Аналитическая группа Vzglyad.az

Выход из «голубого тупика»

Превращение Азербайджана в "газовый мост" сулит хорошие возможности для всех сторон

О

дно из самых красивых пожеланий большинства народов, в том числе азербайджанцев, звучит так: «Пусть ваш очаг никогда не угаснет!». Очаг — это сакральное понятие, но в современном мире у него есть вполне практичная альтернатива: газ. Проблемы, возникающие сегодня на газовом рынке, побуждают Европу искать новые решения, чтобы избежать угасания своего очага. А вариантов не так уж и много.

Сложная миссия

Следует иметь в виду, что на все радикальные решения требуется не менее 10 лет. А в Европе к 2030 году не ожидается массового перехода на принципиально новые источники энергии. То есть управлять ситуацией в нынешних условиях придется не менее 10 лет.

Это не легкая миссия. В настоящее время потребность Европы в газе составляет около 530 млрд кубометров в год. Ожидается, что в ближайшем будущем эта цифра достигнет 600 млрд. Но несмотря на то, что спрос на газ в «Старом Свете» растет из года в год, ресурсы не идут в ногу с этими темпами. На рисунке представлена сравнительная структура динамики роста спроса на газ в Европе по источникам.

В то время как спрос на газ в Европе растет, предложение традиционных источников, наоборот, снижается. Источник: Международное энергетическое агентство (МЭА)

Как видно, спрос растет, а ресурсы не просто стоят - сокращаются. Например, если с нидерландского месторождения Гронинген в 2013 году было добыто 50 млрд кубометров газа, сейчас этот показатель составляет 4 млрд кубометров, а cейчас запасы газа в этом месторождении близятся к истощению. «Гронинген» - гигантское месторождение, даже после 55 лет эксплуатации в нем содержится 800 миллиардов кубометров газа. Но правительство Нидерландов считает, что продолжение добычи может ослабить сейсмостойкость шельфа.

Добыча на месторождении Гронинген в Нидерландах, одном из классических традиционных источников снабжения Европы газом, будет полностью обнулена к 2030 году.

Норвежский газовый гигант «Equinor» также заявил , что уже достиг своего лимита и больше не сможет наращивать поставки газа в Европу.

Абстрагируясь от темы политики, добавим, что в 2025 году истекают срок действия соглашения России с европейскими странами о долгосрочных поставках газа. Будет ли продлен срок этих документов или нет, это уже тема отдельного разговора. Потому что вопрос будет зависеть не только от фундаментальных показателей рынка, но и от восприятия Европы о безопасности.

Что можно сделать в такой ситуации? Необходимо проведение реформ на газовом рынке, внесение изменений в работу механизма, и в данном случае невозможно обойтись без углубления диверсификации энергоресурсов.  Но и источников не так уж и много. Как заявил директор Российского Фонда энергетического развития Сергей Пикин в проекте Vzglyad.Az «Видеокаст», «в мире нет больше дополнительного газа» . Катар, Австралия, Америка должны перевести продажи сжиженного газа из Азии в Европу. При этом цена на газ может вырасти даже до 3000 долларов.

Сергей Пикин: Азербайджан не может быть конкурентом России на газовом рынке Европы. Но он может занять там свое место.

Это означает, что отключение газа от одного рынка и перенаправление его на другой не может считаться эффективным решением. Более грамотное решение - найти способ доставить туда объемы, которые не могут быть доступны на европейском рынке. Но какой и как?!

Выход из тупика

 

В этом случае актуальным становится вывод газа Каспийского бассейна на европейский рынок в качестве основного варианта. По словам американского политолога, президента компании по исследованию и консалтингу глобальных политических рисков «Eurasia Group» Яна Бремера (Ian Arthur Bremmer), Европа, которая ищет альтернативные источники на фоне нынешней геополитической напряженности, видит Азербайджан в качестве надежного поставщика.

По мнению эксперта, отметив широкие транзитные возможности транспортировки энергоресурсов Азербайджана, Южный газовый коридор может стать новым и важным источником поставок для европейских стран, в частности Италии.

28 ноября прошлого года между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном было подписано соглашение об обмене газом. Это соглашение, реализация которого началась 22 декабря, позволяет осуществлять газообмен между странами без дополнительных инвестиций, используя имеющуюся инфраструктуру. Согласно соглашению, Туркменистан будет транспортировать 5-6 миллионов кубометров газа в день через Иран в Азербайджан, годовой объем составит 1,5-2 миллиарда кубометров.

Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов и министр нефти Ирана Джавад Оуджи заключили своп-соглашения, предусматривающие обмен газа между тремя странами.

Эта схема в настоящее время в первую очередь предназначена для обеспечения Нахчывана газом. Но если фактически можно обеспечить поступление туркменского газа в сеть Азербайджана и Турции, то возникает важный вопрос: нельзя ли, увеличив объем, транспортировать его по Южному газовому коридору в Европу?

Своп-решение

Председатель Центра исследований рынка Энергетической стратегии Турции – TESPAM Огузхан Акенер в интервью Vzglyad.азаявил, что туркменский газ, предусмотренный в этом своп-соглашении, может удовлетворить потребности Нахчывана. А для получения дополнительного газа из Туркменистана необходимо проделать немалую работу. Для этого необходимо соглашение свопа в больших объемах. В это время пропускная способность труб становится основной проблемой.


Огузхан Акейнер: "Для того чтобы получить дополнительный газ из Туркменистана, необходимо обсудить соглашение о свопе большего объема”

По словам эксперта по энергетике, руководителя Центра нефтяных исследований Ильхама Шабана, в настоящее время реальная пропускная способность Южного газового коридора составляет 16 миллиардов кубометров. Но если учесть, что газовый коридор предусматривает 8 компрессорных станций, мощность каждой из которых будет увеличена, пропускная способность может возрасти с 16 до 31 млрд кубометров. 10 млрд кубометров данного объема могут быть предназначены для дополнительного объема. В этом объеме нашлось место туркменскому, иранскому и даже российскому газу.

В настоящее время Россия поставляет на мировой рынок по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан более 1 млн тонн добываемой на Каспии нефти в год. Всего с 2015 по 2022 год по этому трубопроводу было перевезено 10 млн тонн российской нефти. То есть, есть опыт, который доказывает возможность такого сотрудничества.

«Компания «Лукойл» активно добывает газ и в российском секторе Каспия. Часть этого газа по трубопроводу «Моздок-Гаджигабул» может быть направлена в Азербайджан, а оттуда на мировой рынок. Передача 1 млрд кубометров газа в год таким способом вполне возможна с теоретической и практической точки зрения»,- подчеркнул эксперт.

В этом случае Азербайджан превращается в региональный узел («хаб»), который будет выгоден всем сторонам. Прикаспийские государства получают отличную возможность продавать свой газ Европе по высокой цене практически без вложений средств на создание дополнительной инфраструктуры. Для Туркменистана и Ирана, обладающих огромными запасами природного газа, это уникальный шанс выхода на европейские рынки.

Региональный узел

Важным моментом является осуществление Азербайджаном газообмена со всеми государствами региона-производителями газа. В результате такого сотрудничества в будущем возможно присоединение России к многостороннему своп-соглашению. Сегодня мы покупаем газ из России и поставляем его в Грузию. Россия, не имеющая прямой границы с Ираном и Туркменистаном, через Азербайджан может осуществлять такое сотрудничество и с этими странами.

В настоящее время Турция выполняет роль своего рода газового узла («хаба») в Передней Азии. Газ из арабских стран, России («Турецкий поток») и Азербайджана поступает в Турцию и оттуда направляется в Европу.

Помощник вице-президента SOCAR Ибрагим Ахмедов в проекте Vzglyad«Видеокаст» заявил, что Азербайджан может стать газовым «хабом» на Южном Кавказе. Азербайджан, который в прошлом году экспортировал 19 миллиардов кубометров газа, имеет газохранилища мощностью 3,5 миллиарда кубометров. Предстоящая задача - их увеличение.

Ибрагим Ахмедов: Азербайджан имеет все необходимые возможности для того, чтобы стать региональным газовым узлом.

Представитель SOCAR также подтверждает, что после расширения технических возможностей можно рассмотреть перспективу транспортировки туркменского и иранского газа в Европу. Но инициатива должна исходить от них. Возможность выхода на газовый рынок Европы без вложения каких-либо дополнительных средств привлекательна для любого государства. Через Ионическо-Адриатический трубопровод, являющийся Северным ответвлением TAP, на европейский рынок уже поставлено 10 млрд кубометров газа. Таким образом, газ Каспийского бассейна будет поставляться в Албанию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Хорватию.

Старший консультант Центра внешнеполитических исследований Национального института стратегических исследований Украины, кандидат экономических наук Иван Ус в интервью Vzglyad.асказал, что комиссар ЕС по иностранным делам и политике безопасности в своем блоге назвал Азербайджан, наряду с США и Катаром, одним из основных источников поставок газа в ЕС.

Таким образом, Азербайджан имеет достаточно хорошие шансы стать важным игроком на газовом рынке Европы. 

Еврокомиссар по энергетике Жозеп Боррель не скрывает, что считает Азербайджан одним из основных альтернативных источников.

Ресурс будущего

Каким бы ни было будущее энергетики, спрос на природный газ в мире будет продолжать расти. Помимо того, что природный газ является самым чистым топливом, он также имеет большое промышленное значение. Сегодня из природного газа получают около 250 различных продуктов. В настоящее время одним из самых важных из них, безусловно, являются минеральные удобрения.

На первом этапе переработки из природного газа получают аммиак. Это уже само по себе удобрение, но в то же время сырье для производства азотной кислоты, селитры, мочевины в процессе дальнейшей переработки. Именно поэтому параллельно с ростом цен на газ в Европе, росли цены на удобрения, а значит, и на продукты питания.

Карбамидный завод SOCAR является одним из крупнейших проектов в экономике страны. Завод, в который было инвестировано 800 миллионов евро, будет производить 435 тысяч тонн карбамида в год, используя в качестве сырья 650 миллионов кубометров природного газа.

Азербайджан очень заинтересован не только в экспорте природного газа как сырья, но и в реализации конечного продукта, из которого он изготовлен. Еще в советское время здесь был построен газоперерабатывающий завод. А несколько лет назад был сдан в эксплуатацию новый карбамидный завод. В результате Азербайджан сейчас не только удовлетворяет свои внутренние потребности в азотных удобрениях, но и экспортирует их. Конечно, это выгоднее, чем продажа газа в качестве сырья.

Учитывая, что в стране планируется расширять газопереработку, потребность местной промышленности в качестве сырья для природного газа в ближайшее время возрастет. Это означает, что своп-схемы расширят возможности привлечения дополнительного газа.

Перспективы

Геополитику ХХ века определяла нефть. В XXI веке эта роль переходит к газу. В настоящее время вопрос о том, на чем будет построена энергетика будущего, является предметом интенсивных поисков и дискуссий. Один из главных кандидатов - водородная энергетика. Но где добыть водород? Человечество еще не достигло технического уровня, на котором можно было бы получать из морской воды неограниченное количество водорода. Сырьем для получения первого элемента периодической системы является  природный газ. Следовательно, промежуточный этап пост-нефтегазового развития человечества все равно будет построен на газе. А это позволяет утверждать, что газ станет главным ресурсом XXI века. Именно он станет одним из ключевых факторов, определяющих геополитику нового века. А это будущее уже началось.

  30 НОЯБРЯ 1999    Прочитано: 4116    31

31