Как падение курса рубля скажется на экономике Азербайджана? - МНЕНИЕ

  04 ИЮЛЬ 2023    Прочитано: 2011
Как падение курса рубля скажется на экономике Азербайджана? - МНЕНИЕ

На протяжении последних двух десятилетий российский рубль неоднократно оказывался в статусе то самой нестабильной валюты среди ведущих государств планеты (2008-2009, 2014-2015, 2020), то напротив, валютой с быстро растущим курсом, привлекательной для вложения (2004-2007), 2010-2013, 2016, 2022).

В итоге, рубль приобрел среди экспертов планеты достаточно сомнительную репутацию «самой волатильной валюты из государств Большой Двадцатки», поскольку на одни и те же негативные и позитивные новости из мира политики и экономики его курс реагировал в существенно большем диапазоне, чем денежные единицы других ведущих экономик планеты. В настоящее время статус рубля как самой неустойчивой валюты успешно оспаривают турецкая лира и бразильский реал. Но в целом именно эти три валюты рассматриваются как нестабильные и потому непривлекательные для долгосрочных вложений.

Сразу несколько факторов влияют на нынешнюю негативную динамику российского рубля к доллару и евро.

Во-первых, резкое повышение процентных ставок в США и Европейском союзе, начиная с первой половины 2022 года и вплоть до сего дня, привело к падению курсов валют множества государств в самых разных уголках планеты по отношению к доллару и евро. Это не касается государств, которые де-факто или де-юре привязали курс своей национальной валюты к доллару, зафиксировав курс обмена. Здесь в качестве примера я бы назвал Азербайджан, уже достаточно долго удерживающий курс обмена на уровне 1,7 маната за один доллар США. Но у повышения ставок и соответственно роста валютного курса есть немало негативных последствий для экономики государства, следующего таким курсом. Например, снижение экспорта и рост импорта, а также практически гарантированная стагнация экономики с перспективой ее спада в случае, если процентные ставки продержатся на высоких уровнях достаточно долго. Именно это сейчас происходит в Европейском союзе, чья экономика балансирует вокруг нулевых показателей роста, а в Германии вообще уже почти три квартала снижается, находится в красной зоне. Темпы роста экономики США более позитивные, чем в Европе, но есть немало экспертов, сулящих американской экономике серьезный кризис уже осенью нынешнего года. На их фоне российская экономика, даже находясь под беспрецедентными в истории мировой экономики санкциями, демонстрирует хотя и небольшие, но все же позитивные показатели.

Во-вторых, Центральный Банк России почти 10 лет назад отказался от таргетирования курса рубля, ограничиваясь интервенциями только в чрезвычайных обстоятельствах. Нынешние спрос и предложение на доллары и евро формируются в обстоятельствах, когда впервые в постсоветской истории России доля доллара США и евро в расчетах как за экспортные, так и за импортные поставки составляет менее 50%, и она продолжает снижаться. Если ранее падение курса рубля к валютам недружественных государств вызывало беспокойство в Москве, то теперь это больше не происходит, поскольку никаких серьезных угроз национальной экономике не несет.

В-третьих, на июнь – начало июля 2023 года пришелся масштабный выкуп крупнейшим российским ритейлером, компанией «Магнит» своих акций у зарубежных акционеров. На эти цели компания готова потратить более 20 млрд рублей, которые меняет в ходе биржевых торгов на доллары для выкупа акций. Примерно такова же природа сезонного спроса на наличные доллары со стороны миллионов россиян, уезжающих на отдых за границу и вынужденных расплачиваться наличными в условиях блокирования карт VISA и MasterCard. После того как закупки долларов «Магнитом» и российскими туристами в августе упадут, курс рубля неизбежно станет расти. Так происходит уже много лет, так будет и в нынешнем году.

Если расчеты между российскими компаниями и их партнерами в странах СНГ осуществляются в российских рублях или национальной валюте стран-партнеров, то никаких последствий не будет, игроки рынка скорее всего ничего не почувствуют. Негативное влияние снижения обменного курса рубля возможно в тех случаях, когда валюта государства-контрагента привязана к доллару США и ее обменный курс к рублю растет одновременно с курсом американской валюты.

Именно это мы имеем сегодня в случае с Азербайджаном. Последствия в данном случае будут стандартные: покупки российским бизнесом товаров и услуг в Азербайджане будут обходиться ему все дороже, поэтому их объемы будут сокращаться, ввоз товаров из Азербайджана станет падать.

Одновременно, экспорт российских товаров в Азербайджан будет все более привлекательным, поскольку, реализуя свою продукцию в манатах, у компаний из России возникает возможность обменять их на искомые для российского бизнеса рубли по более выгодному курсу. Некоторые российские компании вероятно даже предпочтут демпинговать, снижая цены на свои товары в манатах, поскольку они захотят увеличить долю своей продукции на привлекательном для них азербайджанском рынке. Но после того, как обменный курс стабилизируется, влияние этого фактора будет снижаться.

Станислав Ткаченко, д.э.н., профессор СПбГУ, cпециально для Vzglyad.az.

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА