По оценке агентства, банковское регулирование, надзор и корпоративное управление в этих странах значительно развились, но остаются менее прозрачными и предсказуемыми по сравнению с развитыми рынками. В Казахстане и Азербайджане регуляторный контроль заметно усилился за последние годы. В то же время, хотя банковский надзор в Грузии считается наиболее продвинутым в регионе, снижение демократических стандартов в стране может негативно сказаться на независимости регулятора.
В Армении, Грузии и Узбекистане экономический рост в последние годы во многом был обусловлен притоком людей и капитала из России и Украины, а также увеличением торговых потоков. В 2025 году S&P прогнозирует некоторое замедление этих темпов. В Азербайджане и Казахстане влияние миграции из России и Украины было менее выраженным и не оказало значительного воздействия на экономический рост.
Агентство отмечает, что для всех пяти стран вызовом останется балансирование отношений как с Западом, так и с Россией, которая остается ключевым торговым партнером региона. Дополнительным фактором неопределенности для Армении остается перспектива мирного договора с Азербайджаном, требующего решения ряда сложных вопросов. В Грузии растет внутренняя политическая нестабильность, что снижает предсказуемость экономической политики.
По данным S&P, экономический рост в регионе в 2024 году превзошел ожидания. В 2025 году он останется устойчивым, но будет менее выраженным. Азербайджан и Казахстан выигрывают от благоприятной динамики цен на нефть, однако сталкиваются с сокращением объемов добычи. Позитивным фактором является опережающий рост ненефтяных секторов по сравнению с нефтегазовой отраслью.
Одним из рисков для банковского сектора в Армении, Грузии и Азербайджане остается высокая динамика цен на жилье. Ипотечное кредитование в регионе поддерживается государственными программами в национальных валютах и совершенствованием стандартов андеррайтинга.
S&P также указывает на растущие риски, связанные с быстрым увеличением необеспеченных потребительских кредитов. В Узбекистане введение более жестких регуляторных мер замедлило рост розничного кредитования, тогда как в Азербайджане, Армении и Грузии он остается высоким.
В Азербайджане за последние два года в рамках Стратегии развития финансового сектора на 2024–2026 годы были запущены реформы по модернизации регулирования и надзора за финансовыми учреждениями. S&P отмечает позитивную динамику в оценке отраслевых рисков страны, несмотря на их изначально низкий уровень.
Источник: Report
Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad
Тэги: