- Россия стремится в рамках расширяющегося форума БРИКС построить удобную для себя и для своих партнеров правовую и политико-экономическую систему, в которой не было бы места санкциям, различным ограничениям, несправедливым договорам и попыткам на нынешнем этапе истории воссоздать отношения доминирования Запада и колониальной зависимости от него других регионов планеты. В рамках такой системы выгодными станут любые формы сотрудничества государств БРИКС, основанные на учете взаимных интересов государств и компаний, действующих в ее рамках. Даже в нынешней, крайне агрессивной для хозяйственной деятельности среде, экономика России растет быстрее, чем любая из экономик стран Большой семерки. Поэтому создание благоприятных условий для ведения бизнеса позволит выйти на еще более высокие показатели роста промышленности и сферы услуг. Российское сельское хозяйство начиная с 2014 года растет беспрецедентными для его прежней истории темпами, для него эффект расширения сотрудничества в рамках БРИКС будет менее заметен.
Конкретные инициативы перечислены в Казанской декларации Саммита БРИКС 22-24 октября 2024 года, и они многочисленны. Так, предложенные Россией меры по усовершенствованию международной валютно-финансовой системы позволят более справедливо принимать решения в рамках МВФ и Всемирного банка, а также ориентировать их деятельность на достижение целей экономического роста и устойчивого развития государств мирового большинства. Совместные усилия России, Индии и Китая по дедолларизации, понимаемой как управляемое снижение доли валюты США в их внешней торговле и инвестициях, направлены на создание эффективных защитных механизмов от негативных последствий беспрецедентного роста долга США и угрозы мирового экономического кризиса, вызванного этим.
Серия инициатив в финансовой области позволит существенно изменить нынешний неблагоприятный для развивающихся государств баланс сил в этой области. Инициативы по сопряжению инфраструктуры финансовых рынков стран БРИКС позволят увеличить «глубину» и «стрессоустойчивость» их объединенного финансового рынка. А разрабатываемая независимая трансграничная расчетно-депозитарная инфраструктура BRICS Clear является революционной по своему содержанию инициативой, дополняющей существующую инфраструктуру финансовых рынков. Большую роль в нейтрализации санкций США и их сателлитов сыграет инициатива по построению независимого перестраховочного потенциала БРИКС, включая компанию BRICS (Re)Insurance, с участием государств – членов БРИКС и их партнеров на добровольной основе.
- С учетом экономических особенностей стран-участниц БРИКС, в каком виде их экономическое взаимодействие может быть наиболее выгодным? Ожидается ли рост взаимных инвестиций и торговли между странами-участницами?
- Таких сфер много. Практически в любой отрасли промышленности, услуг, сельского хозяйства и транспорта равноправное сотрудничество будет выгодным. В ближайшие годы в качестве наиболее заметных областей межгосударственного сотрудничества стран БРИКС я рассматриваю построение транспортно-логистических сетей, инвестиции в энергетику, включая электрогенерацию, помощь в решении проблем продовольствия, как путем создания сети «продовольственных хабов» для оказания экстренной помощи в случае угрозы голода, так и реализация долгосрочных проектов по обеспечению наименее развитых стран семенами, минеральными удобрениями, обучение нового поколения агрономов.
Рост взаимных инвестиций будет носить устойчивый характер, хотя и будет подвержен различным внешним шокам. Россия, наученная опытом незаконного и преступного по своему характеру замораживания своих валютных резервов в Европе и США, свои многомиллиардные инвестиции, прежде направлявшиеся в развитые страны Глобального севера, в новых условиях перенаправит странам мирового большинства, прежде всего тем, которые являются членами БРИКС или его официальными партнерами.
Существенный рост взаимной торговли стран БРИКС является признанным фактом и заслуживает поддержки на государственном уровне. В 2023 году, еще до расширения, пятерка стран БРИКС осуществила взаимные торговые операции на 678 миллиардов долларов. Если в предыдущие десять лет мировая торговля росла на 3% в год, то взаимная торговля пяти государств форума возрастала на 10,7% в год.
- Министр экономического развития России Максим Решетников заявил о признаках «охлаждения» в российской экономике. Как можно интерпретировать это заявление в контексте текущей экономической политики и возможных последствий для сотрудничества в рамках БРИКС?
- Препятствием для сохранения нынешних высоких темпов экономического развития России (3-4 процента роста ВВП в год) являются ограничения, вызванные внутренней инфляцией, нехваткой рабочей силы на внутреннем рынке и ростом расходов на рабочую силу, не соответствующих темпам роста производительности труда. Главным драйвером роста экономики после начала Специальной военной операции в России стали расходы на оборону и инвестиции в военно-промышленный комплекс страны. В этой сфере Россия достигла беспрецедентных в мировой экономической истории достижений, обеспечив потребности своих Вооруженных сил и при этом сохранив инфляцию на приемлемых для большинства населения показателях (7-8 процентов в год).
Сохранить высокие темпы экономического роста в России может увеличение экспорта, развитие проектов в рамках частно-государственного партнерства, привлечение иностранных инвестиций в рамках усилий правительства по импортозамещению. Это сложные для системы государственного управления задачи, и пока Россия уверенно их решает.
- Считаете ли вы, что снижение зависимости стран БРИКС от доллара может сделать их экономику более устойчивой и неуязвимой? Какие шаги предпринимаются для реализации этой цели?
- Да, снижение зависимости от доллара США, защита от использования Вашингтоном своей национальной валюты в качестве экономической «дубины», способной разрушить национальные финансы и привести к кризисам – общая цель для многих государств – членов БРИКС. Прогнозируемое Конгрессом США увеличение внутреннего долга этой страны до уровня 90-95 триллионов долларов к 2050 году, а также очевидный для всех экспертов перегрев нынешнего фондового рынка в США, особенно акций высокотехнологических компаний, заставляют страны мирового большинства предпринимать экстренные усилия по защите национальных денежных единиц и финансовых систем.
Для достижения этих целей страны БРИКС развивают систему взаимных платежей в национальных валютах, без использования корреспондентских счетов в американских банках. Для препятствования усилиям по замораживанию (воровству) иностранных финансовых активов, большинство государств БРИКС развивает цифровые денежные единицы, вырабатывает правила функционирования межгосударственной системы платежей, основанных на криптовалютах, строят систему, параллельную нынешней системе трансграничных межбанковских платежей SWIFT. Призванная быть сугубо технической и политически нейтральной, данная система де-факто управляется Министерством финансов США, и доверие к ней в России и во многих государствах – членах БРИКС безвозвратно потеряно. Именно поэтому построение новой системы межгосударственных платежей странами мирового большинства является первоочередной задачей, решение которой вызывает в США неподдельный испуг.
- Индия, будучи одним из крупнейших участников БРИКС, выражает осторожность в отказе от доллара. Как эта позиция Индии может повлиять на стратегию группы в снижении зависимости от американской валюты?
- Страны БРИКС, в том числе и Россия, никогда не рассматривали отказ от доллара в качестве своей цели, такая задача на политическом уровне не ставилась. В случае, если США откажутся от дискриминационных мер в отношении государств, к которым долларовые санкции уже применены, Россия не будет возражать против использования национальным частным бизнесом доллара США. Поэтому Россия с пониманием относится к позиции Индии. Более того, в Индии до сего дня действует достаточно рестриктивный валютный режим, ограничивающий возможности свободной конвертации рупий в доллары США и наоборот. Также отметим, что до относительно недавнего времени объемы внешней торговли и масштабы привлечения иностранных инвестиций в Индии были невелики, лишь немного превосходили данные показатели у России, население которой в 10 раз меньше, чем у Индии. Сейчас валютная система Индии также переживает период потрясений, рупия регулярно бьет рекорды снижения своего обменного курса по отношению к доллару США и другим мировым валютам.
Интересам России не соответствуют никакие потрясения на индийском рынке. Темпы взаимной торговли наших стран быстро растут, в прошедшем 2023 году оборот достиг 65 миллиардов долларов США. Поэтому Россия разделяет позицию Индии по осторожному демонтажу долларо-центричной системы. Но в долгосрочной перспективе Россия в стабильность американской валюты не верит, и от наших индийских партнеров эту позицию мы не скрываем.
Мария Жигадло
Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad
Тэги: