Женщина, ставшая символом Ходжалы: "Я не отпускала младенца из рук до Агдама"

  26 ФЕВРАЛЬ 2024    Прочитано: 533
Женщина, ставшая символом Ходжалы: "Я не отпускала младенца из рук до Агдама"

"Несколько дней назад, когда я увидела реку Гаргар, мое сердце наполнилось болью. Я снова пережила ту ночь. Вид разрушенной моей деревни сильно меня расстроил," - сказала жительница Ходжалы Нигяр Джафарова в интервью AzVision.az. В 1992 году Нигяр было 18 лет, она вышла замуж за два месяца до трагедии. Как и большинство жителей Ходжалы, Нигяр была взята в плен, но затем была спасена бойцами из деревни Шелли в Агдаме. В то время она также спасла жизнь одной девочке. Фотография, на которой она с младенцем на руках после освобождения из армянского плена, стала символом трагедии. В Баку на основе этой фотографии был создан памятник "Крик Матери".

Сегодня, спустя 32 года, она посетила Ходжалы, который она покинула босиком, и столкнулась с прошлым:

"В 1992 году армяне почти каждый день обстреливали Ходжалы. Ночь с 25 на 26 февраля была особенно страшной, стрельба не прекращалась. Все были встревожены. Мы не понимали, что происходит. Мужчины дежурили на постах. Когда они увидели, что ситуация ухудшается, они спешно пришли к своим семьям и сообщили, что нужно покидать деревню.

Когда мы вышли из дома и направились на улицу, мы уже не могли вернуться. Армяне уже ворвались в дома. Босиком мы побежали к основной дороге. Со мной была моя тетя и ее семья.

Мы присоединились к толпе и пересекли реку Гаргар. Мы упали в воду, от чего начали дрожать от холода. Промокшие и замерзшие, мы перешли через холм и направились к дороге в село Нахчываник. По дороге я встретила дядю. Он спросила о моем отце, я ответила, что не знаю где он.

Мы едва успели отойти, как армяне открыли огонь, убив моего дядю, его жену и внука. Мы были вынуждены продолжать путь. Пересекли другой холм и прошли довольно долго. Мы были так измотаны, что даже не заметили, как натолкнулись на армянский пост. Армянские солдаты позвали нас на азербайджанском языке. Обманывая, они говорили: "Подойдите сюда, это пост Агдама". Было темно и мы не смогли хорошо разглядеть их. Когда мы подошли ближе, то поняли, что находимся среди 400-500 армян. Мужчин и женщин построили в ряд. С них сняли золото, забрали деньги. Тех, у кого находили оружие, расстреливали на месте.

Моего мужа убили, потому что у него был автомат. Они ударили его прикладом по лбу, раздробив череп."



Мой зять заранее пошел вызывать на помощь людей из деревни Шелли. Когда между ними и армянами началась стрельба, мы смогли убежать и так спастись. Позже моя мама, сестра и брат также добрались до Агдама. А отец вернулся к нам через неделю в раненом состоянии. Он рассказывал, что спасал людей, переносил их на своих плечах. Наши земляки Гюллю и Садых дядя были тяжело ранены, их не смогли вынести. Они замерзли насмерть. Отец всегда с болью вспоминает эту сцену.

Армяне разрубили тело моего одноклассника Мушфига на куски и отправили эти части в обмен на бензин к его родственникам в Агдам".

Нигяр говорит, что на известном фото она держит на руках младенца, который является внуком ее племянницы.

"Его отец и мать не могли привезти его, я спасла его. Я не клала его из рук до Агдама. Этого младенца зовут Инджи, у него есть двое детей".



Нигяр также рассказала о своем визите в Ходжалы несколько дней назад:

"Когда я увидела реку Гаргар, мое сердце наполнилось болью. Я снова пережила те моменты. Я все еще не пришла в себя. Когда я увидела нашу деревню в руинах, мое сердце стало болеть. Наш дом полностью разрушен. На его месте только засохшие кусты. Но радостный момент в том, что я преодолела свои страхи. Раньше я думала, что не смогу жить в Ходжалы. Но теперь я с удовольствием еду туда".


Шахана Рагимли

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА