«Коралловый Малыш»: возвращение в Джоджуг Марджанлы - ФОТО

  08 ФЕВРАЛЬ 2017    Прочитано: 13004
«Коралловый Малыш»: возвращение в Джоджуг Марджанлы - ФОТО

В оккупированном Арменией Джабраильском районе Азербайджана до начала карабахского конфликта было три села с названием Марджанлы – Верхние Марджанлы, Нижние Марджанлы и Джоджуг Марджанлы.

Откуда у местных жителей был столь повышенный интерес к кораллам, мне неизвестно. Обсудили с коллегами: тоже пока в поисках ответа. Марджан на азербайджанском – коралл. Джоджуг же – малыш. Из трех Марджанлы выжил только Малыш. В 1993 году он был оккупирован армянами. В 94-ом азербайджанская армия выбила противника из села. Но заселить его не удалось. Лишь одна семья вернулась в родное село. Одна семья из 283. Жили они под постоянным обстрелом и среди мин.

Над Джоджуг Марджанлы возвышается то ли высокий холм, то ли небольшая гора Лалетепе. Высота вплоть до апреля 2016 года контролировалась армянами. В ходе контратаки армии Азербайджана Лалетепя освободили. С 1994 года впервые Азербайджану удалось отвоевать часть своей территории. И Джоджуг Марджанлы получил новое дыхание. Сюда начинается возвращение.

Стою на дороге. Слева жизнь бьет ключом. Там территория частично оккупированного Физулинского района. Дома физулинцев примыкают прямо к дороге. Справа – Джабраиль. Некогда дома джодугмарджанлинцев тоже примыкали к этой дороге. Сейчас там руины. Лишь в далеке виднеется дом Октая Хазиева – главы той самой вернувшийся семьи. Вдоль дороги припаркованы внедорожники Агентства по разминированию территорий (ANAMA).

Впереди комментируют ситуацию глава пресс-службы МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев и заместитель главы Госкомитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев Фуад Гусейнов. Именно эти ведомства организовали 7 февраля поездку иностранных и местных журналистов в Джоджуг Марджанлы.

Туда не ходи, сюда не ходи...

Территория села утыкана минами. Они везде и всюду. Саперы расчистили часть дорог, работать им придется до осени. Необходимо освободить от мин 100 тысяч квадратных метров территории. Потом здесь начнется строительство домов и административных зданий. 200 семей подали заявки на возвращение в родное село. 50 из них заселят первыми, потом подтянутся и остальные.

В Азербайджане для вынужденных переселенцев построено более 90 поселков. Но именно Джоджуг Марджанлы является первым населенным пунктом, куда вернутся бывшие жители, - говорит Фуад Гусейнов. Они, в принципе уже вернулись. Приходят в село, играют на сазе. Ждут, когда начнется строительство.

- Считаем, что этот проект, реализуемый в соответствии с распоряжением главы государства о восстановлении села Джоджуг Мерджанлы, станет пилотным в процессе возвращения вынужденных переселенцев в родные края, и будет учтен международными организациями. Проект, осуществляемый по инициативе и воле Президента Азербайджана, поддерживается и международной общественностью. Верховный комиссариат ООН по делам беженцев и другие международные структуры продемонстрировали решительную волю в этом вопросе. В скором времени будет организован визит представителей дипломатического корпуса в это село. Они своими глазами увидят, как люди возвращаются на родную землю, - говорит Хикмет Гаджиев.

Мы с ним в тот день будем долго говорить о мире, о деструктивной позиции Армении, о двойных стандартах некоторых стран, организаций и об усилиях посредников... А с коллегами – все больше о войне.

Лалетепе внушает чувство гордости. В апреле 2016 года азербайджанская армия взяла эту высоту. Цена была немалая. Но... любой, кто видит Лалетепе, хотел, чтобы прошли еще дальше. К далеким высоким горам, туда, где начинается граница с Арменией. К Шуше, к Ханкенди, Кельбаджару, Лачину... ко всем оккупированным миллиметрам Азербайджана.

А пока хожу по территории, утыканной минами и неразорвавшимися снарядами и думаю о том, что если на очистку территории Малыша необходимы месяцы, то сколько же времени понадобится на всю оккупированную территорию... Годы? Наверное, да.

Супруга Октая Хазиева рассказывает, что они какое-то время прожили в Имишли. Но в какой-то день кто-то из соседей стал разглагольствовать о том, что нечего им сидеть в другом районе, если своя деревня опустела. Муж принял решение вернуться. Под пули, на мины. Сейчас у них в семье восемь человек. От мала до велика. Сам Октай мужик крепкий. Ездит на тракторе с надписью «Джабраиль», разводит пчел, барашков и коров. Плотно сидит на земле. Не удивлюсь, если его назначат главой местной власти. Именно Октай будет говорить возвращающимся: «Добро пожаловать домой»...

Глава Исполнительной власти Джабраильского района Кямал Гасанов от имени жителей благодарит армию и Верховного главнокомандующего. Говорит о высоком духе, о надежде на то, что в скором времени будет освобождена вся оккупированная территория. Рассказывает о почти полуторатысячах джоджугмарджанлинцев, которые ныне живут в 17 различных городах и районах Азербайджана...

Мы возвращаемся в Баку. Путь занимает больше 5 часов. Баку сияет, красуется, манит. И я думаю о тех, кто бросит весь этот столичный шик и удобства и вернется в маленькое село в Джабраиле. Вернется, потому что так надо, так должно, по-другому и быть не может. Из 283 семей заявку на возвращение дали 200!














Автор и фото: Кенан ГУЛУЗАДЕ
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА