Захид Орудж: «После открытия границ с Арменией, военные преступники не должны иметь возможность свободно находиться среди нас!»

  02 СЕНТЯБРЯ 2022    Прочитано: 1372
Захид Орудж: «После открытия границ с Арменией, военные преступники не должны иметь возможность свободно находиться среди нас!»

«Невзирая на огромные потери войны, существуют международно-правовые нормы их ведения. Победа Азербайджана в 44-дневной Отечественной войне продемонстрировала единственный образец победы в войнах 21 века, также принципы гуманитарного права, высокой политической морали, воинской чести и достоинства ведения боевых действий. Соблюдались все условности в отношении гражданского населения и вооруженных сил страны-агрессора».

Как сообщает Vzglyad.az, об этом сказал председатель Комитета Милли Меджлиса по правам человека, депутат, председатель Центра социальных исследований Захид Орудж на конференции, организованной Государственной комиссией по делам пленных, пропавших без вести и заложников и Международного комитета Красного Креста, посвященной Международному дню пропавших без вести под названием «Выявление пропавших без вести - Гуманитарный подход».

Представляем полный текст выступления депутата:

«Среди многочисленных военных бедствий исчезновение и пленение людей не только вызывает гнев и страдания их близких, но и приводит к различным политическим давлениям, условиям и диктату со стороны противника. Однако государства и люди имеют право знать судьбы пропавших без вести близких и то, что с ними случилось.

Нужно отметить, что с 1945 по 1993 год в мире произошло 174 войн, причем 34% из них были между государствами, а 66% между гражданскими группировками внутри стран. Если в Первую мировую войну число убитых гражданских лиц по отношению к военным составляло 1 человек на 7 военных, в военных конфликтах конца 20-начала 21 века погиб 1 военный наряду с 9 мирными жителями. Как видно, гуманитарный характер конфликтов изменился, и теперь большинство пропавших без вести составляют не военные лица, а мирные жители. Действительно, проблема пропавших без вести и военных преступлений является самым большим наследием войн.

Достаточно напомнить, что во время последней войны на Балканах таковых было более 40 тысяч. Это не только демографические, но и духовные и физические страдания, экономическая катастрофа, так как помощьпострадавшим от войны странам неравномерна. Никто не может подсчитать материальную ценность пропавшего человека, а если его находят, то не в состоянии показать, сколько стоят его поиски и какова его цена для его родственников. Тем, кому безразличны потери и жертвы Азербайджана, тем, кто откладывает решение проблемы, и тем, кто их политизирует, следовало бы вспомнить о Карабахе хотя бы сейчас, увидев российско-украинскую войну, которая угрожает безопасности мира . Это условие стабильности и безопасности в мире. Только тогда они смогут перенести уроки, извлеченные из нашего региона в другие места. В противном случае многие будут страдать от синдрома виктимности. Они будут злиться, что международное сообщество решает помочь, только когда есть угроза 3-й мировой войны?

Дорогие друзья,

Сложности поиска пропавших без вести в Первой Карабахской войне обусловлены отсутствием регулярной армии в те времена, двумя неудачными военными операциями - Агдеринская операцией, в которой были потеряны и захоронены армянами в братских могилах 800 солдат; Лавина на перевале Муровдаг-Умар, где погибло 1500 человек (Томас де Ваал упомянул об этом в своей книге), боевыми действиями добровольческих отрядов, не контролируемых единым центром, отсутствием точного списка бойцов, раненых, убитых или попавших в плен.

Только этот факт двух карабахских войн показывает, насколько большие качественные и количественные изменения произошли за последние 30 лет. Завершение 44-дневной Отечественной войны практически без пропавших без вести напрямую связано с защитой Верховным Главнокомандующим жизни каждого солдата. Самая большая разница с предыдущими руководителями заключается в том, что война велась вооруженными силами, а не гражданскими лицами. Военный профессионализм, продвижение нашей армии в небе, модель дистанционной войны предотвратила пропажу без вести и множественные потери.

К сожалению, Азербайджан является страной с самым большим числом пропавших без вести на Южном Кавказе. Возвращаясь в 90-е годы, вспомним, что в те годы в Азербайджане невозможно было представить государственное учреждение, специализирующееся на работе по поиску пропавших без вести. В хаосе 1988-92 годов по мере эскалации конфликта число жертв увеличивалось, а отдельные группы, криминальные круги и отдельные лица, также политические силы, наживаясь на положении тысяч пропавших без вести, превратили эту тяжелую гуманитарную проблему в прибыльный бизнес. Отчаявшиеся люди обратились за помощью к общенациональному лидеру Гейдару Алиеву. Люди обратились к Гейдару Алиеву, возглавлявшему Нахчыванскую Автономную Республику, в те времена, когда Комиссия по пропавшим без вести не могла нормально функционировать, а в Баку не было стабильного правительства.

Переговоры великого лидера с президентом Армении Левоном Тер-Петросяном об освобождении наших пленных и заложников привели к возвращению наших граждан и шехидов. В период правления Азербайджаном лидера, фактически сменившего центральные государственные органы, вопрос пропавших без вести был поставлен во главу угла его внутренней и международной политике.


Поэтому Государственная комиссия старалась успешно выполнять свою задачу в области ратификации международных конвенций, подготовки периодических отчетов и планомерной работы. Однако самым большим препятствием была реальность оккупации. Теперь реальность изменилась. Азербайджан подписал «Международную конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений» в 2007 году, но не ратифицировал ее. Армения, совершившая преступления, ратифицировала его и представляет ежегодные отчеты.

Именно поэтому докладчик ОБСЕ Лео Платвоет приезжал в нашу страну в последний раз в 2006 году и написал книгу «Освободите нас из плена», обнародовав страшные факты. Массовые захоронения, обнаруженные в ряде мест после освобождения территорий от оккупации, в том числе в селах Башлибель Кельбаджарского района и Фаррух Ходжалы, требуют пересмотра этой политики.

На нынешнем этапе, когда мы переживаем историю победы, Азербайджан пересматривает процессы в статусе государства-победителя. Наша страна восстановила свои международно признанные границы и формирует послевоенную реальность, в которой возросло ее геополитическое, военное, экономическое и дипломатическое влияние в регионе и мире. Как и во всех областях, фактор Победы выводит на повестку дня новый качественный этап деятельности, связанной с пропавшими без вести. Глава государства, главнокомандующий Ильхам Алиев потребовал выяснения судьбы 3890 азербайджанцев, пропавших без вести в результате оккупации и военных преступлений Армении в Первой карабахской войне, и объявил это государственным курсом послевоенного периода. Проявляется настойчивая позиция в вынесении на международную повестку вопроса о наших соотечественниках, пропавших без вести, а также взятых в плен заложников. Какие цели с этой точки зрения стоят перед нами? Хотелось бы поделиться некоторыми идеями в виде тезисов:

Основные направления деятельности: на примере пропавших без вести, пленных и заложников всесторонняя пропаганда военных преступлений Армении, происходящих более 30 лет. Поэтому институциональный формат, созданный во время Первой карабахской войны, должен быть дополнительно усовершенствован в условиях периода Победы.

В законодательном поле - во многих странах есть отдельные законы, касающиеся пропавших без вести. Хотя такой закон был объявлен в Азербайджане в 2013 году, до сих пор он не реализован. Более того, во многих странах установлен и отмечается национальный «День пропавших без вести». в Армении с 2000 года установлен» и используется в целях политического шантажа против Азербайджана «День пропавших без вести, пленных и заложников в Карабахе. Было бы уместным установить в Азербайджане день «Пропавших без вести в Первой карабахской войне». Было бы полезно привлечь к этому процессу иностранные частные разведывательно-розыскные службы как в Грузии и Украине.

Возможно усиление деятельности местных и зарубежных СМИ в направлении научно-исследовательской, пропагандистской и идеологической работы. За последние 30 лет в зарубежных СМИ было опубликовано множество информации. Распространение архивных материалов на разных языках может сформировать историческую память подрастающего поколения и мира, в широком смысле слова.

Вопрос о пропавших без вести детях и женщинах можно поднимать отдельно перед соответствующими международными организациями.

Важно создавать цифровые фотосписки, порталы, фотофонды пропавших без вести. В Германии, например, списки пропавших без вести с фотографиями были составлены в 125 000 страницах 225 томов. Список пропавших без вести Вермахта - 199 томов и тома, посвященные гражданским лицам составляют 26 томов. Эта электронная база данных содержит информацию примерно о 1,4 миллионах пропавших без вести, 900 000 из которых имеют фотографии. Составление электронных списков дает важнейший эффект. Благодаря созданной мобильной службе удалось выяснить судьбу многих потерь в результате опроса вернувшихся с войны, соратников или знакомых. Для многих семей списки с фотографиями пропавших без вести играют важную роль в качестве источника утешения на протяжении всей их жизни. Эти электронные базы данных также являются визуальным источником и средством для военных исследований.

За последние 30 лет не проводились международные круглые столы о пропавших без вести гражданах Азербайджана не только в Совете Европы и Европарламенте, но и в региональном масштабе. Также не были мобилизованы западными странами государственные учреждения, представители 3-го сектора по правам человека, семьи жертв, научные круги, журналисты и молодежь. Например, в Гааге были организованы две крупные международные встречи по вопросам лиц, пропавших без вести в связи с конфликтом в бывшей Югославии и были достигнуты успешные результаты.

Международные донорские организации не оказывают помощи Азербайджану, пережившему вооруженный конфликт – и уже одержавшему победу, и нельзя говорить о правовых актах, которые должны быть применены к семьям пострадавших. Об уголовном расследовании и преследовании преступников не может быть и речи. Однако положительный опыт вооруженных конфликтов, нарушений прав человека и организованного насилия в отношении пленных в нашем регионе теперь может быть применим к российско-украинской войне.

Поскольку нет фактов того, что международные институты сыграли важную роль в этом процессе, доверие к ним после Победы нет. Нет уверенности в том, что независимо от их этнической, религиозной и национальной принадлежности, пострадавшие не будут подвергаться дискриминации, несмотря на соответствующие обязательства Армении. Они обязаны преследовать и наказывать преступников. Мы не доверяем международным механизмам правосудия.

Только внутренние механизмы и национальные военные трибуналы могут дать результат в наказании преступников. Организация Специальной прокуратуры и Национальных судов по военным преступлениям неизбежна, поскольку нет желания у европейских лидеров создавать международный трибунал по типу Нюрнбергского процесса. Наоборот, план возрождения Минской группы явно демонстрирует стремление к возобновлению конфликта.

Несмотря на все это, Армения должна взглянуть в лицо своему прошлому и оторваться от нее. Разоблачение государственной политики Армении неизбежно. Например, удивляет их абсурдная реакция на заявление главы государства о пропавших без вести лицах. Цитата: "Армения не была стороной конфликта и ни за что не отвечает". В таком случае, кому принадлежат трупы, вывезенные на ереванские кладбища во время 44-дневной войны? Права тысяч жертв, компенсация за массовое и систематическое нарушение прав человека и гарантия того, что оно не повторится, могут стать одним из важных условий Мирного соглашения. Другого пути к достижению устойчивого мира, примирения и предотвращения армяно-азербайджанского конфликта в будущем не существует.

В будущем после подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном и открытия границ, военные преступники не должны иметь возможность свободно находиться среди нас. Списки гражданских и военных лиц, совершивших похищения могут быть обнародованы и подвергнуты бессрочному судебному преследованию в соответствии с Римским статутом. Вопрос о том, должны ли военные и гражданские преступники нести ответственность за свои преступления, не подлежит сомнению, поскольку четкий сигнал миру состоит в том, чтобы добиваться справедливости и положить конец уклонениям, сдерживать рецидивизм и привлекать к ответственности виновных. Наказание за преступления против пропавших без вести будет означать, что Армении не удастся избежать осуждения, если она попытается создать деструктивную идеологию. Если те, кто занимается преступной идеологией, будут наказаны, то нынешняя молодежь и будущие поколения увидят, что такие действия не вознаграждаются, и перестанут нести их в будущее. Свидетели и участники произошедшего, особенно те, кто исповедует свои грехи, могут мотивировать других и дать им некоторое душевное спокойствие.

При этом главный лозунг войны в соседних странах – демилитаризация. Армения также должна лишиться стратегических вооружений и современных военных технологий. Мы верим, что с полным контролем азербайджанской армией Лачинского района и Лачинской дороги, установлением более высокого статуса, чем был, когда конфликт только начинался в 1988 году, мы покончим с закапыванием мин в наши земли и проблемой беженцев, переселенцев, пропавших без вести и пленных. Спасибо за Ваше внимание."

Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА