Казахстанский экономист: Прикаспийским государствам нужно будет строить самостоятельную политику, основанную на собственных интересах" - ИНТЕРВЬЮ

  11 МАРТ 2022    Прочитано: 4538
Казахстанский экономист: Прикаспийским государствам нужно будет строить самостоятельную политику, основанную на собственных интересах" - ИНТЕРВЬЮ

Интервью Vzglyad.az с экономистом, экс-советником председателя Нацбанка Республики Казахстан Айдарханом Кусаиновым.

- Страны Запада ввели в отношении России беспрецедентные по охвату санкции за развязанную ею войну с Украиной. Россия была исключена из всех экономических и финансовых механизмов Запада. На данный момент неизвестно, как долго продлится эта ситуация. Но в условиях новых санкций неизбежны серьезные изменения как в направлениях, так и в структуре внешнеэкономических связей России. Какие новые риски создает эта ситуация для основных региональных партнеров России – прикаспийских государств?

- На самом деле я не думаю, что эти санкции создают какие-то угрозы и риски и повлияют на российскую экономику. Потому что, насколько я понимаю, на самом деле у прикаспийских государств достаточно простая модель. Это сырье в обмен на продовольствия и товары народного потребления. И с этой точки зрения от сырья никто не отказывался, более того, сырье всегда востребовано - и газ, и нефть и т.д. Это, во-первых. Во-вторых, понятно, что Запад сегодня вводит жёсткие санкции против России, и будет "заигрывать" с прикаспийскими государствами так или иначе. Потому что это тоже элемент политики, элемент ослабления влияния России и так далее. С экономической точки зрения, я полагаю, будут определённые "заигрывания" с прикаспийскими странами. С этой точки зрения, принципиальных проблем санкции не несут, кроме эмоциональной части. Серьезных проблем я не вижу.

То, что сегодня я это отчётливо поговариваю, мне показывает мой опыт. Все в панике, контракты срывают. Многие контракты сегодня встречают проблемы логистики, идёт война, но не нужно проектировать, что так и будет навсегда. Понятно, что у крупных компаний центр дистрибуции - я сейчас о Казахстане говорю — это Москва.

Поэтому, если выйти из этого вороха сиюминутных трудностей, сами по себе санкции существенно на прикаспийские страны не повлияют с точки зрения экономической обстановки. С другой стороны, абсолютно согласен, что эти санкции изменили экономический ландшафт России, и с этой точки зрения для прикаспийских государств открывается больше возможностей.

- Какие именно?

- Потому что очевидно, что увеличится трафик через Иран, например, то есть южный коридор через Иран и Азербайджан, вокруг Каспия. То есть в том или ином виде этот транзит будет нарастать. Я думаю, что активизируется торговля на восток в Китай и обратно, в принципе, в том числе, через Казахстан и Кавказ. Поэтому думаю, что активизируется грузопоток в регионе, по крайней мере, транзитный. Я не знаю, насколько.

На самом деле новых возможностей будет больше, потому что Россия будет пытаться ещё сильнее замещать импорт. В принципе, Россия самодостаточна, тем не менее, эти процессы будут наращиваться. Вполне вероятно, что активизируется, в том числе инвестиционная деятельность российских компаний в прикаспийском регионе. И более того, вполне может быть, что активизируются китайские кредиторы в плане логистики и некой долгосрочной безопасности. Потому что архитектура безопасности меняется, и с этой точки зрения внутренняя Евразия и для Китая, и для России приобретает особенное значение. Нельзя сбрасывать со счетов, что российские инвестиции в зарубежные страны существенно выросли даже после 2014 года. То есть в Восточной Европе российские банки являются одним из ее крупнейших кредиторов.

Ну, и в-третьих, тут уже все зависит от того, насколько сами прикаспийские правительства будут готовы воспользоваться этими возможностями. Есть существенный риск, что будут не готовы. На самом деле, если взглянуть шире, мир входит в серьёзный экономический кризис. И мне кажется, в определенной степени будет использоваться конспирология - очень удобно сейчас свалить все проблемы на Россию. То есть эта история про неправильное количественное смягчение инфляции в мире, она же была до того, как это все случилось. Понятно, что ужесточение гуманитарной политики приведёт к оттоку капитала из развивающихся стран. Мы это видели в 2015 году, это был серьёзный кризис, просто на фоне крымских событий мы этого почему-то не почувствовали. Но в мире был серьёзный кризис в 2014-15 годах. Был отток капитала из развивающихся стран, было падение фондовых рынков, замедление мировой экономики.

Здесь очень важно отметить, что в 2014-15 годах все это подавалось как наказание России, на самом деле это было частью большого сворачивания инвестиционных программ.

Сегодняшний взлет цен на нефть меня пугает. Я думаю, что это опасная радость для нефтедобывающих государств, эйфория. На самом деле, я думаю, что тот самый идеальный шторм начнётся где-то осенью. Сейчас рынки переживают ажиотаж, Россия ещё не ввела много санкций, а США, которые ввели эмбарго на импорт российской нефти, совершенно честно говорят, что хотят ее заменить. Американцы ездили в Венесуэлу, разговаривали с Ираном, это попытка краткосрочных решений. Долгосрочные решения у них есть. У них есть тяжелая нефть и в Канаде, которая при таких ценах вполне рентабельна, у них санкции достаточно быстро заводятся. Представляете, что они обеспечат свою энергобезопасность через полгода, а это, в принципе, реально. Этот прирост будет происходить на фоне замедления мировой экономики. Есть риски ее замедления, так ак санкции против России действительно влияют на глобальную экономику. Поэтому мы увидим отток капиталов, увидим рост добычи в США и референс, что экономика приостанавливается.

У нас сейчас цены на нефть — это чисто спекулятивный рынок. Когда цены идут вверх, они сохраняют серьезный потенциал перейти к спаду. Для прикаспийских государств это будет серьезно. Хочу подчеркнуть, что происходит это не из-за санкций. Байден говорит, что цены растут у нас из-за Путина, ЕС говорит, будто Путин виноват, потому что нам нужно пострадать за демократию. Но всем понятно, что цены выросли, потому что есть проблемы с ее количеством, это чисто финансовая проблема. Сейчас выгоднее говорить, что мы страдаем за демократию, а не мы сами "прохлопали".

Прикаспийские государства должны серьёзно задуматься о том, что входят в период, когда от иностранных инвесторов будет много обещаний, заигрываний. Но иностранные инвестиции сюда не пойдут. Не по политическим мотивам - я уже объяснил, а потому, что это большая макроэкономика. К осени модель "нефть в обмен на товары" перестанет срабатывать. И нужно будет думать, как зарабатывать. Прикаспийским государствам нужно будет строить самостоятельную политику, основанную на собственных интересах, и отбросить то, что советуют иностранные консультанты, то, что советует классическая макроэкономика. Это принципиальный момент. Если государства найдут свою линию, то абсолютно чётко выигрывают. Если не найдут, то как-нибудь проживут, если же будут пытаться действовать по классическим западным моделям, проиграют.

- Какие фундаментальные изменения в геополитических и геоэкономических структурах современного мира могут произойти после российско-украинской войны? Какой новый экономический порядок породит данный конфликт?

- Не знаю, какие геополитические, геоэкономические отличия, но на самом деле, это абсолютно точно не "грануляция" мира. Можно забыть про инвестиционные потоки. Если государства будут и дальше слепо следовать классической экономике, то останутся ни с чем. Можно забыть про свободный рынок, это уже было понятно, когда шли санкционные бои с Китаем. Ну, с Китаем "воевали" вообще ни за что, это была чисто экономическая война. В принципе, я думаю, что гораздо большую роль для нас станет играть Россия, в этом плане можно забыть о каких-то там серьёзных взаимодействиях. Мы больше будет замкнуты - Иран, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и Россия. Думаю, эти связи будут сильнее развиваться и больше концентрироваться.

Беседовал Сеймур Мамедов

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА