Ядерная геополитика: какую игру затеяла Северная Корея? - АНАЛИТИКА

  13 ЯНВАРЬ 2016    Прочитано: 9032
Ядерная геополитика: какую игру затеяла Северная Корея? - АНАЛИТИКА

В ответ на проведение Северной Кореей испытаний водородной бомбы США подняли в воздух с военной базы на тихоокеанском острове Гуам бомбардировщик B-52 с ядерными боеголовками на борту в сопровождении истребителей F-15 и F-16. Одновременно поступили сообщения о том, что от японского побережья в сторону Кореи направился атомный авианосец «Рональд Рейган», располагающий авиационной группой в составе 80 военных самолетов и насчитывающий свыше 5,4 тыс. человек экипажа и военнослужащих.

В Южной Корее в полную боеготовность были приведены подразделения ВС США, насчитывающие 28 тыс. личного состава.

После того, как США забеспокоились и перешли к активным действиям, в центральном печатном органе КНДР «Нодон Синмун» вышла статья под громким заголовком «На атом мы ответим атомом». В статье говорится, что США намеренно пытаются перевести ситуацию к военной и не подходят к вопросу с реальной точки зрения. В то же время в статье Вашингтон призывают обратиться к истории и сделать соответствующий вывод: мол, победителем из американо-корейского противостояния все равно выйдет Пхеньян.

Все происходящее говорит о том, что на Корейском полуострове возникла очередная напряженность, которая несет в себе все признаки угрозы войны и применения ядерного оружия.

Напрашивается вопрос: почему КНДР решила провести испытания водородной бомбы именно сейчас, когда отношения Запада и России переживают не лучшие времена, когда резко ухудшились отношения между Ираном и Саудовской Аравией, возглавляющей ближневосточную коалицию?

КНДР, которая живет в полной изоляции от всего остального мира, время от времени проводит испытания разных типов ядерных бомб, тем самым демонстрируя миру свою «мощь».



Но никогда эти испытания не вызывали столько шума, как в этот раз. Несмотря на то, что между США и Северной Кореей дипломатические отношения официально не установлены, тем не менее, самую большую гуманитарную помощь КНДР оказывают именно Соединенные Штаты. Вот почему некоторые эксперты оценивают последние ядерные испытания Пхеньяна как завуалированное требование «очередной порции» гуманитарной помощи.

Однако, немедленная и жесткая реакция США на последние северокорейские ядерные испытания свидетельствует о том, что все гораздо серьезнее. Речь идет о том, что Пхеньян может включиться в коалицию стран, выступающих против глобальной гегемонии США, и в таком случае, эти ядерные испытания – не просто очередная демонстрация силы, но и ядерная угроза антиамериканской коалиции США.

В связи с охлаждением отношений между Россией и Западом после известных событий в Украине Москва пришла к решению заново выстраивать отношения с восточными соседями. Отметим, что в свое время самым дружественным стратегическим партнером КНДР был СССР, но после распада Советского Союза эти отношения остались в прошлом.

Поскольку основной доход России поступал от продажи энергоносителей Западу, под влиянием США и Европы она не шла сближение с Северной Кореей. Это место занял Китай, который стал основным торговым партнером КНДР: 90% внешнего товарооборота Северной Кореи приходятся на долю КНР.

В 2013 году Россия получила от Пхеньяна «зеленый свет» на сближение с КНДР, поскольку Северная Корея была заинтересована найти нового партнера, чтобы выйти из-под влияния Китая. Для того, чтобы расположить Пхеньян к развитию двусторонних отношений Москва пошла на «благородный жест» в виде списания долга КНДР в 10 миллиардов долларов. Между двумя странами началась реализация таких крупных экономических проектов, как строительство понтонного моста через границу РФ и КНДР, прокладка газопровода из России в Северную Корею, восстановление железнодорожного сообщения между странами и др. За короткий срок объем внешнего товарооборота КНДР с Россией превысил 10 млн. долларов.



После сближения с Россией Северная Корея начала немного открываться внешнему миру. Назначение в 2014 году на должность министра иностранных дел КНДР 74-летнего Ли Сун Йена многие аналитики связали с попыткой Пхеньяна выйти из внешней изоляции. Ли Сун Йен с 1987 по 2010 годы занимал пост посла КНДР в Швейцарии и был опекал теперешнего лидера Северной Кореи Ким Чен Ына во время его учебы в Швейцарии. Имеются сведения о том, что Ли Сун Йен был основным управляющим финансовыми активами семьи Ким, находящихся в швейцарских банках.

Привлекает внимание тот факт, что сразу после своего назначения северокорейский министр совершил ряд официальных визитов в зарубежные страны: за год он посетил 18 стран. Большинство из этих стран отличаются резкой антизападной позицией. Ли Сун Йен провел переговоры с руководством России, Китая, Гамбии, Мозамбика, Ливана, Мьянмы, Лаоса, Индонезии, Кубы, Беларуси, Вьетнама, Сирии, Ирана и Индии. И даже в самый пиковый момент сирийского кризиса – в июле 2014 года Ли Сун Йен посетил с визитом Дамаск, где провел переговоры с Башаром Асадом.

Все эти факторы наводят на мысль о том, что Северная Корея уже заняла свое место в антизападной коалиции, представленной Россией, Ираном и Сирией.

С этой точки зрения можно дать следующую оценку испытаниям водородной бомбы, проведенным Северной Кореей: это было устрашение США со стороны России и ее партнеров. Но неправильно было бы говорить, что Москва и Пхеньян намерены вступить в ядерное противостояние с США. Скорее всего, таким образом, как и в сирийском вопросе, Россия пытается доказать Западу свою значимость и подтолкнуть его выступить единым с ней фронтом в «борьбе с ядерной опасностью».

Кремль надеется, что США и их партнеры будут вынуждены вновь «дружить» с Россией, чтобы защитить себя от угрозы в лице Северной Кореи. На фоне совместной борьбы России и Запада с «грозящей опасностью» их отношения вновь наладятся, цены на нефть поднимутся и т.д.

Рост напряженности на Корейском полуострове также отвечает интересам «шиитского союза» Ирана и Сирии. Если Вашингтон с головой уйдет в решение проблем с Северной Кореей, эти страны смогут воспользоваться ситуацией, возникшей в ближневосточном регионе.

США, с одной стороны, создают напряженность своим военным присутствием в Южно-Китайском море, с другой стороны, чиня Пекину препятствия в реализации «Великого шелкового пути», стараются не дать Китаю извлечь выгоду: нарастить производство за счет поступления дешевой нефти. Поэтому ядерная активизация Северной Кореи в каком-то смысле на руку и Китаю: внимание Вашингтона переключится с китайского побережья на корейское, и для решения возникших здесь проблем Вашингтон, хочешь - не хочешь, должен будет договариваться с Пекином. Китай понимает, что Вашингтон никогда не пойдет на сближение с Москвой, и потому будет вынужден обратиться к Пекину.

Так что, если США решатся на военное вмешательство, это будет самым нежелательным вариантом развития событий для антизападной коалиции. Такой шаг не отвечал бы интересам ни России, ни Китая, поскольку ни одно из этих государств не хотело бы, чтобы у них под боком разгорелась ядерная война. Можно предположить, что США, дав им понять, что делает ставку именно на такой вариант, пытаются добиться того, чтобы противоположные стороны шаг за шагом отступали. Неслучайно, что Россия выступила с заявлением о недопустимости урегулирования северокорейского кризиса военным путем.

Тофиг АСКЕРОВ
Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА