Атом для воды | ВИДЕОИНТЕРВЬЮ

  12 АВГУСТ 2024    Прочитано: 745
Атом для воды | ВИДЕОИНТЕРВЬЮ

В настоящее время нехватка питьевой воды стала одной из актуальных глобальных проблем. Изменение климата на фоне роста численности мирового населения еще больше усугубляет ситуацию. Одним из решений является опреснение морской воды. В странах с выходом к морю и океану для этого процесса применяются различные методы. Однако существуют и определенные трудности.

— В настоящее время процесс опреснения воды осуществляется с помощью мембранного метода и химических способов. Наиболее распространенным химическим методом является деминерализация воды путем испарения. Этот метод требует большого объема энергии. Поэтому решение проблемы воды автоматически переносится в плоскость энергопотребления, — заявил в интервью AzVision.az член-корреспондент НАНА, генеральный директор Института проблем радиации, доктор химических наук, профессор Ислам Мустафаев.

Профессор отметил, что, хотя нефтегазовые страны, включая Азербайджан, обладают значительными энергетическими ресурсами, при использовании традиционных энергоносителей в окружающую среду выбрасывается углекислый газ. В то же время от нефтегазовых стран требуется ограничение выбросов углекислого газа. Существуют решения, предполагающие сведение загрязнения углекислым газом к нулю к 2050 году. Азербайджан, подписав Конвенцию по изменению климата, Парижское соглашение, решения Всемирного экономического форума, а также документ Европейского Союза по Зеленому соглашению (Green Deal) вместе с 198 странами, взял на себя определенные обязательства. В рамках этих обязательств ограничивается потребление органического топлива (традиционных энергоносителей), так как углекислый газ приводит к изменению климата, повышению температуры и, в конечном итоге, к дефициту воды. Поэтому сжигание органического топлива не может считаться выходом для решения проблемы нехватки воды.

Эта ситуация делает неизбежным использование возобновляемых источников энергии — солнечной, гидро- и ветровой энергии. Директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси, однако, отмечает, что переход на использование возобновляемой энергии может сделать энергетическую систему стран нестабильной, поскольку возможности в этой области ограничены. Например, погодные условия могут быть неблагоприятными. В такой ситуации возникает потребность в более стабильном и надежном источнике энергии — ядерной энергии.

По словам Рафаэля Гросси, на сокращение влияния парниковых газов на изменение климата было выделено триллионы долларов. Если бы небольшая часть этих средств была потрачена на обеспечение безопасности атомной энергии, можно было бы создать надежную атомную энергетику, которая могла бы использоваться как в качестве источника энергии, так и в процессе опреснения морской воды. Это стабильная энергия, которая оказывает минимальное негативное влияние на экологию. Опреснение воды — это область, требующая значительных энергетических затрат.

Один из первых опытов в этом направлении был реализован в 1973 году в Шевченко (ныне Актау) на побережье Каспия в Казахстане, где в советское время был построен атомный реактор мощностью 150 Мегаватт. На самом деле это совсем немного. Для сравнения: реактор, взорвавшийся в Чернобыле, имел мощность 1000 Мегаватт. Таким образом, реактор в Актау был в 6 раз менее мощным. Ежедневно 120 тысяч кубометров воды удовлетворяли потребности этого района. Часть энергии, полученной от этого реактора, направлялась даже на производство электричества. После распада СССР этот реактор был остановлен, но, насколько мне известно, он будет снова введен в эксплуатацию.

— Существует ли опыт использования атомной энергии для опреснения морской воды в других странах?

— В засушливом регионе Бушер Иран планирует строительство трех установок для опреснения морской воды рядом с АЭС, построенной Россией. Также предусматривается строительство установок для опреснения морской воды рядом с АЭС Аккую, построенной Россией в Турции. В мире сейчас действует 400 атомных реакторов. Ранее их было 465, но после аварий в Чернобыле и Фукусиме все реакторы с истекшим сроком эксплуатации были закрыты. План по их строительству также был сокращен на 30%. Насколько я знаю, после выступления главы МАГАТЭ Рафаэля Гросси страны, выступающие против атомной энергетики, пересматривают свои позиции.

— Может ли Азербайджан построить АЭС для получения энергии, которую можно использовать для опреснения воды Каспия?

— В Азербайджане накоплен достаточный опыт использования атомной энергии и проведения исследований в этой области. Основная цель Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), созданного в 1957 году, — использование атомной энергии в мирных целях. СССР, будучи его членом, сделал первые шаги в этом направлении, которые не заставили себя долго ждать и в Азербайджане. В 1958 году в составе Института нефтехимических процессов НАНА была открыта Лаборатория радиационной химии. Эта лаборатория на первоначальном этапе была нацелена на подготовку кадров и создание определенного потенциала.

После 10 лет работы этой лаборатории в 1969 году было создано подразделение радиационных исследований в Азербайджане по решению Совета министров СССР. Этот сектор стал одним из самых известных центров в СССР и прошел большой путь до 2002 года. Однако, поскольку он был связан с атомной энергетикой и радиацией, о нем мало говорили. Когда мы там работали, мы отправляли наши статьи в Москву, где они рассматривались. Если нам давали разрешение, они публиковались, если нет — оставались неопубликованными. Хочу сказать, что была проведена значительная работа и сформирован хороший кадровый потенциал. Однако из-за секретности информации об этой сфере было мало.

В середине 70-х годов прошлого века в Азербайджане в районе Невои началось строительство АЭС. Десятерым из нас, включая меня, сказали, что в республике строится атомный реактор, и после обучения в Обнинске в Институте имени Курчатова мы вернемся и будем работать там. В Невои до сих пор сохранились 17 коттеджей, построенных для кадров, которые должны были работать на этой станции. В то время был заложен даже фундамент атомного реактора. Затем последовали различные споры, и, наконец, после аварии на Чернобыльской АЭС проект был заморожен.

В мае 2014 года президент Ильхам Алиев подписал указ о строительстве исследовательского ядерного реактора и создании Центра ядерных исследований. Вопрос снова стал актуальным. МАГАТЭ предоставило несколько проектов для технико-экономического обоснования. Этот проект продолжался 7-8 лет. Кадры есть, документы приняты. В нашей стране быстро создается институциональный и кадровый потенциал для производства атомной энергии.

— Насколько мне известно, также была проведена пилотная программа по опреснению воды Каспия...

— Да, была, но без использования атомной энергии, с применением обычного химического метода — мембранного метода. В районе села Хыдырлы на трассе Сальян Экологическое и природоохранное министерство создало пилотную установку. Сад, разбитый рядом с ней, орошается этой водой. Кажется, что результат достаточно хороший. В этом вопросе нужно учитывать несколько моментов. Когда наши территории были оккупированы, нам не позволяли эффективно использовать небольшие реки Карабаха и Восточного Зангезура. Теперь, когда мы можем их использовать, необходимо подготовиться к будущему. Когда говорят, что «воды нет, и ее нужно добывать», уже не будут смотреть на цену. Когда человек страдает от жажды и экологической проблемы, рентабельность не будет иметь значения, на передний план выйдут человеческое благополучие и человеческий фактор.

— Мы не опоздали с этим вопросом? С другой стороны, строительство атомного реактора, вероятно, будет осуществляться Азербайджаном в сотрудничестве с какой-либо зарубежной страной. Существует конкуренция между крупными странами в этом вопросе, Россия даже сделала Азербайджану одно предложение...

— Проекты, предоставленные нам МАГАТЭ, находились под покровительством российской компании «Росатом». Но нужно сказать правду, что в вопросе применения атомной энергии для опреснения морской воды «Росатом» лидирует. Они накопили большой опыт в Шевченко (Актау). Однако в любом случае, нам придется сделать выбор. У нас есть подходящие партнеры. Хотя все АЭС в регионе построены Россией: в Иране — в Бушере, в Турции — в Аккую... В Армении есть АЭС в Мецаморе, они хотят построить второй. Правда, мы этому активно сопротивляемся. Согласно Конвенции ЭСПО, они должны получить разрешение на это от соседних стран, то есть от нас.

В мире существует интересная практика: каждая страна строит АЭС вблизи границы со своим соседом. Например, Литва строила на границе с Белоруссией, а Белоруссия — на границе с Литвой. Грузия строила АЭС в Тбилиси, который находится всего в 50 километрах от нашей границы. Мецамор построен всего в 70 километрах от нашей границы и в 15 километрах от границы с Турцией. Они всегда делали так, чтобы в случае аварии ущерб в большей степени приходился на соседние страны.

— Возникает противоречивая ситуация. Мы не хотим, чтобы Армения строила вторую АЭС. Но в то же время нам нужно построить собственный реактор. Как в таком случае получить их согласие?

— Необходимо прийти к определённому соглашению. Основное — чтобы АЭС не располагалась близко к границе. Если Армения построит её в Кировакане (Ванадзор) или Амасии, это их дело. В таком случае не стоит сильно вмешиваться в этот вопрос. Но если она будет строиться близко к границе, ситуация изменится.

Согласно проекту АВОС — нормам оценки воздействия на окружающую среду — перед строительством любого объекта разрабатывается проект и направляется соседней стране. Кстати, проект по Мецамору также был направлен в Азербайджан. Если Азербайджан не ответит в течение определенного времени, это будет расцениваться как согласие. Поэтому мы должны быть готовы и мы готовы.

— Наверное, международные организации при согласовании учитывают сейсмологическую ситуацию. Разве Армения не является сейсмически нестабильным регионом?

— Там линия разлома проходит всего в 8 километрах от Мецаморской АЭС. То есть в случае землетрясения станция окажется под серьезным риском. В Азербайджане же можно с оптимизмом рассматривать перспективу строительства атомного реактора для использования атомной энергии в процессе опреснения воды Каспия.


Сахил Искандеров
Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА