Энергетическая политика Азербайджана показала свою устойчивость – АНАЛИТИКА

  07 ИЮЛЬ 2014    Прочитано: 6711
Энергетическая политика Азербайджана показала свою устойчивость – АНАЛИТИКА

Несмотря на проблемы, Россия собирается довести проект до конца. Проекту Южный поток неоднократно предрекали срыв. Одним из ключевых этапов на пути реализации Южного потока стали недавние австрийские договоренности. Так, председатель российского Газпрома Алексей Миллер и генеральный директор австрийской компании OMV Герхард Ройсс в Вене подписали соглашение акционеров совместной проектной компании South Stream Austria GmbH.

"Соглашение предусматривает взаимодействие сторон по реализации проекта строительства австрийского участка газопровода Южный поток с пропускной способностью 30-32 миллиардов кубометров в год от границы с Венгрией до конечного пункта в Баумгартене", - говорится в сообщении. Стороны планируют получить все необходимые разрешения для строительства Южного потока до конца 2015 года. В свою очередь, запуск австрийского участка газопровода намечен на конец 2016 года. Еще одним союзником России в реализации проекта стала Венгрия.

Так, премьер-министр страны Виктор Орбан выступил против отсрочки строительства газопровода Южный поток, отметив, что реализация проекта обеспечит независимость энергоснабжения страны от транзита газа через Украину. "Венгрия будет строить Южный поток, поскольку этот проект обеспечит безопасность нашего энергоснабжения. Мы не хотим оказаться в ситуации, когда поставки нашего газа будут зависеть от Украины. Мы поддерживаем Украину, но мы несем ответственность перед нашими гражданами за их снабжение электроэнергией", - сказал он.

В свою очередь, как заявил глава МИД Болгарии Кристиан Вигенин, его страна расчитывает, что строительство газопровода по ее территории продолжится через несколько недель .Как известно, приостановить работы от Болгарии потребовала именно Европейская комиссия. Также, как заявлял министр энергетики и горной промышленности Сербии Александар Антич, его страна заинтересована в реализации проекта газопровода и постоянно следит за развитием ситуации вокруг него. Добавим, что комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер заявлял, что страны ЕС, которые поддержат проект , должны рассчитывать на последствия.

Ранее заместитель главы Газпрома Александр Медведев заявил, что после реализации Южного потока потребности в использовании газотранспортной системы Украины практически не останется. "Украина может делать со своей ГТС все что угодно, но не надо забывать - ее возраст в основном превышает 35 лет", - сказал он. Уходящий глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу уверяет, что в ЕС до конца года появится единый энергетический рынок, поставки будут диверсифицированы, что подразумевает, в числе прочего, отказ от проекта "Южного потока" в его нынешнем виде.

Однако за свои прогнозы нынешний председатель ЕК больше не отвечает, потому что уже скоро будет заменен на осторожного Жана-Клода Юнкера. В свою очередь правительство Венгрии настаивает на реализации проекта "Южного потока" в его нынешнем виде и в кратчайшие сроки. "Тем, кто выступает против постройки газопровода, следует выдвинуть альтернативное предложение, каким образом Венгрия будет жить без энергии", — обращается к брюссельским чиновникам венгерский премьер Виктор Орбан. Но венгры ничего не решают. Не потому, что их правительство, как Еврокомиссия, скоро уйдет в отставку. Нет, оно только недавно было сформировано по итогам парламентских выборов. Дело в том, что будущее "Южного потока" зависит от позиции Болгарии, где разворачивается правительственный кризис, а в октябре должны пройти досрочные парламентские выборы. И их исход сейчас предсказать не может никто.

Особенно на фоне банковского кризиса, который, по мнению властей страны, с одной стороны был искусственно организован, а с другой — вынудил болгарское правительство обратиться за финансовой помощью к Еврокомиссии. Напомним, географически Болгария — ключевая страна для проекта "Южный поток". Трубопровод проходит по ее территории и альтернативой может быть только Турция. Однако проведение трубы по турецкой земле неизбежно приведет к подключению к "Южному потоку" и иных поставщиков газа, помимо "Газпрома". Именно этого, то есть, допуска в трубопровод альтернативных продавцов "голубого топлива", требует от российской монополии Еврокомиссия.

Интригу в этот вопрос добавляет и призыв России к Азербайджану принять участие в проекте «Южный поток». С такой инициативой выступил вице-спикер Государственной думы РФ, глава Российского газового общества Валерий Язев. «Россия приветствовала бы участие Азербайджана в проекте «Южный поток», - сказал Язев, добавив при этом, что Баку имеет все возможности для этого. Одним из вариантов путей доставки азербайджанского газа в Европу, по мнению российского депутата, может стать проект «Южный поток». Однако, по мнению азербайджанских экспертов, к данному вопросу следует относиться не только с коммерческой, но и политической точек зрения. Поэтому Баку отдает предпочтение диверсификации путей экспорта своих энергетических ресурсов.

Как считает руководитель Центра нефтяных исследований, эксперт Ильхам Шабан “Южный поток” никак не влияет на газоэкспортный бизнес Азербайджана. Есть “Южный поток”, или нет его – для Азербайджана особого значения не имеет. “В проекте строительства газопровода TANAP и далее TAP, по которому азербайджанский газ будет поставляться в Европу, мы планируем ежегодный экспорт сначала 10, потом 20 млрд кубометров газа в год. Руководство SOCAR заявляло, что мы можем нарастить поставку по “Южному газовому коридору” до 31 млрд кубометров. Из этого объема 6 млрд кубометров закупает Турция, значит 25 млрд кубометров азербайджанского газа будет поставляться в Европу. В следующее десятилетие Азербайджан сможет начать разработку газовых месторождений “Умид/Бабек”, “глубокозалегающих пластов Азери-Чыраг-Гюнешли”, “Абшерон” и других, которые будут наполнять природным газом трубопровод, заканчивающийся в Европе.

Правда, европейская, азербайджанская и российская пресса пишет о противостоянии азербайджанских и российских газовых экспортных потоков, об их конкуренции. Проводят параллели между этими газопроводами и конкуренцией между Евросоюзом и Таможенным Союзом. Это не более, чем пустые политические спекуляции. “Южный газовый коридор” и “Южный поток” планировались параллельно, они не будут пересекаться. Европейцы, которые в настоящее время блокируют “Южный поток”, стремятся добиться у России более выгодных условий по закупке энергетических ресурсов, а не отказа от российских газопроводов”, – сказал Ильхам Шабан.

Что касается подключения Азербайджана к проекту «Южный поток», то, по словам эксперта, на эту тему пока говорить рано. «Об этом всерьез можно будет рассуждать, когда будет проведена реальная работа по строительству этого трубопровода. Все равно, у Азербайджана крупных объемов газа для экспорта пока нет», - сказал эксперт Шабан. Таким образом, энергетическая политика руководства Азербайджана показала всему миру свою эффективность и дальновидность.

Заур Расулзаде
Специально для Vzglyad.az



Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА