Франция не имеет никакого права поучать Баку. И вот почему

  17 ИЮЛЬ 2023    Прочитано: 1235
Франция не имеет никакого права поучать Баку. И вот почему

Выступая на министерском заседании Движения неприсоединения в Баку, Президент Азербайджана дал совет Парижу: вместо того, чтобы пытаться читать нотации другим, французские власти должны бороться с тревожными тенденциями в своей собственной стране.

Ильхам Алиев в своем выступлении уделил немало места Франции, что вызвало недовольство у некоторых европейских деятелей. Встал на защиту сюзерена и Ереван. Некоторые обвинили Баку в нападках на Париж при том, что у самого, мол, проблемы, и так далее. А что, разве на критику имеют право только державы? Небольшие страны не имеют права голоса? Кто сказал, что лишь Париж или Вашингтон могут выносить приговоры, а другие должны лишь обороняться?

Президент Ильхам Алиев прав, советуя Франции подумать о собственных проблемах, прежде чем устраивать экзекуции Азербайджану, буквально оскорбляя азербайджанский народ обвинениями в том, что он не совершал и совершать не намерен. Париж регулярно и громко анонсирует какие-то предстоящие этнические чистки армян, даже геноцид, требует от Европы бросить все и заняться спасением армянского меньшинства Карабаха. Мы уже не говорим о клевете в адрес руководства нашей страны и национальной политики, проводимой Баку.

Это действительно очень смешно – обвинять Азербайджан в этнических чистках, ксенофобии и нацистских замашках. Азербайджан это одна из немногих стран, где нет национальных конфликтов. Карабахский конфликт был конфликтом территориальным, и это всем известно. В Азербайджане в мире и взаимопонимании проживают десятки народов, мирно сосуществуют разные конфессии, а господин Макрон пытается нарисовать для мировой общественности в нашем лице образ некоего кровопийцы и чудовища, сдерживает которого, дескать, только армянское христианство. Макрон, озвучивая армянские нарративы, не задается вопросом – почему представители десятков народов прекрасно и мирно уживаются с азербайджанскими тюрками, а вот армянам это не удается? Попробовав на него ответить, он узнал бы много любопытного.

И не Франции нас учить мирному сосуществованию народов и конфессий, толерантности и мультикультурализму. Политика Парижа по своей сути антимультикультуральна, она основана на принципе превосходства французов и борьбе с идентичностью других народов, населяющих исторические территории, находящиеся сегодня в составе Франции. Мы уже не говорим о мигрантах из стран Африки и Ближнего Востока, которых во Франции считают людьми второго сорта. Даже тех, кто живет в этой стране уже не в первом поколении, является ее гражданином и платит налоги. Если уж обвинять кого в геноциде, то саму Францию. Бывшие колонии этой державы до сих пор не могут оправиться от последствий французского владычества. В Алжире помнят о геноциде, о миллионе загубленных жизней, о бесчеловечности колонизаторов. До колонизации Алжир был одной из самых развитых стран своего региона. Франция принесла алжирскому народу разрушения, унижения и геноцид. Правда, если послушать французов, то они принесли в Северную Африку цивилизацию и культуру. В чем это выражается? Может быть, в созданном в середине 20-го века в Алжире специальном учреждении, где обучали пыткам? Или в человеческих черепах, бесстыдно демонстрируемых во французских музеях? Невероятно, но Франция, где в музеях выставляются черепа убитых алжирских повстанцев, посмела обвинять Баку в не гуманности и дикости за манекенов в Парке трофеев!

Еще одной серьезной проблемой, доставшейся в наследство от французского владычества, для Алжира и Полинезии остается радиоактивная угроза. В период колонизации Франция проводила на территориях колоний ядерные испытания. Алжирская сторона до сих пор не может получить от французов карты с указанием полигонов, мощности взрывов и прочие данные, что помогло бы обеспечить безопасность населения. Рассчитывать на компенсации за радиоактивное заражение обширных территорий страны и загубленные жизни Алжир вряд ли может. Макрон отказался даже хотя бы просто извиниться перед алжирским народом за геноцид.

Сегодня Франция пытается вернуть себе прежний статус. У нее и сегодня имеются колонии, правда, называются они культурно «заморскими территориями». Несмотря на то, что колониальная эпоха осталась позади, на этих территориях сохраняются такие уродливые явления, как дискриминация, стирание этнической идентичности и насаждение французской культуры и порядков. Так, во время недавнего мероприятия Движения неприсоединения в Баку представитель Французской Гвинеи рассказал, что Францией был представлен для использования полностью французский куррикулум.

О многом говорит и то, как французская сторона называла последние беспорядки, имевшие место во Франции. Не как протесты или мятеж, а как войну. Война — это противостояние с внешними силами, из чего следует, что проживающие в стране выходцы из Африки и Ближнего Востока считаются для Парижа чужаками, действовавшие по указке извне, а не протестовавшие против нарушения своих прав.

Может ли такая страна учить Азербайджан обращению с национальными меньшинствами? Конечно же, нет. И не только по причине расизма, антисемитизма и ксенофобии, царящих во французском обществе. Дело в том, что Франция в принципе отказалась от концепции национальных меньшинств. Это не фигура речи – Франция на самом деле отказалась от этой концепции и не присоединилась к соответствующим международным хартиям. Если французские власти являются сторонниками особых прав для этнических групп, пусть начнут со своей собственной страны. Во Франции запрещена этническая статистика, то есть никто не подсчитывает басков, немцев, итальянцев, алжирцев и др. Все жители страны – французы. Франция официально отказывается признать коллективные права отдельных групп или меньшинств, предоставляя права лишь индивидуумам. Когда же Азербайджан отказывает армянам Карабаха в обособлении, он навлекает на себя бурю французского гнева и угрозы некими санкциями и международными механизмами.

Во Франции уничтожается идентичность всех народов, которые могут представлять угрозу для ее целостности. Население страны принято делить на «урожденных французов» и граждан, имеющих иностранное происхождение. Понятие «урожденный француз» очень расплывчато, потому что коренные жители территорий страны, сложенной из различных кусков, говорят на разных языках, помимо французского, - баскском, немецком, бретонском, нидерландском, фламандском, корсиканском. Это значит, что в понятие «француз» замешаны многие народы, с идентичностью которых Париж усиленно борется не одно столетие, запрещая даже использовать собственные языки. Между тем, в Азербайджане, говоря об азербайджанском народе, подразумевают не унифицированную нацию, а все проживающие в стране народы, которые свободно говорят на своем языке, учатся в национальных школах, создают общины и культурные центры. Азербайджанское государство не боится их идентичности, а, наоборот, помогает ее сохранять. Это многообразие – наше богатство.

Франции всего этого не понять. Она слишком увязла в самолюбовании и страхе за свою целостность. Это ее проблемы, нас они не касаются. Но еще раз хочется вернуться к словам Ильхама Алиева и посоветовать господину Макрону: прежде, чем пытаться учить нас, занялся бы уборкой в собственной политике.

Мурад Наджафов

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА