Гейдар Алиев ценил в людях преданность

  13 МАЙ 2013    Прочитано: 4488
Гейдар Алиев ценил в людях преданность

Сегодня Азербайджан отмечает 90-ю годовщину со дня рождения Общенационального лидера Гейдара Алиева

Те, кому довелось работать с Общенациональным лидером, по сей день вспоминают о его феноменальной прозорливости, потрясающей порядочности и работоспособности.

Интервью Day.Az с генеральным директором ИА "Интерфакс-Азербайджан" Александром Ивановым, много лет проработавшим с Гейдаром Алиевым.


- Вы долгое время работали с Гейдаром Алиевым. Какие черты его характера Вы выделили бы особо?

- В первую очередь, нужно отметить, что основным, преобладающим в характере Гейдара Алиева было то, что он в людях ценил порядочность, преданность и профессионализм. Порядочность, наверное, с молоком матери была впитана Гейдаром Алиевым, и никто не может в этом усомниться.

С 1978 по декабрь 1982 год, то есть до отъезда Гейдара Алиева из Азербайджана, я был старшим оперуполномоченным 9-го отделения при 5-м отделе КГБ Азербайджанской ССР. А с декабря 1982 года до его отстранения от должности в Политбюро, - начальником отделения личной охраны Гейдара Алиева. Оно называлось тогда отделением личной охраны члена Политбюро при первом заместителе Совета министров СССР.

В 1978 году, я начал исполнять обязанности сотрудника личной охраны Гейдара Алиева. На первой встрече с ним, красной линией проходили вопросы скромности и преданности своему делу. По поводу профессиональных моих качеств ни одного вопроса задано не было, наверное, потому, что и руководство КГБ в то время докладывало обо мне.

Что касается личных качеств, то он сказал так: "Работать будем долго, и все будет зависеть от тебя, потому что если я узнаю, что ты с левого хода заходишь в какой-то магазин, отовариваешься в каком-то универмаге, имей в виду, что это будет последним днем нашего общения".

В тот период, в 1978 году, были некоторые проблемы в продовольственном обеспечении.

И в последующем, за все годы работы с Гейдаром Алиевым и с членами его семьи, я сделал для себя такой вывод: эта порядочность, эта забота о людях является брендом семьи Алиевых. Такой же заботливой, отзывчивой женщиной была его супруга Зарифа Азизовна, такими же внимательными и заботливыми были дети.

Люди, которые находились рядом с Гейдаром Алиевым многие годы, до сегодняшнего дня не забыты. Это и те соратники, которые работали во время его пребывания на должности первого заместителя председателя Совета министров СССР, и члены Политбюро, и работники Секретариата, и обслуживающий персонал, сотрудники охраны, медицинские работники в лице личного врача Гейдара Алиева.

С 2010 по 2012 год по инициативе Фонда Гейдара Алиева, люди, работавшие в свое время с Гейдаром Алиевым в Москве, двумя группами приезжали в Азербайджан. У них была встреча с президентом Фонда Мехрибан Алиевой, в ходе которой состоялась теплая, дружеская беседа, звучали воспоминая о тех годах, которые были проведены в Москве. Для бывших сотрудников Гейдара Алиева были организованы ознакомительные поездки и в районы страны, и по Баку.

Традиционная, из поколения в поколение передающаяся забота о людях, теплота и душевность сегодня передаются уже наследникам Гейдара Алиева и Зарифы ханум.

О государственной деятельности Гейдара Алиева лучше всего говорят показатели экономического развития советского Азербайджана в период его руководства республикой, с 1969 по 1982 годы. Каким было состояние Азербайджана в 1969 году, и до каких высоких экономических показателей в общесоюзном масштабе продвинулась республика!

Очень показательным моментом была его активная, продуктивная деятельность на посту первого зампреда Совмина СССР. На этом посту в его кураторстве было более 20 министерств, комитетов, причем разброс такой - Академии наук, министерство транспортного строительства, министерство путей сообщения, министерство здравоохранения и т.д.

Надо отметить, что, находясь на каких-то коллегиях, заседаниях курируемых им министерств, он поражал доскональным знанием каждой проблемы. Все просто поражались его эрудированности и глубине познаний обсуждаемой темы. Он сегодня мог выступить в министерстве здравоохранения как доктор медицинских наук, завтра – в госкомитете по кинематографии как гениальный режиссер. Он отличался своей эрудицией, своими познаниями в любой отрасли.

Я много общался, контактировал с его помощниками, с творческими группами, которые готовили его выступления. Они готовили лишь какие-то моменты для его выступления, а все остальное это было его внутреннее познание темы в любой отрасли. И особенно это ярко себя проявляло, когда он говорил об отношениях к людям, об их проблемах.

- Какие самые яркие воспоминания связаны у вас с Гейдаром Алиевым? Чем он вас удивлял как человек, как руководитель?

- По существу, то, что сегодня функционирует Байкало-амурская магистраль - это заслуга Гейдара Алиева. В 1984 году он провел заседание, которое проходило в одном из строящихся тоннелей на глубине нескольких десятков метров под землей. Наверное, этому не было аналогов в мире.

Дело в том, что на БАМе была проблема с Северо-амурским тоннелем. Никак не могли пройти очень сложный участок. Есть фильм "Спецзадание", снятый Вагифом Мустафаевым, где сам Гейдар Алиев говорит о проблемах, которые возникли с Северо-амурским тоннелем. Была необъективная информация, которая передавалась, вроде бы, об успехах этого строительства, а он понимал, что что-то не то, что это долгострой, и решил лично проинспектировать стройку.

Это тянулось более 10 дней. Из Москвы в Братск, и там началось - самолеты, вертолеты, пароходы, машины. Была машина "Газ-69", он спал в ней по дороге в Северо-Амурск.

Впервые заседание Совмина прошло на глубине нескольких десятков метров. Все, и Гейдар Алиев, и сопровождающие, полностью переоделись, и всех на шахтовых лифтах спустили вниз, а потом в вагонетках везли до места. Были сложные грунтовые проблемы. По колено в извести, грязи, породе, грунтовых водах, которые лились как дождь. А все были без зонтов, без ничего.

Кроме этого совещания были встречи с людьми, встречи с теми, кто непосредственно на магистрали работал. Инфраструктура тогда предполагала создание города, создание каких-то социальных объектов. Много оказалось там азербайджанцев, которые на БАМе работали.

Он никогда не позволял себе никаких излишеств в еде, никаких изысков в чем-то. Он одним из первых в составе Политбюро продемонстрировал, каким должен быть истинный представитель Советского Союза. Тогда в Политбюро был один темный, мышиный цвет, какие-то черные костюмы и такие же галстуки. А он выделялся из этой серой массы своим шармом, своим подходом к одежде, к цветам. Подбор галстуков, сорочек, костюмов, цветов - он являлся инициатором всех этих дел. Фасоны костюмов, материал, это все подбирал сам. Галстуки ему дарили дети и Зарифа ханум.

Для меня он глыба, эталон во всем. Если говорить о нем не как о государственном деятеле, а просто как о человеке, о знакомом, то столько в нем было теплоты, что не любить его было невозможно. Занятия спортом, какая бы погода не была - каждый день он делал пробежку, прогулку быстрым шагом, каждый день плавание. В зимний период в бассейне, а как только становилось теплее - в Загульбе, на море, на пляже. В Москве на даче спортивный зал, бассейн был небольшой, но этого ему хватало, чтобы дать себе нагрузку.

- Гейдар Алиев любил свой народ, и тот отвечал ему взаимностью. Вы присутствовали на его многочисленных встречах с людьми и в Баку, и в районах Азербайджана. И, наверно, могли бы ответить на вопрос: за что народ любил Гейдара Алиева?

- Действительно, Гейдар Алиев любил свой народ, и народ отвечал ему взаимностью.

Когда он выезжал в районы Азербайджана, возникали непредвиденные ситуации. Иногда в машину он не мог сесть, потому что народ рвался к нему пообщаться, повидаться, что-то спросить, многие на таких стихийных митингах выкрикивали, когда он обращался "Что вам надо?" "Чего вам не хватает?" "Чем я могу помочь?". Из толпы доносилось – 06, 05. Он спрашивал, что это за цифры, и ему сказали, что это модели "Жигулей". Ему это очень понравилось, значит, народ достиг такого благосостояния, что уже просит у первого секретаря ЦК компартии для себя такие подарки.

Народ любил его за то, что он дал им право кричать из толпы "05, 06". Кстати, Гейдар Алиев инициатор, в принципе, незапланированного выхода в народ.

Он выезжал в районы в четверг ночью из Баку поездом. С восьми утра и до обеда - посещение колхозных станов, бытовых, производственных объектов. После обеда районное совещание, после чего все члены бюро, которые были с ним в поездке, вечером возвращались в районный центр.

А там до поздней ночи совещание, а после, в полночь, в час ночи, во сколько это заканчивалось, переезжали в другой район.

Люди боготворили его, потому что, я повторяюсь, при нем произошел экономический рост в республике, и благосостояние народа выросло.

- Как Гейдар Алиев относился к сотрудникам? К чему был нетерпим, а что ценил в них больше всего? Кому приходилось работать с ним, как правило, в один голос говорят, что Гейдар Алиев умел ценить людей…

- Гейдар Алиев больше всего ценил в сотрудниках преданность, порядочность и профессионализм. Многие говорили, что он своим взглядом словно прожигает. Конечно, если ты проштрафился, если что-то натворил, и знаешь, за что он сейчас будет на тебя так смотреть, здесь можно сказать даже, что его взгляд пронзал насквозь. А вот такой милой и добродушной улыбки, как у него, ни у кого не было. Если кто-то пытался ему соврать, то с ним это не проходило.

Он сам никого не обманывал и не любил, когда ему пытались врать. Он считал, что лучше приди и честно скажи, если что-то случилось, гораздо меньше будет последствий, чем если ты начинаешь выкручиваться. Его взгляд, его ум, опыт позволяли ему понять, врешь ты или нет. И если он понимал, что ты врешь, то ты терял уважение и доверие Гейдара Алиева. Если кто-то, не до конца зная специфику ответа на вопрос, начинал выкручиваться, он всегда говорил: ты лучше позови того, кто больше знает, чем ты.

К примеру, хотя он сам в магазины и не ходил, но знал цены на продукты. Всегда в дороге, 40 минут от Кремля до дачи, задавал вопросы "а какая у тебя зарплата?", "какие цены" и тому подобное. До всего ему дело было.

В 1987 году, буквально уже накануне его отставки из Политбюро, поехали на объект – первое кооперативное кафе в Москве. Они стол накрыли, а Гейдар Алиев сказал "мне ничего не надо, дайте мне стакан воды" и взял меню. В меню - а кооперативное движение только начиналось – были указаны рыночные цены. Борщ со сметаной, вареники со сметаной… Алиев этому ресторатору говорит: "Хорошо, ты мне вареники положишь, я увижу, что эту сметану ты купил на базаре. А как ты мне докажешь, что в борще сметана не за рубль семьдесят из магазина?". На этих ценах он его и поймал, так как сметана в магазине стоила 1 рубль 70 копеек, а на базаре 5 рублей.

- Как Гейдар Алиев работал с молодыми кадрами?

- В первую очередь, нужно отметить, что он сам ковал национальные кадры. Он создал военное училище имени Джамшида Нахчыванского. После окончания этого училища наши выпускники поступали без экзаменов в любое высшее военное училище Советского Союза. Эта была инициатива Гейдара Алиева.

Кто мог сделать лучше для могущества нашей национальной армии, наших кадров? Эта школа открыта в 70-х годах, сколько сейчас известных военных деятелей, военачальников, которые и в Администрации Президента, и руководители некоторых спецслужб – практически все они выпускники Нахчыванского училища. Учившиеся там получали потом высшее образование и в нашем Общевойсковом командном училище. Еще есть Каспийское мореходное училище, выпускники которого работают сейчас по всему миру.

А его инициатива по отправке местных абитуриентов в вузы СССР? Это начиналось с 10-15 человек, а потом в тогдашнем Дворце Ленина, а ныне Дворце имени Гейдара Алиева, уже не хватало места для тех, кого отправляли на учебу из Азербайджана в другие вузы СССР.

И когда мы ездили по городам Советского Союза, то повсюду встречали этих ребят.

И будучи уже членом Политбюро, он собирал этих ребят. Когда Гейдар Алиев выезжал за пределы Москвы, по Советскому Союзу, обязательно давал поручения помощникам, чтобы организовать какую-то маленькую встречу с представителями, ну тогда еще не диаспоры, а с представителями Азербайджана, которые где-то занимают какие-то должности. Обязательно с ними со всеми встречался. И в основном это были ребята, которые по его инициативе были отправлены учиться в вузы СССР.

- Вы находились рядом с Гейдаром Алиевым и в Москве. Как он строил отношения с другими членами Политбюро? Каким было отношение к нему?

- В Москве он удивлял многих своей пунктуальностью. Он приходил на любое мероприятие одним из первых. Кто-то задерживался, у Горбачева это вообще вошло в привычку, а по Гейдару Алиеву можно было сверять часы.

В Москве он выделялся своим отношением к режиму работы, к распорядку дня. Он был одним из первых, кто приезжал к 9 утра на работу в Кремль, и в 21.00 смотрел программу "Время" только на работе. И только после просмотра программы, если не было неотложных дел, выезжал с работы. Среди окон первого подъезда горели окна его кабинета и соответствующих служб секретариата первого заместителя Совета министров Гейдара Алиева.

Когда я ему сказал, что после обеда все в Кремле спят, ему это показалось диким. В Кремле тогда члены Политбюро уже были такие люди, в преклонном возрасте. После обеда они ложились спать, и все вымирало. И он всегда шутил над этим.

В субботу у Гейдара Алиева был полный рабочий день.

Когда Гейдар Алиев работал в Москве, то свой летний отпуск он проводил в Баку. Скорее, это даже не было отпуском. 20 дней, когда он находился в Баку, в порядке вещей было открытие каких-то заводов, посещение каких-то предприятий культурно-бытового назначения и т.д. А один из плановых его отпусков совпал с трагической гибелью корабля "Адмирал Нахимов".

У Гейдара Алиева часто спрашивали про хобби. Не было у него хобби, у него времени не было на это, кроме чисто мужской слабости к спорту, к плаванию, к интенсивной, активной ходьбе. Вот и все его хобби.

Он любил театры, при первой же возможности посещал новые постановки, он это тоже курировал в свою бытность первым зампредом Совмина. Если были у него свободные моменты, когда была жива Зарифа ханум, они ходили в театр всей семьей.

На кино у него времени не хватало, единственное, что он смотрел, это киножурналы "Новости дня" и "Иностранная кинохроника". Это была его слабость. И еще он смотрел сатирический журнал "Фитиль". Он смотрел его не для того, чтобы посмеяться, он там тоже многие факты подмечал. И постоянно ему из Баку присылали сатирический журнал "Мозалан" и премьерные фильмы, которые были сняты на азербайджанской киностудии.

- Вы наверняка не раз бывали свидетелем того, как Гейдар Алиев вел себя в экстремальных ситуациях. Какие качества он проявлял в такие моменты, как принимал решения?

- Вот сейчас модно слово менеджер. В моем понятии Гейдар Алиев был менеджером стихийных, экстремальных ситуаций бывшего Политбюро.

Крушение парохода в Ульяновске в 1984 году, в 1986 году трагедия в Новороссийске. Своим профессиональным подходом к работе чрезвычайных комиссий, созданных в связи с этими чрезвычайными ситуациями, Гейдар Алиев спас авторитет Советского Союза, и в Ульяновске, и в Новороссийске.

В Ульяновске было проще в том смысле, что люди, которые погибли на этом пароходе, они были все установлены. Пароход плыл в вечернее время, пьяный капитан корабля перепутал и направился не в тот проем под мостом. А на верхней палубе как раз проходила культурная программа, то ли танцы, то ли концерт, вот их всех смяло и за борт выбросило. Жилые каюты были внизу, документы и все сохранились, поэтому и знали, кто есть кто.

А вот в Новороссийске была трагедия, потому что на борту было много "левых" пассажиров. Кто-то "левую" путевку купил, кто-то друзей своих подсадил, неразбериха была. В Новороссийске погибло более 440.

Гейдар Алиев как только прилетел, сразу поехал по больницам, где разместили спасенных. Кто-то из моих ребят тогда подошел ко мне и сказал: здесь сын капитана корабля "Адмирал Нахимов" хочет к Алиеву подойти.

Он подошел, и Алиев сказал ему: "Сынок, уходи, а то растопчут тебя сейчас родственники погибших". Он не стал этого громко говорить. Он настолько понимал жизнь и ситуацию, в которой могли оказаться родственники капитана.

Еще один пример. Сидит Гейдар Алиев на заседании уже в Клубе офицеров Новороссийска, и ему на глаза попадается бумага - заполненное свидетельство о смерти. Обычный стандартный бланк, куда вносятся фамилии, прочие данные и причина смерти. Там в качестве причины смерти записано "утопление". Алиев возмутился: "С какой головой это писали?!".

Он сказал, что сейчас все знают о трагедии, которая произошла с "Нахимовым", а завтра родственники погибшего пойдут в какие-то социальные структуры, и им скажут "ваш родственник просто утонул". И он заставил 400 с лишним бланков перепечатать и написать: причина смерти – утопление в связи с трагическим крушением теплохода "Адмирал Нахимов".

- Сегодня мы являемся свидетелями бурного развития Азербайджана. Под руководством Президента Ильхама Алиева страна вошла в ряды наиболее динамично развивающихся государств мира. Какие черты, по Вашему мнению, помогают Президенту Ильхаму Алиеву достигать таких значительных успехов?

- Когда Ильхам Гейдарович учился в МГИМО, то, если его каникулы совпадали с выездами Гейдара Алиева в районы, он обязательно брал сына с собой. Ильхам Гейдарович участвовал на всех мероприятиях, жил по тому режиму, который устанавливал Гейдар Алиев.

Для него не отводилась специальная машина, и поэтому он ездил на машине прикрытия, эту машину давали от КГБ.

Ильхам Гейдарович с 17-18 лет был в курсе методики работы руководителя. Есть много фотокадров, где он сидит в зале на заседаниях. А залы тогда были не то что сейчас, тогда кондиционеров не было. И как говорится, он был в курсе всего, что происходит в республике, что делается и что предстоит сделать.

Организаторские черты характера отца и доброта матери аккумулировалась в их сыне. Я иногда наблюдаю за Президентом и замечаю, что даже мимика и движения рук у него отцовские. И это не случайно.

В 1969 году Гейдар Алиев стал первым секретарем Азербайджанской ССР, официально признанным охраняемым лицом. Я знал детей многих высокопоставленных людей и в Москве, и в бывших странах Советского Союза, и первых секретарей союзных республик. Потом уже, находясь в Москве, я видел, как дети и внуки членов Политбюро, как говорится, "зажигали". А в Ильхаме Алиеве всегда была сосредоточенность, скромность и порядочность от отца и матери.

В 1987 году Гейдар Алиев уходит в отставку. Ильхаму Гейдаровичу тогда было 26 лет. И он, сын члена Политбюро СССР, получил свою первую машину. В Москве дети и внуки членов Политбюро не одну иномарку к этому возрасту успевали разбомбить. А он получил машину только в 26, и то не как подарок, не для удовольствия, а для потребностей членов семьи. Отца, детей своих куда-то отвезти. И машина была не иномарка, а обычная "Волга".

Работоспособность Гейдара Алиева заставляла всех удивляться. Это трудолюбие Общенационального лидера в Ильхаме Гейдаровиче аккумулировалось полностью.
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА