Примерно месяц назад резкая реакция президента Беларуси Александра Лукашенко на требование Никола Пашиняна надавить на Азербайджан, прозвучавшее на внеочередном заседании ОДКБ в онлайн-формате, фактически стала предупреждением, как для армянских властей, так и для тамошних горячих голов. Однако, придерживаясь принципа «если гонят в дверь, лезь в окно», Армения в период своего председательства в ОДКБ ухватилась за последнюю соломинку и попыталась вырвать у организации хоть что-то против Азербайджана.
Именно с этими намерениями Пашинян лично встречал в аэропорту президента России Владимира Путина. Кто-то говорит, что это просто требование протокола. Однако напомним, что в ноябре 2020 года Пашинян приехавшего в Ереван на заседание Евразийского экономического совета Путина не только не встретил в аэропорту, но и не проводил. Так что утверждение о «требовании протокола» не обосновано. Пашинян, пытаясь показать свою вассальную зависимость от Путина, надеялся получить взамен небольшой «подарок». Делавшиеся накануне саммита заявления о том, что по сентябрьским событиям на армяно-азербайджанской границе будут проведены специальные обсуждения, только усилили эти надежды. Не исключено, что определенные круги в Москве, поддерживающие Армению, давали Пашиняну какие-то обещания.
Но на саммите Армения столкнулась с резкой реакцией своих союзников по ОДКБ, которой никогда раньше не видела. Государства ОДКБ еще раз продемонстрировали, что не намерены подрывать свои отношения с Азербайджаном ради деструктивной политики Армении, и остались на прежних позициях. Тем не менее, президент Беларуси Александр Лукашнеко, который выступил с самой резкой критикой, обратил внимание на необъективные заявления Пашиняна по некоторым пунктам: «Думаю, я выскажу позицию каждого. Мы не остались в стороне. Неспособность ОДКБ остановить "агрессию" Азербайджана - это не то, о чем здесь говорил Никол Воваевич. Это не наша работа - останавливать кого-либо. Но мы должны реагировать по факту, и мы к этому готовы. Да, Никол Воваевич, есть нюансы, и, может быть, серьезные нюансы. Но давайте решать этот конфликт, который может снова разгореться, с корнем. В первую очередь по просьбе армянского руководства. Разумеется, при политической воле азербайджанского руководства. Кстати, скажу, что это будет одной из приоритетных задач председательства Беларуси в ОДКБ. Мы не можем закрывать на это глаза».

Президент Беларуси выразил общую позицию членов ОДКБ не случайно. Бесчисленные необоснованные требования Еревана сформировать единый фронт против Азербайджана заставляют страны, и без того столкнувшиеся с достаточным количеством проблем и потенциальных угроз, объединяться против самой Армении. Эту реальность подтвердило выступление президента России Владимира Путина.
Говоря об урегулировании отношений в постконфликтный период, Путин не использовал словосочетание «Нагорный Карабах» и упомянул о необходимости нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией, а не с армянами, проживающими в Карабахском регионе Азербайджана. Самое главное, он подчеркнул важность выполнения достигнутых договоренностей по делимитации границ и открытию транспортных коммуникаций. При этом Путин еще раз заявил руководству Армении, что Россия заинтересована в открытии Зангезурского коридора.

Не удивительно, что после этого Никол Пашинян заявил, что «мы получили определенные сигналы в ходе переговоров с президентом России. Это свидетельствует о том, что у нас есть значительные и серьезные возможности начать восстановление железной дороги Горадиз-Мегри-Ордубад-Садарак-Ерасх".
Очки, потерянные Арменией
В выступлениях президентов Беларуси и России на саммите констатировалось, что председательство Армении в ОДКБ завершится не просто ничьей, а крупным поражением. Премьер-министр Армении отказался подписать итоговую Декларацию саммита, и главным моментом, определившим поражение Еревана, было то, что в документе отсутствовали какие-либо положения о хотя бы дипломатическом давлении на Баку.
Интересно, что Пашинян, отказавшийся подписать итоговую Декларацию, заявил, что работа ОДКБ провалилась на уровне армяно-азербайджанских отношений. На это сразу же отреагировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, который заявил, что слова Пашиняна – это позиция армянской стороны, а Армения непременно останется в ОДКБ. Это заявление фактически показало, что политика Еревана провалилась и судьба Армении зависит от политической воли России.
Еще одним документом, помимо итоговой Декларации, не подписанным Пашиняном стал документ о помощи Армении в связи с напряженной ситуацией на армяно-азербайджанской границе. Если рассуждать логически, то неспособность прийти к консенсусу по этому вопросу означает, что ОДКБ выступает против враждебной политики Армении по отношению к Азербайджану.
Почему демонстрация раболепия не помогла?
Основной причиной изоляции Армении в ОДКБ является, прежде всего, ее агрессивная и двуличная политика. Лицемерие Пашиняна, приветствовавшего Владимира Путина в аэропорту в образе «раба», было разоблачено акциями протеста в Ереване, на которых поднимались лозунги против ОДКБ и России. Путин не настолько наивен, чтобы полагать, будто бы эти акции проводились не с благословения Пашиняна. Активизация подобных действий после прихода к власти Никола Пашиняна, значительное усиление антироссийских настроений, размещение миссий Евросоюза и ОБСЕ на территории Армении вопреки политической воле Москвы доказывают, что эта политика Еревана носит системный характер.
Слив Арменией на Запад секретной информации о военном планировании и объединенной системе ПВО, создаваемой в рамках ОДКБ, вообще несовместим с понятием союзничества. Кроме того, передача Ереваном на Запад всех технических характеристик российских систем вооружения, планов боевой подготовки своих вооруженных сил и методики боевых действий является проявлением готовности Армении нанести удар по Москве с тыла. Интересно, что Армения, тайно передававшая на Запад учебные материалы армянских офицеров, обучающихся в российских военных учебных заведениях, и личные дела своих российских коллег, почему-то думает, что члены ОДКБ поверят ее союзнической клятве. Армения, рассматривающая концепцию союзничества как одностороннюю игру только в свою пользу и считающая, что все обязаны лишь ей, не только отказывается поддерживать политику других государств ОДКБ, в первую очередь России, но даже конкретно противостоит ей в многих случаях.
Армения, вышедшая из-под дождя, попала под ливень
Ереванский саммит ОДКБ фактически закрепил двойное фиаско Армении.
Во-первых, председательство в организации перешло к Беларуси, а принципиальная позиция президента Александра Лукашенко по вопросу армяно-азербайджанских отношений известна всем.
Во-вторых, в ближайшие 3 года пост Генерального секретаря ОДКБ будет занимать Имангали Тасмагамбетов, который был главой администрации Нурсултана Назарбаева, а также премьер-министром и министром обороны Казахстана. Он сменит на этой должности белорусского генерал-лейтенанта Станислава Зася.

Если учесть, что Казахстан всегда поддерживал справедливую позицию официального Баку в армяно-азербайджанском конфликте, можно сказать, что эти перемены не сулят Еревану ничего хорошего. А особое значение приобретают союзнические отношения Казахстана с Азербайджаном в рамках Организации тюркских государств (ОТГ).
Эти реалии согласуются с интересами Москвы в плане сохранения и укрепления ОДКБ. Тем самым Кремль показывает, что придает большое значение отношениям с тюркским миром в целом, помимо того, что делает решительный шаг к повышению роли в ОДКБ Казахстана как лидера Центральной Азии. Такой подход исходит, прежде всего, из геополитических интересов России. В таких делах неблагонадежных «рядовых» вроде Армении расстреливают.
Сахиль Искендеров
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad
Тэги: