«Для России важно то, что данный коридор помогает обслуживать объемы торговли с Азербайджаном и Ираном»

  13 АПРЕЛЬ 2023    Прочитано: 2153
«Для России важно то, что данный коридор помогает обслуживать объемы торговли с Азербайджаном и Ираном»

Интервью Vzglyad.Az с доктором экономических наук, профессором Санкт-Петербургского государственного университета Станиславом Ткаченко:

- Каким вы видите будущее транспортного коридора «Север-ЮГ»?

- Международный транспортный коридор Север-Юг является давним проектом России, инициированным еще в 2000 году. За прошедшие годы мотивы, которые побудили Россию разработать его в начале нынешнего века, значительно изменились.

Первоначально Россия стремилась приобрести статус транзитной страны в растущей торговле между ЕС и Индией, используя свое выгодное геоэкономическое положение. Вскоре выяснилось, что объемы торговли Европы и Индии не растут, и обе стороны не нуждаются в создании нового крупномасштабного транспортно-логистического маршрута для обслуживания их торговли. А после начала в 2014 году санкционной войны и фактического сворачивания торговли России с большинством европейских государств от какого-либо транзитного элемента в северной части маршрута МКТ «Север-Юг» пришлось полностью отказаться.

- Почему этот проект сейчас стал важным для России?

- Сейчас для России важно то, что данный коридор помогает обслуживать быстро растущие объемы торговли с Азербайджаном и Ираном. После завершения пандемии в двусторонних экономических отношениях Баку и Москвы наблюдается рост, и недостаточно качественная транспортная инфраструктура на границе наших государств и в близлежащих к ней районах увеличение торговли существенным образом сдерживает.

В нынешнем году Иран стал полноправным членом ШОС. В рамках этой организации реализуются интеграционные проекты, направленные на увеличение масштабов торговли между странами-участницами, что гарантирует устойчивый рост российско-иранской торговли в ближайшее десятилетие. Начало в феврале 2022 года российской специальной военной операции на Украине имело своим неожиданным последствием резкое увеличение торговли между Россией и Индией. И если российские поставки минерального сырья и удобрений в эту страну осуществляются преимущественно морем, то ответные поставки промышленной и аграрной продукции пока еще ищут наиболее оптимальные маршруты. И транскавказский путь может стать для них основным. В условиях российского «поворота на Восток» увеличивается значение для ее экономики Турции, государств Ближнего Востока и Персидского залива, поэтому МТК «Север-Юг» в случае его полной реализации может принять на себя основную часть товарооборота с ними.

Россия видит будущее коридора Север-Юг как одного из основных маршрутов торгово-экономического взаимодействия со странами Южного Кавказа и других указанных выше регионов планеты. В годы Холодной войны граница СССР с Турцией и Ираном была фактически запечатана, и ее открытие – непростой политико-экономический процесс, который сейчас набрал значительные обороты. От всех вовлеченных в реализацию проекта сторон требуется деятельное участие в строительстве автодорог, мостов всех видов, железнодорожных линий, транспортных хабов, заправочных станций, таможенных переходов, гостиниц, а также подготовка специалистов и интеграция компьютерных программ. Вся эта масштабная деятельность может быть успешной только в условиях мира и стабильности в зоне, где проходит МТК.

Пока искомая стабильность обеспечена далеко не полностью, поэтому Россия постоянно вынуждена сдерживать свои планы по реализации важного для нее проекта. Столкнувшись на рубеже прошлого и нынешнего года с резким ухудшением межгосударственных отношений Азербайджана и Ирана, Россия сегодня вынуждена срочно рассматривать альтернативный маршрут в Иран и к Индийскому океану, пролегающий по восточному побережью Каспийского моря. Он длиннее транскавказского, и по его маршруту относительно плохое качество шоссейных дорог. Но, с другой стороны, в рамках маршрута, проходящего через Казахстан и Туркменистан, уже сегодня имеется железная дорога для перевозки сырья и промышленных товаров, отсутствующая в приграничных с Азербайджаном районах Ирана. Поэтому потенциал «восточного маршрута МТК Север-Юг» может быть быстро увеличен до существенных объемов.

В идеале, Россия стремится, чтобы оба варианта движения грузом, по западному и восточному берегам Каспия, были доступны для транзита грузов, а также для расширения торговли указанных государств (Азербайджана, Казахстана, Туркменистана) с Россией и другими государствами ЕАЭС.

- Какую выгоду получат Азербайджан, Иран и Россия от полного запуска проекта «Север-Юг»?

- Основная выгода, которую получат Азербайджан, Иран и Россия от этого проекта, связана с улучшением связей их экономик с международным рынком, снижении доли транспортных расходов в себестоимости производимой продукции и повышении ее конкурентоспособности. Побочные эффекты транспортного сотрудничества не менее важны – формирование условий для дальнейшего роста международной торговли, рост позитивной взаимозависимости и укрепление стратегической стабильности в регионе.

Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА