Что потеряли, и что приобрели от вступления с ЕАЭС?

  04 МАРТ 2022    Прочитано: 248
Что потеряли, и что приобрели от вступления с ЕАЭС?

Интервью Vzglyad.az с руководителем сектора Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН, российским экспертом Еленой Кузьминой.

- Как интеграция Казахстана, Кыргызстана, Беларуси и Армении в ЕАЭС повлияла на экономику этих стран? Что эти страны приобрели, в каких областях и что потеряли от вступления в организацию с экономической точки зрения?

- Ну, во-первых, у всех стран увеличилась таможенная квота. Потому что по тем документам, которые приняты в ЕАЭС, она распределяется не по объёму национальной экономики, а по разработанной формуле. Фактически все страны получили часть дохода за счёт РФ. Это первое. Во-вторых, что наиболее важно для населения, - они получили достаточно приемлемые условия для трудовой миграции. Причём, речь идёт и о вопросах устройства на работу, и о правилах устройства на работу, по сравнению со всеми остальными. Речь идет о социальной защите в очень многих вопросах и, самое главное, о пенсии. Начисляются пенсии вне зависимости от страны. Та часть пенсии, которая начисляется работодателями, начисляется всем, где бы они не работали.

Далее, особенно на начальном этапе - это примерно 3-4 года - резко возросла торговля, потому что были убраны различные виды пошлин. В ЕАЭС убраны все торговые пошлины, сейчас идёт работа над тем, чтобы снимались нетарифные ограничения, то есть какие-то национальные запреты. Эта работа идёт не так быстро. Но она идёт, и достаточно большое количество этих ограничений уже убраны, что тоже способствует развитию торговли. Кроме того, у стран появились возможности. Сейчас координируется рынок сельхозпродукции. Это очень важно, потому что фактически у всех стран ЕАЭС доля аграрно-промышленного комплекса очень большая или достаточно большая. У всех по-разному, меньше всех у России, больше всех у Кыргызстана и Беларуси. Для стран, которые занимаются развитием производств (и это было в документах при вступлении в ЕАЭС), очень важно, что они хотят уравновесить свои экономики. Речь идёт о том, что всем хотелось сойти с энергетической иглы, то есть, чтобы экономика занималась не только ресурсами, но и производственной сферой. И здесь тоже есть определённые подвижки, они, возможно, продвигаются значительно сложнее. Можете сказать, что энергетические экономики только две - Россия и Казахстан, но это не так, потому что доля энергетического сектора практически во всех странах значительна и очень серьёзно влияет на экономики этих стран. В первую очередь на производственную сферу. Это важный момент.

Есть ещё другие нюансы. Для стран-членов расширился рынок сбыта товара. Давайте не будет забывать, что даже если мы ведем отчет с 2010 года, с того момента, когда появился таможенный союз, реально работающий таможенный союз России Казахстана и Беларуси, все равно прошло не очень много времени с точки зрения формата любого интеграционного объединения. Если мы будем смотреть на другие, то увидим, что очень многие вещи в большинстве объединений решались значительно позже. Конечно, это достаточно важные вещи, но надо дальше развиваться.

- Вопрос о потерях – что потеряли, где проиграли страны ЕАЭС?

- Я думаю, что в любом случае, шло в определенной мере распределение производственных мощностей. Где-то, в каких-то отраслях и в каких-то странах увеличилась продажа российских товаров, где-то страны не получили вход в российские компании, где-то, наоборот, получили доступ. То есть вот это перераспределение нужно рассматривать по отраслям, по промышленности и по возможностям.

Кто-то из бизнеса скажет, что мы проиграли, кто-то скажет, что мы, наоборот, выиграли. Причём, когда говорят о выигрыше, речь не идет только о российских компаниях, как это иногда пытаются представить. Скорее, российский бизнес представляет в тех или иных случаях инвестиции. Допустим, где-то в Казахстане это производство сахара, какие-то промышленные производства. Чаще всего получается, что, наоборот, производство расширяется или видоизменяется. По тому же Казахстану, в начале говорили о том, что российские производители не пускают на рынок производителей мучных изделий (макарон), а в итоге оказалось, что часть российского товара попала на казахстанскую территорию. А Казахстан примерно через 2-3 года начал достаточно широко продавать в России определённые виды этих товаров. Он не продаёт их, например, в Москве, Санкт-Петербурге, но российский рынок не состоит из рынков Москвы и Санкт-Петербурга. И даже я в поездках по региону, вижу в продаже различные мясные консервы и особенно мучную продукцию казахстанского производства. То есть здесь идет перераспределение. Кто-то приспособился, кто-то не приспособился, кто-то, наоборот, развился достаточно быстро. Поэтому здесь очень часто говорят, как хорошо, что у нас общие правила, малым экономикам, например, Кыргызстану даже был создан специальный фонд развития для того, чтобы развивалось киргизское производство. Есть те, кто приобрёл, есть и потерявшие, но больше положительного эффекта от ЕАЭС.

Самир Велиев
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА