Трагедия в Гарадаглы глазами Хяджяр из Карабаха

  18 ФЕВРАЛЬ 2016    Прочитано: 14458
Трагедия в Гарадаглы глазами Хяджяр из Карабаха

«Ибад Гусейнов говорит неправду – я приведу ужасающие факты» - Хяджяр Карабаха

«Ибад Гусейнов говорит, что мы сражались, чтобы помочь Гарадаглы. Но он говорит неправду».

Femida.az представляет третью часть интервью с участницей Карабахской войны, известной как Хяджяр Карабаха – Сабирой Махмудовой. В этом интервью Сабира ханум расскажет о зверствах армян, учиненных в Гарадаглы, о том, как они заживо сбрасывали людей в силосные ямы.

- Давайте вспомним время, когда произошла Гарадаглинская трагедия. Что тогда происходило вокруг Гарадаглы?

- 12 января 1992 года в село Гарадаглы, которое уже долгое время находилось в осаде, направился вертолет с продовольствием. Армяне начали обстреливать вертолет, и потому он не смог приземлиться в селе. Несколькими днями ранее вертолет доставил тяжело раненого в сражении за Гарадаглы Мазахира в Агдам, но врачи не смогли спасти ему жизнь. Село Гарадаглы было полностью отрезано от страны, и его населению оставалось лишь надеяться на судьбу.

В начале февраля армяне при поддержке 366-го полка вновь атаковали село. На позывные сельского связиста государство не отвечало. Из штаба в Агдаме руководству страны больше не поступало сведений. Потому что не было никакой реакции. И отправленные сюда, боясь потерять должности, не могли поднять голос.

С 15 января население Гарадаглы адресовало ко всему Азербайджану обращение, в котором говорилось, что они будут защищать свое село до самой последней капли крови. 11 февраля ситуация в Гарадаглы совсем накалилась. С гостелефона, на который у меня была последняя надежда, я раз за разом докладывала об обстановке всем, начиная от председателя Бакинского городского совета Руфата Агаева и до Бахтияра Вахабзаде. Бахтияр Вахабзаде пообещал, что лично доложит об этом Аязу Муталибову. Помощник президента, ныне покойный Гюльшад Зарбалиев на каждый мой звонок отвечал: «Ай джан, Хяджяр». Он говорил, что передаст Муталибову наши требования. В те дни я также просила академика Эльдара Салаева и председателя женсовета города Баку Зарифу Салахову, чтобы они просили у президента помочь нам.

Но наше руководство, зависящее от России, не сделало ни шагу, чтобы оказать помощь осажденному Гарадаглы. Несмотря на то, что после лета 1991 года женщины, дети и старики села были вывезены вертолетом, в селе осталось 11 женщин среднего возраста. Они остались ухаживать за своими мужьями и сыновьями, и чтобы готовить еду для бойцов. Четырнадцать военнослужащих Национальной армии, прибывшие из Агдама, до конца оставались с бойцами этого села. В селе также остались 13 школьников, помогавших своим отцам и братьям.

Восемь человек, сражавшихся на стороне армян, перешли на нашу сторону…
Настали черные дни Гарадаглы. Становилось все опаснее. 14 февраля армяне с большими силами в очередной раз атаковали село, подожгли его из двух единиц тяжелой техники и гранатометов. Среди бойцов села были потери. Все эти сведения мне дал связист. На мой глас на всю республику 14 февраля откликнулась Зарифа Салахова и приехала в Агдам. Я рассказала Зарифе ханум обо всем, что происходило, о безответственности агдамского командования, которое не откликалось на мольбы о помощи уничтожаемого в селе населения. Она вместе со мной отправилась в агдамский гостиничный дом, где находился генерал Дадаш Рзаев. Там состоялся разговор с Дадашем Рзаевым. Зарифа ханум сильно ругала его и говорила, что из-за его халатности население Нагорного Карабаха оказалось беспомощным перед лицом врага. Она грозила ему, что расскажет обо всем этом лично президенту, и требовала, чтобы он немедленно отправился в Гарадаглы. Генерал пообещал ей, что проведет операцию, и что пойдет на подмогу селу.

В тот же день Зарифа Салахова, взяв с собой восемь солдат родом из Средней Азии, которые сначала сражались на стороне армян, а затем перешли на нашу сторону, вернулась в Баку. Спустя два дня она вместе с Чингизом Мустафаевым отвезла этих солдат в Москву для участия в пресс-конференции. Потом я узнала, что эта конференция вызвала широкий резонанс в Москве. Эти представители народов Средней Азии во всеуслышание заявили, что армяне принуждали их воевать против азербайджанцев. До конца своей жизни я не забуду те минуты, когда, вернувшись в штаб Худу Худуева, я вся в слезах, рыдая как ребенок, билась головой об стену….

15 февраля армяне продолжили свои яростные атаки. Село несло потери. Тогда была убита одна пожилая женщина, оставшаяся в селе, чтобы ухаживать за бойцами. У наших заканчивались боеприпасы. В такой тяжелой ситуации армяне захватили первый пост. В Агдам по рации шли крики, полные отчаяния. В тот час, прибывший в штаб председатель наблюдательной комиссии НФА (Народного фронта Азербайджана – ред.), сражавшийся в Агдаме командир батальона Худу Худуев, взяв с собой 13 человек, полетел вертолетом на помощь в Гарадаглы. Но им пришлось вернуться с полпути, потому что обстрел со стороны армян не дал им возможности приземлиться. Помню, как Худу Худуев, вернувшись в штаб, горько плакал и от бессилия бился головой об стену (собеседница душит рыдания… – ред.)

После того, как Сабира ханум немного успокоилась, наша беседа продолжилась…
В ту ночь все остались в штабе. Утром 16 февраля Тахир Алиев с небольшой группой и тремя единицами техники вместе с генералом Дадашем Рзаевым отправились в путь, на помощь жителям Гарадаглы. Мы послали в Гардаглы сообщение: подождите еще немного, к вам идет помощь. Спустя несколько часов Тахир Алиев позвонил в штаб из Барды, чему мы очень удивились. Он сказал, что дороги могли быть заминированы, потому они не пошли. Один Аллах знает, что мне пришлось испытать, когда я передавала это сообщение в Гарадаглы (собеседница не может сдержать слез – ред.).

Нас убивают, почему вы нам не помогли?...

17-го числа в агдамском штабе из Гарадаглы по рации запрашивали помощь. Четырнадцать жителей села пали смертью шехидов, было много раненых. Жители села, взяв с собой раненых и тела погибших, собрались в здании правления колхоза. Армяне почувствовали, что у наших боеприпасы заканчиваются, и атаковали здание. В моих ушах до сих пор стоит звук летящих пуль и крики наших. На их крики: «Нас убивают, почему вы нам не помогли?», я говорила, вы тоже стреляйте… Один сказал, что все они (армяне – ред.) в бронежилетах…

Армяне устроили расправу над нашими героями, которые из последних сил в течение 5 дней, не сдаваясь, отважно сражались с врагом. Армяне живьем сбросили в силосную яму 35 раненых. Они забрали в плен 54 мужчин. Армяне расстреляли двадцать пять человек. Страшно вспомнить, что тогда творилось в нашем штабе… Вооруженные люди стреляли по стенам, потому что никто не смог помочь Гарадаглы. Село нужно было спасать вовремя.

- У Вас есть конкретные данные о том, кто учинил трагедию в Гарадаглы?

- Гарадаглинскую трагедию учинила группа под предводительством жестокого армянского командира Монте Мелконяна. Сначала Мелконян был направлен для сражений в стане армян в Ходжавенд. Эти сведения я узнала во время своей работы в агдамском штабе с 1991 года по лето 1992 года. Он учинил трагедию в Гарадаглы с другим террористом, 14-15 февраля 1992 года принимавшим участие в боях за Гарадаглы, иностранным гражданином, главарем АРАБО, полевым командиром Манвелом Егиазаряном. Им в этом помогали армянские боевики. От разведчиков я узнала, что в то время между этими двумя палачами разыгрался конфликт, из-за которого главарь АРАБО был отозван Саргсяном – теперешним армянским президентом.

После учиненной в Гарадаглы бойни, в штаб привели нескольких женщин, которых армяне отпустили. Их лица были в крови. Они дали нам эти сведения.
Сегодня Ибад Гусейнов в своих интервью говорит о том, что в то самое время мы сражались с армянами, чтобы спасти Гарадаглы. Но только это неправда. На помощь Гарадаглы никто не пришел. Просто некоторые используют ситуацию ради собственной славы. У меня еще есть много чего сказать…

Как раз в то время распространились слухи о том, что Сурет Гусейнов подкупил аскеранский полк…

До этого дня мы говорили о том, что армянам помогал только лишь 366-ой полк. Но рассудительные исполнители Нагорного Карабаха ни разу не упомянули о помощи армянам российской военной пехоты, дислоцировавшейся в Дашбулаге, вокруг Ходжалы. Разве аскеранский полк послужил нам? Как раз в то время и распространились слухи о том, что Сурет Гусейнов купил аскеранский полк, и что сегодня-завтра дорога откроется. Рзаев в те дни «загадочно» перенаправил командующего фронтом в Лянкяранский район. Начался хаос. Из-за коллапса в штабе население Ходжалы встало на ноги.

В те дни, когда мы были оставлены на произвол судьбы, я, приехав в Баку, встретилась с иногда приезжавшим в Агдам прокурором Хатаинского района Арифом Гусейновым, и потребовала у него, чтобы он устроил мне встречу с его отцом. Его отец -Ильгусейн Гусейнов был министром Комитета государственной безопасности. Во время нашей встречи я рассказала ему о том, что и Ходжалы ждет такой же конец, как и в Гарадаглы.

Он подошел с указкой руках к карте, висевшей на стене, и, указав на Ходжалы, сказал: «Мы никогда не допустим, чтобы в аэропорту Ходжалы приземлился самолет из Армении. Пусть даже горными тропами, но мы должны вывести мирное население». Он еще взял с книжной полки «Хамзу» Низами, надписал ее и подарил мне на память. Он вызвал к себе двух человек, родом из Карабаха: Мехраб муаллима из Барды и Шакир муаллима из Агджабеди, и поручил им, чтобы мне выдали военную форму. Я вернулась в Агдам с надеждой, что Ходжалы не повторит судьбу Гарадаглы. Тогда я передала эту информацию ходжалинцам, которые четырьмя месяцами ранее прибыли из Ходжалы в Агдам и не могли вернуться обратно из-за того, что воздушное сообщение с Ходжалы было нарушено. В Агдаме тоже все кипело… Политические дельцы были в погоне кто за чем… Все эти трагедии произошли ведь не просто так…

Мой покойный отец, около 10 лет - до 1989 года -проработавший руководителем в Сарсанге, рассказывал о созданной армянами организации «КРУНГ», об их идеях.
О том, как во время Кямрана Багирова в Нагорном Карабахе армяне, занимавшие высокие посты, и армяне – директора предприятий - собирали крупные средства для «КРУНГ»; о том, как Сафонов и Поляничко были против армянских националистов, и, как они их принижали; о том, как был взят в заложники член «КРУНГ» - в очередных публикациях…

Мири МЕДЖИДЛЫ
Фото: Эльвин АБДУЛЛА
Перевод: Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА


Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА