В основе происходящего, прежде всего, находятся, конечно же, договоренности о возобновлении работы в приграничьи двух КПП, не функционировавших с 2021 г. На фоне чего с 14 марта между странами начали действовать авиарейсы, отсутствовашие на протяжении последних четырех лет. Ударили стороны по рукам и в аспекте озвучивания планов о скорейшем запуске проекта передачи и торговли электроэнергией Центральная Азия-Южная Азия-1000 (CASA-1000), целью которого является содействие экспорту 1300 МВт уже имеющихся в летнее время излишков электроэнергии из Кыргызстана и Таджикистана в Афганистан и Пакистан.
В контексте данных событий отметим, что еще в начале марта между Бишкеком и Душанбе произошел давно обсуждавший обмен некоторыми земельными участками, на территории которых периодически фиксировались конфликтные ситуации, а также были заключены договоренности о строительстве «дорог нейтрального статуса» для совместного пользования обоими сторонами.
Как подчеркнул в заявлении для прессы Садыр Жапаров, «отныне и навсегда кыргызско-таджикская государственная граница останется границей вечной дружбы двух братских стран и народов». Также, по его словам, сторонами будут приняты комплексные меры «для поступательного развития взаимодействия в политической, торгово-экономической, инвестиционной, научно-технической, культурно-гуманитарной и других сферах».
Господин Рахмон, в свою очередь, привлек внимание к достижению договоренностей «о повышении объема взаимной торговли до 500 млн долларов», обсуждению перспектив развития промышленной кооперации как «фактора обеспечения дальнейшего расширения экономических связей двух стран», рассмотрения «проблематики вызовов и угроз безопасности». Также он остановился на двустороннем согласии на «продолжение практики создания совместных производств в перспективных отраслях промышленности».
Наверное, даже вышеперечисленных моментов достаточно для понимания того, по какой причине вашингтонская администрация назвала двустороннее соглашение о разграничении и демаркации всей линии таджико-кыргызской границы «знаменательным достижением», увидевшим свет благодаря «дальновидности и решимость лидеров обоих правительств преодолевать препятствия».
Параллельно еврокомиссар по международному партнерству Йозеф Сикела охарактеризовал соглашение как «историческое решение», а Пекин высказал готовность, «будучи дружественным соседом и всеобъемлющим стратегическим партнером» стран, к совместным действиям - в целях укрепления взаимовыгодного сотрудничества по всем направлениям для создания «рука об руку более тесного сообщества единой судьбы Китая и Центральной Азии». По линии ООН была выражена надежда на постоянное конструктивное взаимодействие между государствами, направленное на укрепление взаимного доверия, добрососедских отношений и мирного будущего для их народов и всего региона. Ну а заявление МИД Азербайджана подчеркнуло важность предпринятого двумя странами решения для укрепления как дружественных связей между народами, так и содействия стабильности и процветанию всей Центральной Азии.
Обмен ратификационными грамотами между Таджикистаном и Кыргызстаном ожидается 31 марта, в рамках трехстороннего саммита в таджикском Худжанде, куда также прибудет президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Здесь будет подписан договор между Бишкеком, Душанбе и Ташкентом о точке стыка государственных границ. В ракурсе чего можно вспомнить встречу в январе 2025 г. между главами правительств этих трех стран, состоявшейся аккурат в точке стыка госграниц этих государств: в Согдийской области Таджикистана, Баткенской области Кыргызстана и Ферганской области Узбекистана.
На этом фоне под особым углом видится прозвучавшее из уст Садыра Жапарова предложение, изложенное им на своей странице в Facebook по итогам встречи с Эмомали Рахмоном, о прообразе «шенгенского формата» для центрально-азиатских государств. Как заявил глава Кыргызстана, пять стран Центрально Азии «должны начать процесс введения безвизового режима между собой, а для гостей из других государств - единой визы, позволяющей свободно передвигаться по всем странам региона». Специалисты тут же вспомнили, что идея данной визы, именуемой общей визой «Шелковый путь» (Silk Road Visa), озвучивалась еще в 2018 г., во время подписания между Узбекистаном и Казахстаном соглашения о взаимном признании визовых режимов странами Шелкового пути. Весьма симптоматично, что со стороны Астаны звучало предложение о подключении к этому проекту также Азербайджана и Турции.
Мы со своей стороны также хотели бы поздравить братские народы Таджикистана и Кыргызстана с подписанием исторического соглашения и пожелать процветания всему центрально-азиатскому ареалу!
Автор Теймур Атаев
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad
Тэги: