По дну двух морей: можно ли транспортировать «зеленую энергию» Туркменистана из Азербайджана - ВИДЕО

  10 МАРТ 2023    Прочитано: 915
По дну двух морей: можно ли транспортировать «зеленую энергию» Туркменистана из Азербайджана - ВИДЕО

В настоящее время Азербайджан начинает новый этап экспорта не только традиционных энергоресурсов, но и возобновляемой, «зеленой энергии» на Запад. С этой целью начато создание крупных инфраструктурных проектов. Могут ли соседние страны использовать эту инфраструктуру? В первую очередь речь идет о нашем прибрежном соседе Туркменистане. Где потенциал возобновляемой и «зеленой» энергии этой страны? Можно ли реализовать этот потенциал за счет инфраструктуры, предоставляемой Азербайджаном?

Как рассказал Vzglyad.az заведующий кафедрой «Экономической и социальной географии» БГУ, доктор географических наук, профессор Чингиз Исмаилов, районы побережья Каспийского моря в основном представляют собой ветреные зоны: как на севере, так и на западе, и на юге, и на востоке.

«В то же время здесь, особенно в Туркменистане, много солнечных дней в году. Солнечная радиация очень высока в пустыне Кара-Гум. Поэтому возможности использования солнечной энергии также велики. Туркменистан обладает большим потенциалом альтернативной энергетики.

Однако в тех странах, где традиционных источников энергии достаточно, возобновляемые источники энергии остаются в тени. Недавно к востоку от озера Карабогаз, на севере Туркменистана, на стыке Баланабадской и Ташаузской областей, было создано искусственное озеро под названием Алтын-Асыр. Полное заполнение этого озера завершится в 2025 году. Помимо сбора дренажных вод там уже реализуются проекты, связанные с развитием «зеленой энергетики». Эти проекты предусматривают сбор и преобразование солнечной и ветровой энергии в электроэнергию на электростанции мощностью 10 МВт.
Возможности ветровой энергии на побережье Азербайджана также доступны на побережье Туркменистана. Однако если на побережье Азербайджана поселилось около 4 миллионов человек, на побережье Туркменистана проживает 200 тысяч. Так что спрос там не такой уж и высокий. Конечно, ресурсный потенциал богат»,- отметил Ч.Исмайлов.

- Азербайджан, Грузия, Венгрия и Румыния подписали протокол о создании высоковольтной линии или коридора. Азербайджан и Туркменистан, в свою очередь, сотрудничают в сфере традиционных энергоносителей. Не возникает ли уникальная возможность для Туркменистана присоединиться к этому проекту в будущем?

- Безусловно, как и любая другая страна, Туркменистан заинтересован в расширении и углублении экономических связей. Альтернативными возможностями сотрудничества для Туркменистана являются не только экспорт нефти и газа, но и экспорт других энергоносителей. Но давайте посмотрим на этот вопрос немного шире.

Вы знаете, что на протяжении многих лет велись дискуссии о Транскаспийском газопроводе, который также поддерживался Европейским союзом. Однако проект не был реализован. Конечно, причины его надо смотреть с точки зрения геополитических интересов в этом районе. По настоянию России и Ирана в Конвенцию о правовом статусе Каспия был внесен специальный пункт под названием «экологическая проблема» (но, конечно, главным вопросом здесь были геополитические интересы), с которым должны согласиться все прикаспийские страны.

Если до украинской войны Россия молчаливо говорила этому «нет», то теперь она скажет «нет» открыто. Потому что до войны Россия обеспечивала 40% своего спроса на европейском рынке, а сейчас уменьшился до 8%. Иными словами, с точки зрения экспорта газа европейский рынок для России практически закрыт. Это означает, что Россия точно не допустит нового выхода на Запад.

Верно, можно спросить, ведь высоковольтная линия электропередач – это не газопровод, и о какой экологической проблеме может идти речь в этом вопросе? Вы знаете, что по статусу Каспийского моря 15-километровая прибрежная полоса находится под контролем национальных государств. Средняя часть считается общей зоной. Там находится мощный российский флот. Если отсюда проходит ЛЭП, кто может гарантировать, что однажды не произойдет «авария»? Кто докажет, чья это работа? Нам нужно понять, в чем опасность.

Против этого будет не только Россия, но и Иран. Потому что он исключен из этих проектов. Но у нас есть отношения по обмену электроэнергией и с Россией, и с Ираном. Мы поставляем в Иран и газ, и электроэнергию, и такое же количество газа или электроэнергии передается из Ирана в Нахчыван. Азербайджан также имеет линии электропередач, связанные с Россией. Но для обеспечения безопасности планируемого перехода высоковольтной линии электропередачи из Туркменистана в Азербайджан в рамках этой сети необходимо учитывать геополитические игры.

- Допустим, и Россия, и Иран согласились. Но будет ли этот проект оправдан с точки зрения техники и рентабельности? Насколько это может быть интересно с точки зрения распределения доходов?

- Конечно, должны быть сделаны технико-экономические расчеты, должно быть обоснование. Например, по предварительной информации, средняя стоимость прокладки подводного кабеля от побережья Грузии до Румынии составляет 2 миллиарда евро. Конечно, инвесторами здесь должны быть европейские страны. Потому что эта линия прочерчена для них.
Сегодня Азербайджан ввел в эксплуатацию теплоэлектростанцию (ПЭС) в Мингячевире, 60% ее инвестиций находится на нашем счету. Думаю, что ту часть указанной линии, которая пройдет по нашей территории, мы оплатим за свой счет, без привлечения внешних займов.

Однако когда речь идет об участках, проходящих по дну Черного моря, европейским странам следует уделить особое внимание как с инвестиционной, так и с технологической точек зрения, потому что они заинтересованы. Давайте откровенно признаемся, что у Азербайджана нет такого опыта прокладки высоковольтных подводных линий электропередач. Но такой опыт есть у Европы. Есть линии, идущие со дна Атлантического океана и Средиземного моря. Максимальная глубина в средней части Каспийского моря составляет 300-500 метров. Основная проблема зависит от глубины и расстояния. Это, конечно, требует расчетов. Возможно, на Каспии требуется в два раза меньше инвестиций, чем на Черном море. Потому что состав воды Черного моря на глубине ниже 80 метров — очень агрессивная среда. Должны быть специальные покрытия для предотвращения коррозии кабеля, что увеличивает затраты. В Каспийском море есть течения и изменения глубины, которые следует учитывать. То есть имеется много параметров, влияющих на сумму инвестиций.

- Если транспортировка туркменской возобновляемой энергии через Азербайджан станет реальностью, как это повлияет на геополитические отношения?

- Конечно положительно! Сотрудничество всегда способствует экономическому развитию стран, повышению благосостояния населения, открытию новых рабочих мест. Однако нынешний конфликт носит долгосрочный характер, а не 1-2 года. Я думаю, что на это уйдет более 10 лет. Противостояние охватило все сферы. Это не только политика, но и экономика, человеческие отношения, психология. Антагонизм породил большой раскол и на Западе, и в России. Запад не доверяет России, а Россия не доверяет Западу. Восстановление этого доверия в экономических и политических отношениях занимает много времени. Россия должна предпринимать шаги в русле международных отношений, а Европа должна понимать, что у каждой страны есть своя точка зрения. То есть объединять мир (мерить локтем) неправильно.

- Вы уже упомянули, что в Туркменистане ведутся работы в области альтернативной энергетики. Но куда он продаст эту энергию после достижения результата?

- Я думаю, что в сложившейся ситуации Туркменистан не выступит с инициативой. Он, конечно, заинтересован в этом в соответствии со своими народнохозяйственными интересами. Но он не будет выставлять вперед грудь и проявлять инициативу. Потому что туркменские энергоресурсы нужны европейским странам. Страна ежегодно экспортирует 80 миллиардов кубометров природного газа и обеспечивает этими доходами 5-6 миллионов человек. Так что Туркменистану это не нужно. Еще раз говорю, что это интересно, но это не будет инициативой. Евросоюзу предстоит решить три важных вопроса: капитал, технология прокладки подводного кабеля и обеспечение его безопасности. Если сможет, Туркменистан с радостью присоединится.

Сахиль Искендеров

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА