Азербайджано-российские отношения: испытание Карабахом

  27 МАЙ 2013    Прочитано: 6174
Азербайджано-российские отношения: испытание Карабахом

Азербайджан являлся и является ключевой страной Южного Кавказа. Азербайджан и Россия – соседние государства, протяженность совместной сухопутной границы составляет 284 км, а протяженность границы по акватории Каспийского моря намного больше, так как до настоящего времени она четко не определена. Геополитическое значение Азербайджана трудно переоценить, фактически, он является связующим звеном между Кавказским регионом и Центральной Азией. В течение последних 10 лет Россия и Азербайджан сблизились настолько, насколько позволяет политика Баку по «разноудаленности» от основных международных полюсов. Помимо сотрудничества в сфере экономики и культурного диалога к достижениям двухсторонних отношений следует отнести конструктивный подход к различным международным проблемам

Однако отношения с Россией у Азербайджана складываются достаточно неровно.

Противоречия между двумя странами имеют место и постепенно обостряются. И основным противоречием между двумя странами остается карабахский вопрос. Именно этому вопросу и уделили внимание главы МИД Азербайджана и России Эльмар Мамедъяров и Сергей Лавров в ходе их встречи в Москве. «Прекращение Россией эксплуатации Габалинской РЛС и приостановление соглашения по нефтепроводу Баку-Новороссийск не отразились на двусторонних отношениях между Азербайджаном и Россией и не ухудшили их», заявил, как сообщает АПА, во время пресс-конференции Сергей Лавров. "Я с такими оценками не согласен. По Габалинской РЛС ситуация давно известна – не сошлись в цене. Все остальные утверждения – это спекуляция, мы спекуляцией не занимаемся”, – отметил С.Лавров. По его словам, приостановление Россией договора по нефтепроводу Баку-Новороссийск имеет чисто экономические причины: "Сейчас в этой связи энергетические ведомства двух стран занимаются подготовкой нового межправительственного соглашения, отражающего новые экономические реалии”. Глава МИД Азербайджана Э.Мамедьяров также призвал не политизировать эти вопросы: "Если будет коммерческая составляющая, мы сможем выйти на новый договор. Мы решаем наши вопросы в рамках дружбы и добрососедства”. По мнению Э.Мамедъярова, "Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт – это на сегодняшний день одна из самых больших проблем, с которой сталкивается Азербайджан”. На брифинге министр отметил: "Мы ожидаем, что та стагнация, с которой сталкивается переговорный процесс, будет преодолена”.

Он сказал, что эта стагнация была, вероятно, связана с выборами. Э.Мамедъяров напомнил, что выборы в Армении завершились, в Азербайджане же они пройдут в октябре: "Как только завершатся выборы, надо будет не только удвоить, но и утроить усилия для урегулирования этого сложного, но решаемого конфликта”. Глава МИД Азербайджана отметил, что за последние два года, несмотря на встречи глав МИД сторон конфликта, конкретика в процессе не была достигнута. "Формула действий, о которой договорились две стороны, проста – армянская сторона должна была взять на себя деоккупацию территорий Азербайджана, а азербайджанская сторона отвечала за безопасность и временный статус Нагорного Карабаха – восстановление нормальной атмосферы в регионе”, – сказал Мамедъяров.

По его словам, стороны вели активные переговоры на уровне президентов, в результате чего в Афинах в 2008 году были приняты "Обновленные Мадридские принципы”, однако армянская сторона отказалась от работы над "Большим мирным соглашением”. К сожалению, после последней встречи президентов в Сочи переговоры застопорились. "Позиция Азербайджана консолидирована с Минской группой ОБСЕ, в том числе с президентами стран-сопредседателей в том пункте, что статус-кво неприемлем, неадекватен ситуации”, – сказал глава МИД Азербайджана. По словам Мамедъярова, в Москве на встрече с российским коллегой они пришли к договоренности, что не надо успокаиваться, а необходимо утроить усилия в данном контексте. "Наша позиция консолидирована с "Обновленными Мадридскими принципами”, и я рад, что Армения недавно заявила о том, что согласна с этими пунктами. Мы считаем необходимым начать работы над всеобъемлющим мирным соглашением. Однако самая большая проблема – это наличие армянских войск на территории Азербайджана. Если есть политическая воля, мы сможем выйти на уровень вполне добрососедских отношений с Арменией”, – сказал Мамедъяров. В свою очередь министр иностранных дел России заявил, что "и Азербайджан, и Армения являются нашими соседями, а стабильность и спокойствие на Кавказе являются приоритетом внешней политики России”.

"Статус-кво, безусловно, неприемлем, причем неприемлем для всех, прежде всего для Азербайджана и Армении, да и для тех, кто живет в Карабахе. Статус-кво означает не только нерешенность вопроса о возвращении азербайджанских территорий, но означает еще и экономическую блокаду Армении. Поэтому сопредседатели МГ ОБСЕ привержены задаче разблокирования данной ситуации”, – сказал С.Лавров. По его словам, Россия с самого начала участвовала в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. "При нашем прямом посредничестве было заключено соглашение о прекращении огня в мае 1994 года, и до сих пор мы всячески стараемся продвигать урегулирование в различных форматах. Мы стали сопредседателями МГ ОБСЕ и в этом качестве продолжаем активно работать”, – отметил он.

По словам Лаврова, первостепенная задача заключается в том, чтобы принципы, закрепленные в заявлениях президентов России, США и Франции, перенести уже в практическую плоскость – согласование конкретных шагов. "Так что эти процессы надо всячески поддерживать. Мы будем и дальше всячески стараться создавать условия, хотя понятно, что решить конфликт могут только сами заинтересованные стороны, а мы будем только помогать”, – отметил он. По словам министра, сложность переговоров обусловлена сложностью конфликта. "Будем дальше продолжать искать компромиссы. Работа продолжается”, – добавил он. Но о каких компромиссах говорит Лавров, когда ситуацию в карабахском конфликте обостряет его же страна. Именно накануне встреч двух министров в Москве, в прессу просочилась информация, что Россия укрепила свою базу в Гюмри ракетами «Искандер». А армяне, как всегда, обрадовались такому подарку своих хозяев. Главной проблемой современного национального состояния армян является кризисное состояние национального духа. Каждый мыслящий армянин в душе понимает, что у его нации существуют более чем серьезные проблемы. Параметры навалившегося на армян национального кризиса видны невооруженным взглядом.

Недавно один из самых популярных армянских сайтов провел интернет-конкурс на тему "Армения-2020". Желающим предлагали дать свой прогноз о том, какой будет страна в 2020 году. Получив ответы, организаторы конкурса впали в шок. Подавляющее большинство прогнозов было крайне пессимистичным. Действительно, необходимо быть озверелым оптимистом, чтобы назвать нынешнее состояние армянского общества кризисным. Скорее всего, это не кризис, а крах. Ибо сегодня можно констатировать полную деградацию всех основных принципов, заложенных в государственное устройство третьей армянской республики. Экономическая ситуация в Армении близка к катастрофе. Армения и в годы советской власти была депрессивным и дотационным регионом. А уж теперь отсутствие собственной сырьевой базы и энергетическая зависимость стали основой катастрофического положения экономики. Кризис вокруг Нагорного Карабаха привел к политическому кризису в самой стране. Таким образом, карабахская проблема бумерангом ударила по Армении. Сегодня Армения находится в практически безраздельной власти карабахского трайба. И именно этот трайб и его политическая база - военная элита армянской армии - определяют основные параметры развития страны, которая опирается на Россию. Поэтому слова С.Лаврова, о помощи сторонам преодолеть разногласия в ходе переговоров, звучат смешно.

Карабахский вопрос лежит тяжелым грузом на российско-азербайджанских отношениях и ограничивает взаимовыгодное партнерство двух стран. Углубление отношений, основанных на взаимной выгоде и равноправном сотрудничестве, является перспективным и значительным направлением деятельности не только с точки зрения стабильности геополитической картины региона, но также с позиции геополитических интересов России. Однако, Москва, судя по всему, этого не понимает или не хочет понимать и продолжает использовать карабахский фактор для сохранения своих позиций в регионе. Но в мире ничто не вечно и рано или поздно Москва осознает ущербность своей политики. (ANN.Az)
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА