Позиция официального Еревана по Карабаху постепенно меняется - МНЕНИЕ

  16 АПРЕЛЬ 2022    Прочитано: 2145
Позиция официального Еревана по Карабаху постепенно меняется - МНЕНИЕ

Игорь Ховаев назначен спецпредставителем главы МИД РФ по вопросам содействия нормализации отношений между Ереваном и Баку.  Ховаев имеет богатый опыт работы на высоких дипломатических должностях. Он был Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Филиппины, а это очень сложное направление, учитывая пересечение здесь интересов США и Китая, как и неоднозначную фигуру президента Родриго Дутерте. Но кроме этого он еще совмещал эту должность с представительством интересов России в Республике Палау и Федеративных Штатах Микронезии. А это уже очень большая территория ответственности.

В 2021 году он был назначен на должность сопредседателя Минской группы ОБСЕ от России, а теперь стал спецпредставителем главы МИД РФ по вопросам содействия нормализации отношений между Ереваном и Баку. Последнее – это не та же должность с новым названием. Речь идет о новом статусе и новых возможностях. Работа в рамках миссии ОБСЕ подразумевает большое количество необходимых дипломатических протоколов и согласований шагов со всеми участниками процесса, и с Францией, и с США. А интересы этих сторон могут быть очень неоднозначны.

Теперь же Игорь Ховаев представляет именно Российскую Федерацию и её интересы. А они гораздо более конкретные. В этой части у него есть все возможности, чтобы продвинуть процесс не только подписания мирного договора и демаркации границы, но и начать конкретную работу непосредственно на местности, чего миссии ОБСЕ явно не хватало. То есть речь будет идти о том, что внимание теперь будет уделяться не столько дипломатическим нюансам, традициям, протоколам и регламентам, а непосредственной работе на конкретный результат.

И этот результат обозначен. Должны заработать транспортные логистические коридоры, открывающие новые возможности для роста оборотов торговли и развития промышленности на Южном Кавказе, обеспечивающие связность между Россией и Передней Азией. В этом сейчас заинтересованы все стороны. И Россия, и Азербайджан, и Армения, и Турция. Когда есть конкретика, а дипломатические вопросы должны решаться быстрее. Так что мы все искренне рассчитываем, что у Игоря Ховаева всё получится. 

Что касается перспективы заключения мирного договора между Баку и Ереваном при посредничестве Брюсселя, хочу отметить, что Брюссель включился в этот процесс, понимая, что если его здесь не будет, то всё решится и без него. А это потеря лица европейской дипломатии. С другой стороны, большее количество переговорных площадок – это позитивный процесс. Так к этому и нужно относиться. Мирный договор между Баку и Ереваном в ближайшей перспективе заключен будет.

И неважно, насколько велика здесь будет роль посредничества Брюсселя. Важны непосредственные двухсторонние контакты, преодоление взаимного недоверия между структурами Армении и Азербайджана. Это долгая работа. Но мы видим, что она идет. Постепенно меняется и позиция официального Еревана по Карабаху. Еще год назад мы говорили, что нельзя требовать одномоментного отказа лидеров армянского общества от позиций прошлых десятилетий. Здесь было важно терпение, что подчеркивал и президент Азербайджана Ильхам Алиев.

И это терпение теперь дает свои плоды. Новые выступления Пашиняна, после того, как он поставил под свой контроль все институты власти в Армении, говорят о том, что он уже может действовать с меньшей оглядкой на ревизионистскую оппозицию. После окончания весенней распутицы можно будет говорить о начале работ по демаркации и делимитации границы на местности. А по итогам этой части работы, о подписании договора о признании границ, а затем и полноценного мирного договора. Так что перспективы позитивные.

Думаю, что Минская группа ОБСЕ уходит в прошлое. Наполнить её структуру новым содержанием вряд ли получится. Взамен этого неэффективного формата из прошлого века, появляются новые организационные формы. В том числе и с институтом спецпредставителей разных сторон по вопросам урегулирования региональной проблематики. Вопрос разминирования освобожденных территорий – это очень важная и актуальная задача.

Но прежде всего военно-технического сотрудничества, в меньшей степени – это работа дипломатов. Да, она важна, чтобы добиться полной передачи карт минных полей, но это может быть часть работы по подготовке мирного договора. А потом уже сотрудничество военных ведомств разных сторон. И здесь тоже может быть международная кооперация, но не обязательно с участием ОБСЕ.

Российский политолог Дмитрий Солонников, специально для Vzglyad.Az

Подготовил Самир Велиев

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА