Аналитическая группа Vzglyad.az

Тихий залив среди шторма | Лонгрид

// Глобальная экономическая борьба в мире создает как новые риски, так и новые возможности для Каспийского региона

В

ойна — это не только военные действия. Огромный пакет санкций, принятых против России, показывает, что настоящая борьба идет в плоскости экономики. Реальные боевые действия, скорее всего, не выйдут за локальные масштабы, но экономическая война уже приняла глобальный характер. Это вызывает ряд вопросов: может ли такая сильная поляризация привести к кризису мировой экономической системы? Как санкции повлияют на государства, соседствующие с Россией и имеющие с ней широкие экономические связи?

Среди внешнеторговых партнеров Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана Россия занимает первое место, Азербайджан и Турция - третье, Иран - четвертое, Туркменистан - пятое. Практически изоляция такого важного партнера от мировых финансово-экономических механизмов создает для этих стран как новые риски, так и новые возможности. Это подтверждают эксперты из этих стран.

Старший научный сотрудник российского Центра постсоветских исследований, специалист по Каспийскому региону Станислав Притчин в интервьюVzglyad.az сообщил, что сейчас мы  действительно  находимся в стадии неопределённости по целому ряду вопросов.
В первую очередь, если будем говорить про экономику, то тот огромный пакет санкций, который уже введён к настоящему моменту, серьёзным образом меняет экономическую ситуацию как в самой России, так и в её отношениях с мировым сообществом, с партнёрами.  В этом отношении, в первую очередь, можно говорить о том, что фактически полностью сворачивается сотрудничество по ключевым направлениям с западными странами. Компании пока остаются в России, часть приостановила свою деятельность без каких-то чётких планов и обозначенных перспектив возобновления своей деятельности.

Станислав Притчин: "Мы - свидетели большой игры”

Соответственно, мы видим абсолютно новую реальность, когда Россия, ВВП которой составляет порядка 1.5% мирового ВВП, фактически исключена, по крайней мере западными странами из нормальных экономических отношений, с отсутствием возможностей транзакций, финансовой заморозкой и персональными санкциями в отношении российских чиновников, что осложняет любые контакты на Западе и авиасообщение.  Чтобы восполнить этот пробел, естественно, Россия в первую очередь будет стремиться к дальнейшему укреплению отношений с южными соседями.

В этот период особенно заметна роль Азербайджана, который является независимым государством с точки зрения логистики. Потому что, например, Казахстан больше зависит от России в транзитной сфере, и нарушение логистических цепочек негативно скажется на его собственных торговых операциях. Говорить об Иране пока сложно, все будет зависеть от ситуации на переговорах по ядерной сделке. До сих пор введенный против Ирана пакет санкций не позволяет в полной мере использовать торговлю с этой страной как возможность для развития. Туркменистан , относительно закрытая страна, также не выглядит очень привлекательной в этом контексте.

Свято место пусто не бывает

Депутат, экономист-ученый Вугар Байрамов в 
интервью Vzglyad.az заявил, что в сложившейся ситуации приоритетом для России станет укрепление связей с прикаспийскими странами. Россия будет стремиться наращивать сотрудничество с южными соседями и использовать свою национальную валюту во внешней торговле. Речь идет не только о странах СНГ, но и об Иране. Само собой разумеется, что в это время многое будет зависеть от конвертационных возможностей российского рубля.

Вугар Байрамов: "Укрепление связей с прикаспийскими странами станет приоритетом для России"

Но для этого необходимо прояснить важный вопрос: каким будет отношение Запада к странам, не присоединившимся к санкциям против России? Не столкнутся ли государства, активно сотрудничающие с Россией, с каким-то давлением?

Сейчас это трудно прогнозировать. По мнению турецкого эксперта Тургая Туркера, эта вероятность очень низка. Скорее всего, Запад, наоборот, будет заинтересован в сохранении экономических связей государств, соседствующих с Россией. Потому что в этом случае, во – первых, реэкспорт и реимпорт - возможности косвенного экспорта и импорта сохраняются. Так, например, когда в свое время против Ирака были применены крупные санкции, многие компании проводили операции с этой страной через Иорданию.


Тургай Туркер: "Эта война привнесёт с собой новые правила"

Что касается второй причины, то Запад, стремясь ограничить импорт газа и нефти из России, должен компенсировать ее за счет других источников. В этот период резко возрастает значение прикаспийских государств. Получается, что в условиях санкций этот регион начинает приобретать особое значение как для России, так и для Запада.

По мнению эксперта французского Центра евразийских исследований Максима Гауина, в предстоящий период возникнет большая потребность в азербайджанском газе. Западные государства могут оценить это. Каспийский регион может стать альтернативным центром и ресурсной базой в условиях блокады поставок российской нефти и газа в Европу.

Открываются новые дороги

9 марта 2022 года в Баку состоялась встреча делегации Казахстана с рядом высокопоставленных лиц правительства Азербайджана. Основной темой обсуждения стало создание совместного предприятия по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута. Бывший советник Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Ермухамет Ертысбаев в интервью Vzglyad.az отметил, что считает это историческим событием:

- По-другому этот маршрут ещё называли Южно-Кавказский транспортный коридор. В апреле 2013 года я приехал в Грузию в ранге посла Казахстана в этой стране. Я был послом в этой стране пять лет и стержнем моей деятельности, как дипломата, была активизация Южно-Кавказского транспортного коридора. Перевозка грузов, активизация нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который был запущен 15 лет назад. Он никогда все эти годы не работал на полную мощность в силу ряда причин. В течение последних пяти лет премьер-министр Казахстана и глава Казахстанских железных дорог приезжали в Грузию, проводили многочисленные встречи с грузинским властями, иногда в них участвовали представители Азербайджана. Все время шли разговоры о том, что нужен единый тариф, единая политика, — мы продвигали эту повестку, так как хотели активизировать перевозку грузов. Обратите внимание, что на состоявшейся в Баку встрече говорится о том, что применение единого тарифа сократит время транспортировки грузов из Китая в Европу до 12 дней. По морю доставка грузов из Китая в Европу занимает месяц и даже больше. Это то, о чем мы говорили постоянно, на протяжении 15 лет.

Ермухамет Ертысбаев: "Никто не останется в стороне от этих процессов"

Это означает, что страны региона уже начали оценивать сложившуюся ситуацию и предпринимать шаги для адаптации к новым реалиям. Речь идет об экстренной реконструкции логистических схем.

Директор Казахстанского центра политических исследований, аналитик Айдар Амрабаев отмечает, что в нынешней ситуации диверсификация транспортных коридоров имеет стратегическое значение как для Казахстана и Азербайджана с точки зрения сохранения баланса внешних интересов, так и для оптимизации торговли.

«Для Казахстана, который имеет обширное партнерство с Европейским Союзом и создает широкие условия для западного капитала, этот транспортный маршрут чрезвычайно важен. Более того, страны Южного Кавказа, являющиеся нашими близкими партнерами, также связаны с этим. Союз с Азербайджаном и Турцией в рамках союза тюркских государств также имеет важное значение. Этот проект, по сути, способен повысить наш совместный экономический потенциал, сделать этот вектор очень богатым и устойчивым в Евразии», - считает он.

Вспоминая известный пример китайцев, эксперт говорит, что кризис-это не только проблема, но и возможность для развития. Поэтому наши страны должны использовать этот кризис в своих интересах, как бы неэтично это ни звучало. В частности, необходимо приложить усилия для сохранения экономической активности и привлекательного имиджа региона для международного бизнеса. Это служит интересам не только наших стран, но и региона в целом. Мы не можем быть лишены международного разделения труда. Нам нужна сбалансированная и прагматичная политика. В это время не исключено и столкновение с серьезным геополитическим давлением различных внешних сил, но выход есть.

Мир - все тот же старый мир...

Но все зависит и от ответа на один главный вопрос: изменит ли всеобъемлющая изоляция России мировой экономический порядок? Ведь все прогнозы и предположения выдвигаются в рамках существующего в настоящее время экономического порядка. Если сам порядок рухнет, то придется говорить совсем о другой реальности.

Бывший министр Турции, эксперт-экономист Бюлент Акарчалы не считает, что это может произойти. «США не допустят изменить систему, которую они построили после Второй мировой войны. Нынешняя экономическая система основана на МВФ и Всемирном банке. Если эта система рухнет, США потеряют свою гегемонию в мире. Потому что эти институты вместе со специализированными структурами ООН обеспечивают мировое господство США», - считает он.



Бюлент Акарчалы: "Все почувствуют влияние санкций"

Почти все опрошенные нами эксперты разделяли одно и то же мнение, что Запад в широком смысле не заинтересован в крахе мировой экономической системы. В противном случае Россия, Китай, и другие страны могут попытаться вместе построить свои альтернативные системы. В мире уже сформировалась новая экономическая плоскость, и никто не заинтересован в ее изменении. Речь идет об изменении баланса экономических сил и логистических схем в рамках существующей системы.


«Например, повысится роль Южного коридора, проходящего через Иран и Азербайджан, вокруг Каспийского моря. Транзит будет расти в той или иной форме. Думаю, что торговля на Восток - в Китай и в обратном направлении будет активизироваться через Казахстан и Южный Кавказ. Поэтому грузопоток в регионе активизируется. На самом деле новых возможностей появится больше, так как Россия будет стремиться больше замещать импорт»,- сообщил Vzglyad.az бывший советник председателя Национального банка Республики Казахстан Айдархан Кусаинов.

Прогнозы

В целом, по оценкам экспертов, в ближайшее время ожидаемые изменения в экономико-логистическом ландшафте региона будут следующими:

• Инвестиционная деятельность российских компаний в Каспийском регионе будет активизирована;
• Турция и Азербайджан станут ключевым звеном в экономико-логистических связях с Россией;
• Российские туристы, двери которых закрыты на Запад, большими потоками направятся в Азербайджан и Турцию;
• Увеличатся возможности Азербайджана и стран Центральной Азии продавать газ и нефть Западу. Быстрый рост цен на энергоносители позволит этим странам зарабатывать больше;
• Поскольку Россия ничего не может получить от Запада, она будет импортировать больше из соседних государств. В результате для промышленности и сельского хозяйства этих стран может открыться “второе дыхание”.

Многое также зависит от того, насколько государства региона готовы воспользоваться появившимися возможностями

Конечно, многое зависит и от того, насколько государства региона готовы использовать эти возможности. Прикаспийские страны должны будут строить независимую политику, основанную на собственных интересах, оставляя в стороне рекомендации иностранных консультантов. Существует также риск того, что регион станет немного более закрытым. Но если отношения выстроены правильно, можно превратить риски в возможности.

Говорить о каких-то выгодах во время войны неэтично. Но, к сожалению, так было всегда: во всех войнах кто-то проигрывал, а кто-то выигрывал. Но есть и ценность, которую нельзя сравнить ни с какой прибылью – это человеческая жизнь. Поэтому сейчас главное, чтобы поскорее закончилась фаза боевых действий. А экономическая фаза, похоже, еще долго будет продолжаться.

  11 АПРЕЛЬ 2022    Прочитано: 3555    31

31