Главный психиатр Баку: «До 75% пользователей сталкиваются с проявлениями агрессии и ненормативной лексикой в соцсетях»

  11 ФЕВРАЛЬ 2019    Прочитано: 11543
Главный психиатр Баку: «До 75% пользователей сталкиваются с проявлениями агрессии и ненормативной лексикой в соцсетях»

Интервью Vzglyad.az с директором Центра психического здоровья при Министерстве здравоохранения, профессором, главным психиатром города Баку Фуадом Исмайловым.

- В последнее время наблюдается тенденция увеличение агрессии в соцсетях, в частности используют ненормативную лексику в спорах и дискуссиях. Как вы это можете объяснить?

- Действительно по статистике до 75% пользователей сталкиваются с проявлениями агрессии и ненормативной лексикой в соцсетях. На мой взгляд, причины агрессии в соцсетях мало чем отличаются от причин вербальной агрессии в реальной жизни. Эти причины давно описаны Эрихом Фромом, который выделил игровую агрессию, исходящую из желания продемонстрировать свое превосходство, «остроумие», «крутизну».

Второй тип агрессии – реактивная агрессия – связана с желанием отстоять свои взгляды, защитить достоинство или наказать «обидчика».

Третий тип – инструментальная агрессия чаще всего используется для достижения определенных целей. Примером такой агрессии является троллинг, имеющий цель подрыв взаимного доверия среди пользователей.

Наконец, самой отвратительной и, к сожалению, самой часто встречающейся формой агрессии в Интернете является деструктивная агрессия, с помощью которой человек пытается заполнить пустоту и бесцельность своей жизни. Ее отличает немотивированность, особая злобность и извращенность. Единственным отличием виртуальной агрессии от агрессии в реальной жизни является отсутствие сдерживающих факторов у агрессора из-за отсутствия возможности быть наказанным в сети.

- Все часто мы наблюдаем, как подростки проявляют агрессию по отношению к взрослым. С чем это связано?

- Недостаток внимания может быть лишь одной из причин. А еще может быть недостаток воспитания, агрессивность самих родителей, травматический опыт, влияние сверстников, психическое заболевание. Главным источником агрессии ко взрослым является отсутствие их авторитета в глазах подростка. Недавно при обследовании девочки-подростка я обратил внимание на ее оскорбительные высказывания в адрес присутствовавшего отца. При расспросе она сообщила, что испытала сильное разочарование в своем отце, узнав, что он изменил ее матери. В другом случае мальчик-подросток у меня на приеме в агрессивной форме обвинял отца, что он много лет не работает, пьянствует, позорит семью. В этих случаях нет необходимости искать какие-то скрытые причины агрессии – они достаточно очевидны.

- Насколько актуальная проблем буллинга? Как можно повлиять на родителей, которые осуществляют буллинг в семье – возможно, общество должно вмешаться?

- Естественно и Конвенция ООН по правам ребенка и законодательство страны обязуют государственные структуры решительно реагировать на каждый случай жестокого обращения с ребенком. В нашей стране принята Государственная программа по профилактике домашнего насилия и определены органы исполнительной власти ответственные за ее реализацию. С другой стороны, в отличие от взрослого человека у ребенка по понятным причинам гораздо меньше возможностей заявить о фактах жестокого обращения со стороны родителей. Чаще всего такие факты выявляются взрослыми людьми – родственниками, соседями, учителями, медицинскими работниками. В любом случае источником травли ребенка является безответственное отношение взрослых к своим родительским обязанностям. Поэтому самую важную роль играет просвещение молодежи еще до того как молодые люди создадут свои семьи и станут родителями.

- Как родителям понять, является ли их ребенок буллером?

- Прежде всего родителям необходимо интересоваться ребенком, его учебой, общением, интересами, мнением о нем окружающих. Главным признаком потенциального буллера является отсутствие эмпатии – сочувствия и сострадания к людям. К другим признакам относятся эгоизм, чрезмерная самоуверенность, ощущение вседозволенности, неуважение к окружающим, повышенная агрессивность. К сожалению, многие родители даже когда им сообщают о том, что их ребенок участвует в травле сверстника, игнорируют эту информацию или что еще хуже стремятся всеми правдами-неправдами оправдать своего сына или дочь. Прозрение наступает очень поздно, например, когда жертва травли совершает суицид или в дело вмешиваются правоохранительные органы.

- Какое правильное "наказание" для детей в таких случаях?

- Первое необходимо дать понять ребенку, что издевательство над другими людьми категорически неприемлемо. Второе обратить внимание на социальную среду, в которой «вращается» ребенок, часто он может осуществлять буллинг по наущению антисоциальных подростков, особенно старшего возраста. В этом случае его следует оторвать от этой среды.

Важное значение имеют положительные примеры доброты, великодушия, благородства, которые можно найти в книгах, фильмах и мультфильмах. Если осуществление буллинга связано с потребностью самоутверждения ребенка, то можно предложить более конструктивные способы самоотверждения, например занятия спортом. Во многих случаях помощь ребенку-буллеру может оказать квалифицированный детский психолог.

- Как распознать преподавателя-буллера и чем такие опасны?

- Прежде всего учительский буллинг распознать достаточно сложно. Во-первых; педагог-буллер редко применяет открытые формы травли, такие как физическое насилие или оскорбления, чаще всего он использует косвенный буллинг, например настраивая других учеников или их родителей против ребенка.

Во-вторых; даже если ребенок жалуется на несправедливость со стороны педагога, родители скорее всего с недоверием отнесутся к его словам. Естественно, буллинг со стороны взрослого человека наносит тяжелую психическую травму – ребенок теряет уверенность в себе, у него снижается интерес и мотивация к учебе, может развиться депрессия или различные поведенческие расстройства. У одной моей пациентки длительная социофобия явилась следствием издевательства со стороны классного руководителя.

- Скажите, какой пациент для вас — самый сложный, а какой — самый простой? Бывало ли, что совсем не получалось достичь желаемого?

- Сложность случая зависит от многих факторов, например, выраженность симптомов, лекарственная чувствительность, степень суицидальной угрозы, наличие критики к своему состоянию имеют важное значение для прогноза заболевания. Кроме того, многое зависит от личностных особенностей пациента – его интеллекта, мотивации, ответственного отношения к лечению, а так же от внешних факторов –поддержки со стороны семьи, доступности помощи, отношения общества к его болезни. Последнее является очень важным, поскольку стигма, сопутствующая психическим расстройствам является самым сильным препятствием для достижения желаемого результата. Несвоевременное обращение за помощью, отказ от приема психотропных препаратов, предвзятое отношение окружающих, чувства стыда и страха - все это является следствие стигмы. К счастью, в подавляющем большинстве случаев мне и многим моим коллегам удается достичь успеха в лечении. Кстати, вопреки устоявшимся в массовом сознании стереотипам эффективность лечения психических расстройств намного превышает эффективность вмешательств в других областях медицины.

- Знание психологии и поведения людей как-то помогают вам в обычной жизни? Как вы реагируете, например, на хамство или другие неприятные вещи, связанные с общением в нашей городской среде или в семье?

- В целом, конечно же, помогает. Зная особенности мышления, выражения эмоций или поведения людей гораздо легче выстраивать отношения с ними, находить нужные аргументы, понимать их точку зрения. С другой стороны, иногда испытываешь разочарование видя, что за показным махизмом скрывается неуверенность в себе, за видимым дружелюбием – неискренность, за высокопарными словами – примитивный эгоизм.

Ко многим слабостям людей я отношусь вполне терпимо, потому что весь мой жизненный и профессиональный опыт свидетельствует о том, что идеальных людей не существует. Важно учитывать, что один и тот же человек в различных условиях может проявлять себя по разному, поэтому и в работе и в обычной жизни я стараюсь «делать ставку» на сильные стороны личности.

Однако к хамству, невежеству, зависти и жестокости у меня нулевая толерантность. К счастью, моя профессия научила меня гораздо чаще обращать внимание на положительные вещи, как в семьях так и в городской среде.

Кенан Фарамазов

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: психиатр   дети   агрессия   Баку   буллинг  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА