…Руководство Армении, планировавшее радел Грузии не снизу (Джавахетия) вверх (Абхазия), а сверху вниз, скрытым путем открыло второй фронт. В будущем этот фронт должен был подготовить почву для объединения армян Джавахетии с Арменией. Благодаря стараниям армян, живущих в Абхазии, там должны были ухудшиться армяно-грузинские отношения, и, как результат, укрепиться солидарность армян в Джавахетии.
Для реализации этого стратегически важного для Армении плана были сформированы провокаторские организации для проведения соответствующей культурной и образовательной деятельности среди армян, живущих в регионе Грузии – Абахазии. На всякий случай отделения созданных организаций - «Крунк» и «Маштоц» - выбрали разные направления деятельности.
Возглавляемая Альбертом Тополяном организация «Крунк», выбравшая первое направление, начала принимать активное участие в политической жизни сепаратистского режима Абхазии. Представители этой организации, так же, как это было в Карабахе, входили в состав Верховного совета Абхазии. «Крунк» и руководитель этой организации Тополян были сторонниками лидера абхазских сепаратистов Владислава Ардзинбы.
В отличие от «Крунк» армянская организация в Гаграх - «Маштоц», возглавляемая Арсеном Чакряном, мало вмешивалась в политическую жизнь сепаратистского режима. Как показало расследование, до начала вооруженного грузино-абхазского противостояния лидеры обеих армянских организаций встречались в Гаграх. Согласно их поручению, сторонники «Крунк» и «Маштоц» должны были выступить в этой войне с единой позиции. Организация Альберта Тополяна «Крунк» призывала армянское население поддержать абхазов, а «Маштоц» отказалась встать в столь открытую оппозицию.
В отличие от «Крунк», основной центр которой находился в Сухуми, организация армянской общины в Гаграх «Маштоц» заявила, что не будет занимать чью-либо сторону в вооруженном противостоянии грузин и абхазов, и будет защищать исключительно интересы армянской диаспоры.
Таким образом, если «Крунк» открыто вела антигрузинскую пропаганду, то «Маштоц» делала это тайно, оставляя место для нормализации отношений с грузинами в будущем. А противоборство между этими двумя организациями возникло отнюдь не по причине то, что они расходились в своих позициях, а потому, что Альберт Тополян захотел прибрать к рукам руководство всей армянской общиной.
Гагринская община, объединившая в себе 10 тысяч человек, преподносила свою деятельность, как культурно-благотворительную. Для пущей убедительности она даже активно сотрудничала с Министерством культуры Армении. Однако, несмотря на это, «Маштоц», так же, как и «Крунк», помогала вербовать бойцов в батальон Баграмяна, и вооружала их. Кроме того, она брала на себя обеспечение батальона армянскими священниками, которых набирала из епископской кафедры в Эчмиадзине (Армения).
Если мы посмотрим на историю Абхазии, когда она была автономией, на деятельность армянской фракции ее Верховного совета, то увидим, что армяне всегда были радикально настроены против грузин. Одна из главных целей «Крунк» заключалась в том, чтобы прибрать к рукам территории, на которых проживали грузины, и заселить их армянами.
«Крунк», как армянская «культурно-благотворительная организация», выпячивая социальное, правовое и другое общественное неравноправие по отношению к армянской общине, формировало целое общество недовольных. Однако, отметим, что старания Тополяна для этого были слишком незначительны. Ещё задолго до начала вооруженного грузино-абхазского противостояния планировалось настроить армянское население регионов Абхазии против грузин. Так что ненависть армян к грузинам была составной частью заранее продуманного плана.
Командир армянского батальона им.Баграмяна Вагаршак Косян признался в этом в одном из своих интервью: «Армяне были на стороне Абхазии. То есть у нас изначально были с ними (абхазами - ред.) хорошие отношения. Турки убивали наших предков, уцелевшие же из них, полностью разоренные, бежали. В такой ситуации нас приняли абхазы. То, как они тепло приняли нас, надо рассказывать новым поколениям нашего народа. Грузины какими только способами не старались вытеснить армян из Абхазии. Армян убивали, бывало даже, топили в море.
До войны наша община вела очень сильную пропаганду, которая всесторонне объясняла эти связи (армян с абхазами - ред.). Поэтому абхазские армяне и не смогли занять иную позицию. В противном случае это было бы не возможно с моральной точки зрения. Армяне поддержали абхазов и начали вести с ними войну против захватчиков. С этой же позиции выступали армяне, живущие в разных странах: если вы живете на этой земле, то вы должны защищать ее, и разделять все горести ее народа. В трудные для Абхазии времена армяне были рядом с ней».
«Министр иностранных дел» абхазских сепаратистов Сергей Шамба также заявлял о том, что деятельность «Крунк», ее пропагандистская платформа были нацелены на формирование неприятия по отношению к грузинам у местных армян: «В советское время Тбилиси проводил по отношению к Абхазии политику колониального характера. Мы действительно жили, как в колонии. В таких условиях армянское население считало себя в Абхазии чужаком. По мнению Тбилиси, ни армяне, ни абхазы не должны были жить на их земле. Хозяевами этой земли считались только грузины. В такой ситуации была создана возглавляемая Альбертом Тополяном организация «Крунк». Эта организация занимала антигрузинскую позицию, и с помощью пропаганды внушала армянам, что Абхазия, как родина абхазов, и их родина тоже. Когда началась война, многие армяне взяли в руки оружие, чтобы защитить родину».
Лидеры этих двух организаций тесно взаимодействовали с другими похожими организациями и армянской диаспорой. Как отмечалось, организация действовала синхронно с похожей инстанцией в Карабахе.
Несмотря на то, что карабахская организация «Крунк» официально называла своими целями изучение истории региона и его связей с Арменией, а также восстановление исторических памятников, на самом деле эта организация занималась совсем другими делами: создавала вооруженные отряды, проводила массовые акции протеста и забастовки. Как отметил в своей книге британский журналист и писатель Томас де Ваал: «В Советском Союзе времен Горбачева «Крунк» была первой организацией, которая начала использовать забастовки, как политическое оружие».

Если посмотреть на связи «Крунк», созданной в Абхазии, с Карабахом, то можно увидеть, что их, на первый взгляд, связывали вопросы языка, культуры, экологии и истории. На самом же деле обе организации, вооружаясь, нацелились на расшатывание стабильности в Азербайджане и Грузии. Неслучайно, что руководителем идеологического отдела карабахской «Крунк» был тогдашний партком ханкендинской фабрики шелка, бывший президент Армении Роберт Кочарян.
Организацией «народной дружины» занимался директор стадиона имени С.Шаумяна Рамзик Петросян. Первое, с чего начали свою деятельность эти «народные дружинники», было изгнание азербайджанцев, живущих в Ханкенди, и грабежи их имущества. Позже Рамзик Петросян стал одним из командиров вооруженных армянских отрядов, так называемых «сил самообороны Карабаха».
Абхазское отделение «Крунк», как организации, напрямую связанной с Арменией, тоже начало вести подобную деятельность. Несмотря на то, что Армения вела войну с Азербайджаном, армянские официальные лица, политические партии националистического толка поддерживали деятельность «Крунк».
То, что в Абхазии был сформирован батальон Баграмяна, что армяне поддержали позицию абхазских сепаратистов, ясно показывает, чем на самом деле занималась «культурно-благотворительная» организация «Крунк».
С началом войны в Карабахе армянские организации начали сбор помощи. Они через армянскую диаспору, настроенную против Азербайджана, приобретали оружие. Согласно полученным сведениям, армянские организации в Абхазии некоторые время занимались вербовкой армянских бойцов, которые воевали против азербайджанцев в Карабахе.
Наряду с Азербайджаном до крайней степени была накалена политическая обстановка и в Грузии. Идеи независимости, провозглашенные абхазскими сепаратистами, привели к первым кровопролитиям. В противостоянии между грузинами и абхазами, которое произошло в июле 1989 года, погибли десятки людей: и среди грузин, и среди абхазов. А армяне, живущие в Абхазии, продолжали придерживаться своей позиции. Армянам было понятно, что все происходящее между грузинами и абхазами в скором времени приведет к войне. «Крунк» была готова к войне. Организация Тополяна полностью поддерживала политику абхазских сепаратистов.
Тогда же обнажилось истинное лицо «Маштоц», которая прежде тоже выдавала себя за «культурно-благотворительную» организацию. Она стала тайной военной организацией. В Гаграх были назначены ответственные лица, отвечавшие за армян, живущих в городе: по каждой части города, по каждой его улице. Эти лица должны были контролировать всех тех, кто был способен держать в руках оружие. По тревоге эти люди должны были собраться в заранее оговоренных местах.
Такая организация на местах позволяла моментально осуществить мобилизацию членов «Крунк». Главной целью этой организации, которая взяла за основу модель крунковских «народных дружин» в Карабахе, было захватить руководство городом Гагры, чтобы начать вытеснение из города грузин. В период войны армяне вытеснили грузин не только из города, но и «очистили» от них всю Абхазию.
В настоящее время Армения всячески отрицает то, что «Крунк» координировался из единого центра. Республика Армения громко заявляет о том, что не предавала своего соседа – Грузию.
Однако, проведенное расследование показало, что в 1989 году активисты движения «Крунк» совершили визит в Армению, где их принял духовный лидер Армении католикос Вазген I. Политические партии наладили связи с Армянской революционной федерацией («Дашнакцутюн»), а «Дашнакцутюн», в свою очередь, для выстраивания своих структур поддержала создание новой организации, после чего и была создана «Крунк».
Грузии хорошо известно, какими тайными делами занималась «Маштоц» на пару с Министерством культуры Армении. Уж точно не для служения грузинам с благословения Эчмиадзина в батальон Баграмяна направляли священников.
Отправка армянских бойцов из Абхазии в Карабах, а затем наоборот – из Карабаха в Абхазию, ясно свидетельствует об истинной цели стратегии, которую Армения проводит в регионе.
Нас нисколько не должно удивлять то, что организация «Крунк», запомнившаяся своими террористическими и провокационными операциями, открывает отделения в отдаленном от нашей страны регионе – Абхазии. Претворяемый в жизнь всемирной армянской диаспорой и «Дашнакцутюн» проект под названием «Крунк» нацелен не только на Азербайджан, но и на соседнюю Грузию. С этой точки зрения деятельность «Крунк» за эти годы следует рассматривать как основной инструмент, даже, скорее, оружие, для проведения стратегии Республики Армения на Южном Кавказе.
Шахин ГОДЖАЕВ
Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА
Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad
Тэги: