Церковь и синагога сегодня…
Корреспондент Взгляд.az посетила русскую православную церковь, расположенную недалеко от станции метро «28 Мая».
В дневные часы будних дней посетителей в церкви немного. Некоторые из них зажигали свечи, другие молились у иконы Иисуса Христа.
Большинство посетителей были женщины. Двое мужчин стояли в стороне, ожидая, когда можно будет подойти к молодому священнику. Корреспондент тоже со стороны наблюдала за беседой молодого священника с женщинами.
Священник объяснял женщинам, как надо правильно совершить обряд, используя церковные свечи. Женщины, внимательно выслушав его, обещали исполнить все в точности.
.jpg)
Один из ожидавших мужчин, подойдя к священнику, стал жаловаться на то, что у него не ладятся дела, что он никак не может вылезти из долгов, и попросил у батюшки духовного совета…
В другой части церковной залы священник постарше возрастом, читая молитвы, снимал порчу.
Я подумала про себя, что заодно пусть и с меня священник снимет порчу, но тут увидела, что женщина, которая до меня подошла к нему, положила ему в карман 10 мантов. Я молча отошла и села на место, ограничившись лишь наблюдением за происходящим.
Мое внимание привлекла одна азербайджанка, которая после снятия порчи с женщины, которую та привела с собой, показала священнику на телефоне фотографию мальчика, и попросила также снять порчу и с него. Священник положил телефон перед собой, и начал читать молитву, накрыв его тканью. После чего женщина протянула ему 2 маната, на что священник, рассердившись, сказал: «деньги мне не давайте», и ушел…
.jpg)
Меня охватило удивление. Неужели он не заметил купюру, которую до этого ему засунули в карман? Или 10-манатная купюра – это совсем другое дело?
Это занимало мои мысли, когда ко мне подсела девушка в хиджабе. Я удивилась. Сама себя спросила: «Я нахожусь в мечети, или…».
- Придя сюда, вы оделись как мусульманка, и честно говоря, это вызвало у меня некоторое недоумение.
В ответ девушка сказала:
- Да, я азербайджанка. Многие из тех, кого вы здесь видите, тоже азербайджанцы. Христиане приходят сюда в основном по утрам и вечерам. Я и сама, только что, совершив намаз в мечети, пришла сюда. Бог един. Какая разница, мечеть или церковь…
Наши муллы совсем не умеют ничего. То, что делают они, не помогает. Поэтому я и пришла сюда, чтобы с меня сняли порчу. Мне «закрыли дороги». Пришла к священнику, чтобы он «открыл дороги».
.jpg)
- Как священник помогает вам и сколько за это берет с вас денег?
- По правде говоря, я пока не знаю. Меня сюда направили, сегодня будут впервые говорить со священником.
…Когда я выходила из церкви, у входа мне встретились две женщины. Между ними шел примерно такой диалог:
- Нет, батюшка Василий хороший. Мне очень помогли, дом не продавался, так продала. Теперь снова иду за помощью.
Другая женщина:
- Здесь был другой, не смог мне помочь, только зря 80 манатов ушло. Сказал мне, чтобы я принесла мед, я и принесла мед. Он почитал над ним молитву и велел есть мед в течение недели. Но не помогло. Куда не пойду, везде только месяц работаю. Через месяц меня или увольняют, или сама ухожу. Теперь ищу хорошего священника.
Далее наш путь лежал в немецкую церковь – кирху.
Когда мы вошли внутрь, увиденное нас поразило. Здесь репетировал музыкант, приехавший из Германии. Оказалось, что немцы приходят сюда на службу только раз в неделю – по воскресеньям. В остальные дни недели здесь проходят концерты классической музыки.
Когда мы вошли в бакинскую синагогу иудеев, к нам подошел охранник и поинтересовался целью нашего визита:
- Разве это не божий дом? – спросила я.
Охранник пропустил нас только после того, как обыскал. Внутри храма не было никого, кроме раввина. На мой вопрос, почему здесь никого нет, раввин объяснил, что иудеи, в большинстве своем, приходят на службу в вечерние часы.
.jpg)
Пользуясь случаем, мы заговорили с раввином о религиозной ситуации в стране. Он рассказал нам обо всем, начиная от религиозных традиций иудеев, заканчивая тем, сколько раз в день прихожане посещают синагогу.
Он заявил, что иудеи в Азербайджане чувствуют себя свободно, на них не оказывается никакого давления.
«Мусульмане наши друзья. Живя в Азербайджане, мы очень тесно связаны с ними. Дружим семьями, поддерживаем хорошие отношения. Мы уважительно относимся к их религии, и они тоже уважительно относятся к нашей религии. В этом смысле нет никаких проблем. Мы очень довольны».
Раввин отметил, что раз в неделю иудеи отмечают Шаббат (субботу – ред.), который начинается с вечера пятницы. В этот день они не работают, не водят машины, не тратят деньги. Этот день у иудеев считается выходным.
Шахана РАГИМЛИ
Фото: Эльвин АБДУЛЛА
Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА
Фото
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad
Тэги: