. Оператор проекта стремится обеспечить, чтобы поезд не нуждался в грузах, а поддержку проекту выразили власти Литвы, Казахстана и Китая.

Для увеличения грузопотока существует возможность организовать перевозки по нескольким направлениям от Казахстана до Балтийского моря и от Китая до Бельгии через литовскую станцию Шяштокай. Логистически это решается довольно просто, контейнерные перевозки мобильны, портовая перевалка никакой сложности не представляет. Порты, конечно, и так довольно загружены, но их функции можно довольно оперативно расширить: никаких новых гигантских строек там сейчас не понадобится, уверяют специалисты.

Так что битва за транзит, как и битва за инвестиции, идет в мире полным ходом. И здесь примечательна одна важная деталь: если на конечных точках Шелкового пути идет нешуточная конкуренция за грузы, то роль Казахстана в этом процессе практически безальтернативна. Все просто – все основные дороги идут через нас.

В целом за прошедшие 5 лет товарооборот между странами вдоль транзитных путей из Азии в Европу, проходящих через Казахстан, составил более 5 трлн долларов.

Казахстан, Россия и Беларусь в июне прошлого года поставили новый транспортный рекорд. По железнодорожному пути из Китая в Европу, который проходит по трем странам СНГ, проехал тысячный контейнерный поезд за 2018 год.

Этот юбилейный поезд из 41 контейнера от казахстанско-китайского пограничья до границы России с Польшей прошел за неполные 6 суток. За это время его проверили всего две таможни: казахстанско-китайская и российско-польская, – таковы преимущества единого таможенного пространства Казахстана, России и Беларуси.

Две части света – Азию и Европу – связывает «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» («ОТЛК ЕРА»). Ее на паритетных началах учредили «Российские железные дороги», «Белорусская железная дорога» и «Қазақстан темір жолы».

– Наши поезда покрывают более пяти с половиной тысяч километров за 6 дней. Это приличная скорость! Для сравнения: морским путем контейнеры прибыли бы в Европу за 45–60 дней. А авиаперевозки проигрывают нам из-за дороговизны, – сообщил журналистам директор департамента по работе с клиентами «ОТЛК ЕРА» Алексей Пропошин.

Администрации железных дорог России, Беларуси и Казахстана участвуют в заказах «ОТЛК ЕРА» на равных, обеспечивая высокий уровень сервиса, скорости и стабильности. Состав из вагонов-контейнеров от Китая до Европы везут электро- или тепловозы всех трех стран.

Число погранпереходов и градообразующих пунктов в Китае ежегодно растет, а значит, увеличиваются объемы китайско-европейского товарооборота и доходы от услуг транзита для государст­венных компаний – участниц «ОТЛК ЕРА».

Значимость железных дорог Казахстана, России, Литвы и Беларуси в проекте Европа – Китай одинаково высока. От того, насколько слаженно организовано взаимодействие этих дорог, зависит технология обеспечения сохранности и скорости доставки контейнерных поездов.

Таким образом, центральное положение в маршруте Китай – ЕС делает Казахстан идеальным мес­том для создания рынка транспорт­ных услуг (прокат подвижного состава, логистические решения и перевозка грузов). Транзитные операции приносят наибольший доход, и ожидается, что этот сектор станет значительным источником дохода для нашей страны.

Антон Бугаенко, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Елбасы:

– Казахстан становится значимой величиной в международных транзитных перевозках по суше. Это обуславливает интерес ряда европейских стран к проектам в нашей стране, в первую очередь в инфраструктурной сфере. При этом участников необходимо разделить на несколько групп.

К первой группе следует отнес­ти государства, рассчитывающие стать транзитными центрами для транс­континентальных перевозок. Это страны Восточной Европы, в особенности Польша и Беларусь, а также североевропейская Финляндия.

Они готовы не только подхватить у Казахстана и России транзитную эстафету, но и стать пунк­тами распределения грузов в другие европейские страны.

Другая группа стран представляет собой европейских экспортеров. В первую очередь это Германия, для машиностроительного комплекса которой Китай стал важнейшим рынком сбыта.

Транспортировка главным образом автомобилей занимает львиную долю обратного грузового потока в Китай, от которого, в конце концов, и зависит общая рентабельность сухопутных трансконтинентальных перевозок. Это одна из сфер, в которой перевозки по континентальному пути имеют явное преимущество перед морскими – транспортировка автомобилей в контейнерах железными дорогами намного безопаснее морских перевозок.

Наконец, особняком среди европейских стран стоит Великобритания. На протяжении 30 лет британские компании играют особую роль посредника между китайской экономикой и внешним миром, в частности западными странами. Большинство банков на Западе теперь используют Лондон в качестве центра проведения операций с юанем. После объявления китайским правительством плана инфраструктурных инвестиций британские компании предложили свои услуги в различных сферах.

Участие в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций может обеспечить британские компании заказами в рамках реализации проектов Нового Шелкового пути.

Великобритания рассчитывает на увеличение присутствия британских компаний в Азии, а том числе в Казахстане.

Важным достижением Казахстана стало создание в стране новой транспортной инфраструктуры. И если железнодорожные магистрали используются в качестве транзитных маршрутов, принося доход казахстанским логистическим компаниям (в первую очередь КТЖ), то автомобильные дороги задейст­вованы в основном внут­ренней экономикой страны и в приграничной торговле с Китаем и странами Центральной Азии.

Амина Жарылгапова, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Елбасы:

– Для нашей страны участие в транзитных транспортных проектах – возможность стать крупнейшим транзитным хабом в Центральной Азии.

К примеру, проходящий через Казахстан контейнерный поезд Чунцин – станция Алашанькоу (Китай) – Дуйсбург (Германия), которому присвоено название «Новый Шелковый путь», позволяет сократить время доставки грузов с 45 дней морским путем до 12 дней сухопутным.

Функционирование международного контейнерного маршрута Чунцин – Дуйсбург способствует активизации евразийского экономического сотрудничества и торговых контактов, предоставляя странам по маршруту безопасные и удобные услуги.

Реализация транспортной составляющей Нового Шелкового пути идет в сопряжении с государственной программой «Нұрлы жол».

Одним из ключевых проектов является международная транзитная автомагистраль Западная Европа – Западный Китай. Благодаря запус­ку проекта на территории Казахстана в 2,5 раза были увеличены объемы грузоперевозок, вдвое сокращено время в пути.

Кроме того, вдоль маршрута в Казахстане проживает около 5,5 миллиона человек, а значит, вместе с увеличением грузоперевозок развиваются логистические центры и придорожный бизнес.

Успешная реализация сухопутной части Нового Шелкового пути выгодна как для Казахстана, так и для других транзитных стран.

Другой вопрос – участие в проектах «Пояса и пути» стран Восточной Европы. Так, одним из важнейших связующих звеньев маршрута является Польша. В июне 2015 года был запущен железнодорожный маршрут Харбин – Гамбург через территорию РФ и Польши. Благодаря этому удалось сократить срок доставки товаров в Европу до 15 суток. Это вдвое быстрее, чем при использовании морского сообщения.

В целом Новый Шелковый путь – масштабный и уникальный в своем роде проект.

Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Европу  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА