На что направлены «газовые игры» Грузии? – АНАЛИТИКА

  23 ОКТЯБРЯ 2015    Прочитано: 5241
На что направлены «газовые игры» Грузии? – АНАЛИТИКА

После того, как стали известны подробности встречи между вице-премьером, и одновременно, министром энергетики Грузии Кахой Каладзе и руководителем российской компании «Газпром» Алексеем Миллером, которая состоялась в Брюсселе 20 сентября, грузинскую общественность накрыла волна акций протестов. Согласно информации, Каладзе и Миллер обсуждали перспективы увеличения объемов поставок российского газа в Грузию.

Оппозиционная партия бывшего президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» охарактеризовала этот шаг правительства как предательство народа. На митинге протеста, прошедшем 10 октября, протестующие заявили, что договор с «Газпромом» ставит под угрозу независимость и суверенитет Грузии.

Напомним, что в период напряженности в отношениях между Москвой и Тбилиси, в 2006 году, на газопроводе Север-Юг, по которому шла транспортировка газа из России в Грузию, произошли два сильных взрыва. В результате населению Грузии пришлось зимовать без газа. Тогдашний президент Грузии Саакашвили заявил, что ответственность за происшедшее несет Россия: таким «грязным» методом она собиралась прибрать к свои рукам контроль над газопроводом. В то время Тбилиси обратился за помощью к Азербайджану, и тогда было достигнуто соглашение про транспортировке природного газа из Баку. Начиная с того времени и по сей день, Грузия полностью обеспечивает свой спрос на природный газ за счет импортируемого азербайджанского «голубого топлива».

В настоящее время по газопроводу Север-Юг российский газ идет транзитом через Грузию в Армению, и за это, в качестве оплаты за транзит, Грузия получает 10% от общего объема этих газовых поставок.

Начало переговоров с «Газпромом» об увеличении поставок газа в Грузию вызвало широкие обсуждения в стране. Растущее влияние России на Грузию, играющей роль стратегического транзитного коридора между Черным морем и Турцией, и Каспийским бассейном, как минимум, не понравится Западу. Если учесть важность Грузии для Азербайджана, то восстановление влияния Кремля в Грузии может повредить тамошней репутации Баку.

Вероятно, что 10 октября во время визита премьер-министра Ираклия Гарибашвили в Баку и его встречи с Президентом Ильхамом Алиевым, и последовавшем за этим 19 октября визитом министра иностранных дел Грузии Георгия Квирикашвили и его встречи с руководством Азербайджана, обсуждался именно газовый вопрос. К тому же, на начало следующего месяца намечен визит Президента Ильхама Алиева в Грузию.
Вступление Грузии в «газовые переговоры» с Россией можно объяснить двумя версиями.

Согласно первой из них, этот шаг грузинского руководства был сделан в целях обеспечить собственные экономико-политические интересы. Возможно, что Грузия таким образом стремится снизить свою зависимость от нынешнего поставщика, и, столкнув региональные политические амбиции России и Азербайджана, получить, во-первых, скидку в ценах на газ, и, во-вторых, преодолеть свою экономическую и политическую зависимость.

Таким образом, грузинское руководство надеется сбить цены на газ, и заодно перестать зависеть от конкретного государства. Такой опыт у Грузии уже был: в период премьерства Иванишвили. В то время Грузии удалось добиться от Азербайджана определенных скидок в цене на газ. Очевидно, что и на этот раз «запись на прием» к азербайджанскому президенту грузинского премьера Гарибашвили и главы МИД Квирикашвили была связана с желанием добиться скидок.

Несмотря на то, что партия Саакашвили «Единое национальное движение», создающая иллюзию демократии в Грузии, и партия Иванишвили «Грузинская мечта» демонстрируют крайне противоположные позиции, на самом деле они дополняют друг друга. Создается такое впечатление, что эти партии неизменно следуют определенной стратегии, которую им диктуют из единого центра. С этой точки зрения, «газовая операция» с Россией создает условия партии Саакашвили для победы на предстоящих парламентских выборах. Стратегия приблизительно такова: правящая партия входит в сговор с русскими и добивается цели, связанной с газовыми поставками. Затем «иванишвилевцы» обвиняются «саакашвилевцами» в предательстве и отправляются в отставку.

Вторая версия предполагает наличие определенной договоренности между Россией и Азербайджаном по нагорно-карабахскому вопросу. Например, можно предположить, что в обмен на разрешение нагорно-карабахского конфликта или, скажем, возврат нескольких районов, Азербайджан уступит свое влияние на Грузию в пользу России. С этой целью Азербайджан откажется от удовлетворения растущего спроса в газе Грузии, и Тбилиси будет вынужден вести переговоры с Москвой по поставкам газа. Одним из фактов, говорящим в пользу этой версии, можно назвать беспокойство и озабоченность армянской общественности в связи с тем, что Россия не выразила никакой реакции на применение Азербайджаном тяжелого вооружения против армянских позиций.

Отметим, что переход Грузии под протекторат России в нынешней ситуации напряженной геополитической борьбы даст Москве психологическое преимущество над Вашингтоном.

Тофиг АСКЕРОВ
Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА

Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА