Почему судьба лезгин тесно связана с азербайджанцами?

  18 МАРТ 2022    Прочитано: 6065
Почему судьба лезгин тесно связана с азербайджанцами?

Исторические источники указывают на тесную связь судьбы лезгинского народа с Азербайджаном и азербайджанцами. В большинстве периодов истории, во времена существования независимых азербайджанских государств, лезгины были представлены в одном государстве с азербайджанцами. В связи с наличием взаимовыгодных хозяйственных связей между лезгинами и азербайджанцами, подавляющее большинство из них знает и свободно говорит на азербайджанском языке.

20 февраля 1995 года во время встречи с представителями лезгинской общины нашей республики общенациональный лидер Гейдар Алиев сказал: «Азербайджан для лезгин-Родина, родная земля, и они нигде не чувствуют себя так комфортно как здесь». Президент Азербайджана Ильхам Алиев, дальновидно проводящий успешную политику общенационального лидера, придает этой сфере особое значение и делает все возможное для того, чтобы видеть народы, культуры в условиях мира и спокойствия. «В Азербайджане представители всех национальностей и народов живут как члены Единой семьи», – сказал Ильхам Алиев, выразив свою поддержку и любовь к народам нашей страны.

Этнокультурные связи между лезгинами и азербайджанцами, имеющие древние корни и традиции, многовековые добрососедские отношения продолжаются и по сей день. Совместное использование лезгинами с азербайджанцами общего этнокультурного пространства, в том числе религиозного, создало естественные и благоприятные условия для дальнейшего укрепления этих связей. Как и все мусульмане, они проводят Курбан-байрам и Рамазан, которые считаются основными в исламе. Вместе с тем древний праздник Яран Сувар, который считается Праздником Весны, также отмечается лезгинами в последние дни марта. По своей сути и форме проведения этот праздник имеет много общего с Новрузом.

Творчество видных представителей лезгинской литературы - Йетим Эмина, Сулеймана Стальского и других поэтов-яркий пример тесных связей азербайджанского и лезгинского народов. Многие свои произведения они создали на азербайджанском языке. Один из любимых гостей Тагиева Гасан аль-Кадари написал свое знаменитое произведение “Асари-Дагестан” именно на азербайджанском языке. Лезгины, аборигенные народы нашей страны, вместе с азербайджанцами при угрозе вражеского нападения, объединившись как кулак, выступили против врага и дали достойный ответ. Именно любовь к Родине объединяет их в борьбе с врагами, что еще раз было доказано в период второй 44-дневной Карабахской войне. При освобождении Карабаха от армян лезгины также проявили героизм в войне против армянских оккупантов, пролили кровь и стали шехидами. Подвиг Техрана Мансимова при освобождении Шуши вошел в историю.

Так было и раньше. В 1905 году, когда в Баку армяне устроили резню, лезгины вместе с азербайджанцами поднялись на борьбу с врагом. Чтобы спасти людей от резни, один из религиозных работников города, спрятал в своем доме семьи, женщин и детей, а также стариков, живших в соседних домах, и закрыл ворота. Узнав об этом, армянские вооруженные хотели поджечь его дом вместе с людьми, которых он прятал у себя. Когда они пытались прорваться через ворота, отряд лезгин, проходивший по этой улице, уничтожил армян и спас людей от смерти.

Борьба лезгин с азербайджанцами против армян еще более ярко проявилась во время Губинских событий 1918 года. В начале того же года прибывшие в Губу с отрядом в 1 000 человек Давид Геловани и Стуруа провозгласили установление советской власти. Лезгины, не желая признавать советскую власть, вооружились и стали изгонять их из Губы. Во время этих событий были убиты и 27 мирных жителей Губы. Прибытие из Хачмаза в Губу армянского отряда в 150 человек во главе с Агаджаняном с 2 артиллерийскими установками вызвало ожесточенную перестрелку. Было убито 200 лезгин. В результате этих перестрелок в целом погибло 70 человек местного мирного населения. Ранее 2 000 армянских вооруженных людей во главе с Мурадяном (впоследствии он во второй раз вернулся в Губу вместе с большевиками) устроили резню в Губе. Таким образом, армяне, позиционировавшие себя ближайшими союзниками русского царизма вместо того, чтобы идти на фронт, занимались убийством мусульман.

1 мая 1918 года в Губинский уезд был направлен специальный отряд из 3000 армян во главе с Хамазаспом. Хамазасп, совершивший 10-дневную резню в Губе, только за первые два дня убил более 1700 азербайджанцев, более 1200 лезгин, более 300 татов, расстрелял на берегу реки Гудиял 700 молодых людей, державших в руках оружие. В целом, за два дня было убито более 3 900 мусульман. Хамазасп, устроив резню в городе, встретил сильное сопротивление в лезгинских селах вокруг Губы и потерял значительное количество солдат. Как указано в объяснении главы города Губа Алиаббас Бека Алибекова, Хамазасп в своем выступлении перед местным населением сказал: «... В настоящее время у меня идут бои в селах Дигах и Алпан. Затем, пройдя через деревни Учгюн и Куснат, я займусь вами и доберусь до Шахдага. Тогда вы поймете, что значит убивать армян». В своем выступлении он особо подчеркнул, что «мне поручено уничтожить всех мусульман на территории от Шахдага до Каспийского моря» и показал черты истинного армянского палача.

18 мая 1918 года на территории так называемого «кровавого ущелья» села Дигах Губы лезгины вместе с азербайджанцами выписали армянским дашнакам смертный приговор. Местные вооруженные отряды возглавляли полковник Хатам ага Кагарви и влиятельный религиозный деятель Могубали эфенди Кузунви. Перестрелки между сторонами начались 18 мая около 3-4 часов утра. Внезапная атака лезгин и азербайджанцев смутила армянских дашнаков, которые, потеряв боевой дух, в замешательстве открыли огонь. Вскоре передовые позиции армян были захвачены. Ближе к полудню, как и было заранее оговорено, отряды Алибека Зизикского и лезгина Мухаммеда напали на армян со стороны Губы. Воспользовавшись этим, Хатам ага и Могубали эфенди усилили наступление и оттеснили армян со своих вторых позиций.

Когда отряд Абдуррахима-эфенди, пришедшего на помощь из Дагестана, тоже вступил в бой, враг не выдержал и был вынужден оставить свои позиции. Хамазасп со своими двумя-тремя сотнями воинов бежал к морю, пытаясь спастись раньше всех.

6 июня 1918 года, в Хачмаз прибыло войско из 3 000 человек под командованием полковника Давидяна. Ему было дано специальное задание перейти в наступление через Губу. Вместе с уцелевшими солдатами из воинских частей Марткяна и Попова в Хачмазе сосредоточилось более 5 000 дашнакско-большевистских войск. Но Давидян под разными предлогами оттягивал наступление на Губу. Он хорошо понимал, что 5-6 тысяч солдат недостаточно для борьбы с губинцами. Поэтому он ожидал прибытия дополнительных сил из Баку. Наконец, 10 000-тысячная дашнакско-большевистская армия, отправленная из Баку, 4 июля была введена в Губу. Войско с конными отрядами, большим количеством пушек и пулеметов, не встречая сильного сопротивления, с небольшими боями захватило город. Отряды, воевавшие в «кровавой долине», по приказу Хатам-аги вновь объединились вокруг села Дигах и 6 июля осадили Губу.

Начались кровопролитные бои. Хотя большевистско-дашнакские соединения понесли значительные потери, их солдаты численно превосходили их и без перерыва вели огонь из пушек. Чтобы избежать чрезмерных потерь в ночь на следующий день, Хатам-ага, Могубали-эфенди и Абдуррахим-эфенди отбросили свои вооруженные отряды с позиций вокруг города и, прибыв в так называемую «Глубокое ущелье» возле деревни Дигах, приготовились к следующим боям. Шаумян, описавший это как победу дашнакско-большевистских войск, 9 июля 1918 года отправил Ленину такую телеграмму: «6 июля лезгины окружили Губу: бои продолжались около 8 часов, в результате враг был отброшен, а наши войска заняли позиции вокруг Губы».

А на самом деле ситуация была совершенно иной. Дашнакско-большевистские воинские формирования две недели вели бои с губинцами в районе так называемого «Глубокого ущелья», не сумев занять необходимые позиции. Понеся большие потери, большевики и дашнаки, как они сами говорили, не смогли ни «справиться с контрреволюционерами, ни восстановить советскую власть». В то время, когда они оказались в таком отчаянном положении, вооруженные отряды Гасан-бека, Ибрагим-бека, Мурсал-Бека и лезгин-Мухаммеда активизировались на территории Мушкюр и, несколько раз нападая на Хачмаз, нанесли захватчикам большие потери. Не добившись успеха в Губе, но видя в то же время неудовлетворительное положение в Хачмазе и Девечи, лидеры дашнаков-большевиков вынуждены были после 25 июля вывести свои войска и уйти оттуда. Во время этих массовых убийств, вошедших в историю как Губинская резня, армянские дашнаки убили более 16 тысяч мусульман, разрушили 167 сел.

Таким образом, в борьбе против армянских вампиров, учинивших кровавую резню в Губе, лезгины также продемонстрировали незыблемое единство с азербайджанцами. Несмотря на то, что героизм, проявленный азербайджанцами и лезгинами в борьбе с врагом, скрывали и держали в секрете долгие годы, он был вновь обнародован лишь после обретения Азербайджаном независимости.

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА