Горькая жизнь женщины, потерявшей в Ходжалы свою семью - ВИДЕО

  26 ФЕВРАЛЬ 2016    Прочитано: 7872
Горькая жизнь женщины, потерявшей в Ходжалы свою семью - ВИДЕО

Сегодня прошло 24 года со дня ужасной трагедии, разыгравшейся в Ходжалы. Ходжалинский геноцид попал в историю как одно из самых чудовищных преступлений ХХ века. Жители Ходжалы, которые стали свидетелями массовых убийств среди мирного азербайджанского населения – дела рук армян, до сих пор с содроганием вспоминают о той страшной ночи – ночи с 25 на 26 февраля 1992 года…

В ту февральскую ночь 23-летняя Керимова Севда Кямран гызы потеряла в Ходжалы всех своих родных. Она - единственная, кто остался в живых из всей семьи.

- Родом мы из Дарельяза. В 1988 году нас депортировали из Западного Азербайджана, мы переехали в Ходжалы.

Отец был ветераном войны. Мы всегда спрашивали у него: «Отец, как вы участвовали в войне, как сражались?». Он рассказывал нам о том, что видел на войне, а мы его с интересом слушали. Тогда мы не знали, что нам придется пережить еще более страшную трагедию…

В Ходжалы я потеряла все.

Мы путали день с ночью, потому что прятались в подвалах. Я спряталась в подвале дома, чтобы остаться в живых.

Перед тем, как началась резня, ходжалинцы покинув свои дома, прятались в подвалах. Они днями напролет сидели без еды и питья в холодных подвалах и искали пути, как перебраться в Агдам.

- Мы целыми днями сидели в подвалах. Не было ни света, ни телевизоров, сколько можно было говорить об одном и том же…

В подвале нас пряталось человек 30-40…

Ночью 25-го февраля весь город был окутан светом. Когда я вышла из подвала, увидела, что все бегут в разные стороны. В городе были слышные крики, наводящие ужас.

В ту ночь один мой брат - Солтан, который был военным, был дома, а другой мой брат – Фируз, был полицейским, и дежурил в отделении. Он не знал, что с нами.

Моя мать, брат, жена брата и я вышли на дорогу, чтобы вместе с людьми бежать в лес. По дороге у магазина мы натолкнулись на раненого отца. Его выстрелили в спину, когда он вышел из дома, чтобы спрятаться в подвале. Отец истекал кровью, и умолял, чтобы мы не дали ему умереть.

Мать тоже была ранена – я перевязала ее руку шалью. Брат, взяв под руку отца, а я – мать, вышли на дорогу, ведущую в Агдам.

Армяне разыскивали моего брата Солтана. Они говорили, что им нужна голова Солтан бека.

В снежную, морозную погоду, голодные и жаждущие, раненые ходжалинцы пытались пройти лес и перейти в Агдам.

- Мы шли всю ночь. Это был мучительный путь. В лесу мы потеряли жену брата и их 7-летнюю дочь. Мы никак не могли их найти, сколько ни искали, нам пришлось продолжать путь без них.



Когда наступило утро, в Нахичеванике армяне преградили нам путь. Мой брат – лейтенант Солтан – сказал мне: «Беги, Севда, беги. Армяне возьмут тебя в плен. А я проведу мать и отца. Если не убежишь, то я сам тебя убью». Мне пришлось присоединиться к другой группе путников. Поскольку мы были из Западного Азербайджана, то не знали лес так хорошо, как ходжалинцы.

Армяне приближались к нам. Мы спрятались в кустах, чтобы они не заметили нас. Вдруг я увидела, что армяне уводят жену брата и племянницу. Мы боялись издать звук, иначе и нас бы забрали.

В лесу я потеряла обувь – она спала с ног, зацепившись за ветки кустов, я осталась босая. Я увидела, что тетя Эльмана Мамедова (нынешний депутат от Ходжалы – ред.) Урза хала несет под мышкой пару обуви. Я спросила: «Урза хала, чья это обувь?». Она сказала, что ее мужа: «Гулу убили, я взяла его обувь». Я спросила, сможет ли она дать мне эту обувь, поскольку я босая, на что Урза хала сказала: «Почему же не дам…».

Мы уже подошли к последнему посту Агдама. И вдруг я услышала, что кто-то зовет нас на азербайджанском. Нам говорили: «Идите, идите, не бойтесь». Мы подумали, это были азербайджанцы. А оказывается, то были армяне. Многие ходжалинцы поверили и вышли из своих укрытий. Как жестоко они обманулись…

Двоюродного брата матери расстреляли на глазах у его жены, а его 21-летнему сыну отрезали руку.

У ходжалинцев больше не осталось никакой надежды. Они не знали, куда идти, что делать, как успокоить плачущих от холода и голода детей…

- В лесу снова послышался зов на азербайджанском. Нам говорили, не прячьтесь, выходите. Мы убедились, что это звали не армяне, а азербайджанцы. Мы вышли из мест, где прятались и побежали к ним. Это были ОМОНовцы.

В Агдаме мы бежали кто в мечеть, кто в штаб, кто в больницу. Мы искали своих раненых, убитых.



До 21 марта я искала своих родных: родителей и братьев и в штабе, и по больницам.

Уже потом в Агдам доставили трупы матери, отца, и брата Фируза. Все трое похоронены в Мингечевире.

Многие свидетели Ходжалинской трагедии, которые тогда были детьми, от страха тяжело заболели. И несмотря на то, что их сейчас им под 30 лет, они все еще не могут избавиться от того шока, что пережили в детстве. Скольким из них матери закрывали рты, чтобы заглушить их плач, чтобы армяне, чинившие зверства, не услышали и не убили их, и всех остальных…

Сейчас моя семья состоит из троих: я, дочь и сын. Как когда-то мой отец рассказывал нам о войне, так сегодня и я рассказываю своим детям о Ходжалинской трагедии… Мои мать, отец и брат – они уже давно упокоились, а я уже 24 года умираю каждый день…



Шахана РАГИМЛИ
Видео: Эльвин АБДУЛЛА
Перевод: Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА

Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА