EdTech: на этом рынке нас нет…

  20 АВГУСТ 2022    Прочитано: 1623
EdTech: на этом рынке нас нет…

В настоящее время экспорт образовательных услуг в мире достиг 300 миллиардов долларов. Однако всего 10 лет назад была просто перейдена планка в 100 миллиардов долларов. Под экспортом образовательных услуг подразумевается широкий круг обучающихся в стране иностранных студентов, языковые курсы, дополнительное образование, онлайн-образование, которое в последнее время стало особенно популярным.

В течение многих лет на рынке образования наблюдалась очень сильная централизация. Основные места занимают США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Китай, Япония, Канада, что понятно: все хотят обратиться к развитым странам в поисках образования и науки. В Северной Америке самая низкая студенческая мобильность в мире (всего 0,2%), потому что им не нужно никуда ездить, чтобы учиться. Безоговорочным лидером являются Соединенные Штаты: 22% студентов мира уезжают за границу. Великобритания, занимающая второе место, отстает почти в два раза. На эти две страны приходится более половины доходов мирового рынка образовательных услуг. Когда Барак Обама был президентом, он однажды сказал, что «нашим самым ценным экспортом должен быть экспорт образования».

Отсюда ясно, что образование означает не только будущее страны; деньги, потраченные на это, не должны рассматриваться как долгосрочные инвестиции, рассчитанные только на воспитание следующего поколения. При правильной организации и управлении образование может превратиться в прибыльный бизнес, как и любой другой бизнес.

Конечно, не все потенциальные студенты мира могут учиться в США и Великобритании, даже если захотят. Поэтому большую роль на рынке образовательных услуг играют глобальные участники второго и третьего эшелонов и даже региональные игроки.

Более того, открываются новые возможности для нетрадиционных игроков. До вчерашнего дня прочная традиция считалась одним из главных условий экспорта образовательных услуг. Но сегодня образовательные технологии (EdTech) стали быстро развивающейся и очень динамичной областью. К концу пандемии онлайн-университеты незаметно стали реальностью нашей жизни. Стать онлайн-студентом известных турецких университетов можно, заплатив 200-300 долларов в год. Те же услуги можно купить в Америке и Европе за 500-600 долларов. Что мы делаем, когда пульс мирового образования бьется от таких вопросов? Мы думаем, как избавиться от репетиторов, чтобы поступить в вуз, и не находим решения. Не знаешь, смеяться или плакать...


Инвестиции в сегмент EdTech в мире в 2018 году составили чуть более 8 миллиардов долларов, но в прошлом году они превысили 20 миллиардов долларов. Этот темп не замедлится, ведь речь идет не только о пандемии. Население планеты растет, с каждым годом увеличивается спрос на людей с высшим образованием. Люди все лучше понимают важность личностного развития, стараются углубить свои знания и навыки, получить второе высшее образование. Но кто будет оказывать им эти услуги, где и как?! Вот почему сектор EdTech растет головокружительными темпами. Неслучайно Китай и Индия являются лидерами в этом направлении в Азии. Только в Индии 260 миллионов студентов и 50 000 университетов.

10 лет назад правительство Турции приняло широкую программу экспорта образовательных услуг. На тот момент количество иностранных студентов, обучавшихся в стране, составляло 26,2 тысячи человек. Цель состояла в том, чтобы увеличить количество иностранных студентов до 100 000 человек. Это означает дополнительный доход в размере 3 миллиардов долларов для экономики страны. Сегодня такие страны, как Сингапур, Малайзия и Иордания, начинают конкурировать на рынке образовательных услуг.

Количество студентов, приезжающих в Азербайджан из-за рубежа, смехотворно: чуть больше 6 тысяч. Мы и сами удивляемся, почему студент, набравший 700 баллов в социальной сети, уехал учиться за границу. Пока не изменится подход к организации образования в стране, так оно и будет. Теперь необходимо открыть образование для новых бизнес-моделей, EdTech и инновационных решений. Ведущие университеты должны расширить экспорт образования и начать предоставлять услуги онлайн-образования.

Для этого, в свою очередь, нужны хорошие менеджеры по образованию. До сих пор страна вообще не нуждалась в таких специалистах. Но сейчас ситуация меняется, и начинать необходимо с их повышения. На перспективу правительству следует подумать о создании кластера — «города знаний», где собраны университеты схожего профиля (по этому пути идут такие страны, как Катар и ОАЭ). Такой структуре может быть проще занять нишу на региональном рынке образовательных услуг, чем отдельному университету.


Алибала Магеррамзаде
доктор экономических наук, профессор

Генеральный директор "Торгового Дома Украина"

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА