Расим Мусабеков:«Эти трения существовали до создания НацСовета»

  11 АВГУСТ 2013    Прочитано: 1303
Расим Мусабеков:«Эти трения существовали до создания НацСовета»


Вчерашнее заявление Кремля о сложностях правовой процедуры лишения гражданства Р.Ибрагимбекова спутало карты оппозиционерам – НацСовет практически раскололся, и уже началась самая настоящая война между традиционными «милыми врагами»: фронтистами и мусаватистами. А тем временем власти активно готовятся к предстоящим выборам, фактически обеспечив де-факто свою победу.

В этой ситуации мусаватисты решили сделать хорошую мину при плохой игре. Но спасет ли оппозицию участие Исы Гамбара на выборах? И может ли еще измениться политическая ситуация?


На вопросы корреспондента Заура Расулзаде отвечает политолог Расим Мусабеков.

- Ожидания активности протестной социальной базы в Азербайджане, кажется, не оправдались и на этот раз. До выборов остаются считанные недели, но оппозиция все еще не может мобилизовать свои силы...

- Удивляться не следует. Происходит то, о чем я и многие другие ранее говорили. Заявления оппозиционных лидеров и СМИ о повсеместном недовольстве населения и сильных протестных настроениях оказались преувеличенными. По крайней мере, я не наблюдаю массовой готовности людей решительно действовать и приносить жертвы во имя перемен. У самой оппозиции крайне ограниченные политические, финансовые, организационные и медийные ресурсы, нет внятной стратегии и тактики. Общие рассуждения о том, что народ бедствует, власть плохая, а торжество демократии и свободы неизбежно – еще нигде и никому в мире не принесли успеха, если этому не сопутствовала конкретная программа действий, обеспечивающая предельную концентрацию сил в нужное время и в нужном месте.

- В Нацсовете уже начались междоусобицы. Например, Мусават и ПНФА начали обвинять друг друга. Почему так происходит? Стоит ли ожидать спонтанного процесса развала?

- Эти трения существовали до создания НацСовета, не прекращались внутри него и, судя по всему, продолжатся и после того, как данный проект сойдет на нет. Практически уже два десятка лет мы наблюдаем перманентный процесс недолговечных объединений оппозиции (СИДСУ, блок «Азадлыг», «Общественная палата», теперь «Нацсовет»), неизменно завершавшихся распадом, с взаимными обвинениями в предательстве и подрыве единства.

Причин тому много, в том числе и прессинг властей. Но есть и другое. Когда слаба надежда на победу и эфемерны ожидания большого политического выигрыша, в рамках которого разномастные оппозиционные лидеры и функционеры могли бы реализовать свои амбиции, каждый старается выжать из плохой ситуации хотя бы какие-нибудь скромные дивиденды для себя. Отсюда интриги и грызня.

- Как вы можете прокомментировать ситуацию вокруг единого кандидата Рустама Ибрагимбекова и его нежелание возвращаться в страну? Ведь вначале он заявлял о своей готовности умереть во имя народа, а сейчас отказывается от возвращения из-за страха перед тюрьмой?

- Если честно, то заявлений о готовности принести себя в жертву я из уст Рустама Ибрагимбекова не слышал. Он уравновешенный и прагматичный человек, которому несвойственны истерические выражения или высокопарные слова. Да и арест ему вряд ли грозит. Во всяком случае, ни со стороны налогового ведомства, которое расследует финансовые дела в Союзе кинематографистов, ни со стороны прокуратуры никакие обвинения в адрес Р.Ибрагимбекова не выдвигались. Максимум, что может его ожидать в Баку, это приглашение в органы дознания для дачи свидетельских показаний. Для человека, который объявил себя лидером борьбы с «антинародным режимом», это не должно быть большим препятствием.

В конце концов, свет не сошелся клином на Ибрагимбекове в качестве единого кандидата оппозиции. Если о его российском гражданстве вспомнили слишком поздно, и трудно к сроку урегулировать все необходимые формальности с отказом от него, что мешает Ибрагимбекову приехать в Баку и выполнять свою роль в качестве председателя НацСовета, согласовать другую, приемлемую для большинства, кандидатуру? Неужели и в рядах оппозиции немедленно возник синдром «незаменимости»? Думаю, дело в ином.

Рустам Ибрагимбеков изначально не горел желанием взваливать на себя бремя единого кандидата оппозиции на президентских выборах. Как человек умный и опытный, он не может не отдавать себе отчет в том, что в 74 года не время ввязываться в рискованные политические авантюры со слабыми и ненадежными союзниками. Параллели с Черчиллем, Аденауэром, Рейганом или Гейдаром Алиевым, которые некоторые пытаются проводить, совершенно неуместны. Эти лидеры действительно успешно возглавляли государство и правительство после достижения 70 лет.

Однако они посвятили политике многие десятилетия своей жизни, а не вздумали заняться этим делом на склоне лет, подобно уважаемому мэтру кинематографии. Полагаю, что Рустама Ибрагимбекова подвели его московские и азербайджанские конфиденты, уверовавшие в том, что народ в Азербайджане настолько устал от действующей власти и жаждет ее сменить, что ему не хватает всего лишь знамени в лице интеллигента с мировым именем. Возможно, свою роль сыграла внушенная Ибрагимбекову недобросовестными информаторами и советчиками иллюзия о неприемлемости для России, США и Европы третьего президентского срока Ильхама Алиева. Реальность же оказалась совершенно другой. Складывается впечатление, что Рустам Ибрагимбеков сегодня думает не столько о том, как быстрей приехать в Баку и включиться в избирательную кампанию (неважно, в качестве единого кандидата оппозиции или же председателя Нац.Совета), сколько поиском уважительных причин, позволяющих выпутаться из непростой для него ситуации с минимальными имиджевыми потерями.

- Правящая партия направила документы своего кандидата в Центризбирком. А оппозиция все еще не может определиться с кандидатом, и не решила, какой сценарий будет задействован. Останется ли в игре Рустам Ибрагимбеков, будет ли выдвинут другой единый кандидат, или же дело пойдет к бойкоту выборов?

- Дело идет к тому, что вопрос о едином кандидате оппозиции, скорее всего, будет закрыт. ПНФА категорически отказывается поддержать кандидатуру Исы Гамбара, а мусаватисты не согласны на бойкот. Следовательно, очень скоро на проекте так называемого «НацСовета» будет поставлен жирный крест.

Отдельные оппозиционные партийные лидеры могут выдвинуться кандидатами и даже привлечь своих сателлитов в качестве группы поддержки, но от иллюзии единства оппозиции мало что останется. Шансы в таких условиях не то что победить, но даже обозначить серьезную борьбу, подобно той, которая имело место на президентских выборах 1998 и 2003 годов, у оппозиционных кандидатов не просматриваются.

- С чем связана однозначная поддержка Западом правительства Алиевых? Влияние энергетических интересов?

- Утверждение об однозначной зарубежной поддержке Ильхама Алиева является преувеличением. Не только США и европейские державы, но даже Турция и Россия в таких случаях выражают свое отношение более сдержанно. При этом внешние игроки неплохо информированы о силе правительства и реальных возможностях оппозиции, потому и прагматично делают ставку на наиболее вероятного победителя, каковым безальтернативно выглядит действующий президент Ильхам Алиев.

Взгляд.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА