На газовом рынке запускаются новые механизмы - ВИДЕОКАСТ

  12 ФЕВРАЛЬ 2022    Прочитано: 2850
На газовом рынке запускаются новые механизмы - ВИДЕОКАСТ

В последнее время рост спроса на "голубое топливо" и фантастическое повышение его курса сформировали новые реалии на рынке традиционных энергоносителей. Какую же политику в этих условиях предпочтет Азербайджан, занимающий в последние 5-10 лет особое место в вопросе энергетической безопасности Европы? Представитель SOCAR Ибрагим Ахмедов в проекте видеокаста Vzglyad.az разъяснил вопросы, интересующие общество.

Роль Азербайджана в деле обеспечения энергетической безопасности Европы в настоящее время реализуется через газопроводы Южный Кавказ, TANAP и TAP, уже реализованные в рамках проекта Южный Газовый Коридор (ЮГК). Уникальный с географической точки зрения промышленный проект в глобальном масштабе как яркий пример мирного сотрудничества в плоскости покупки и продажи энергоносителей ЮГК, обеспечивающих поставку Азербайджаном своего газа на европейские рынки.



Одним из важнейших моментов этого проекта является участие в его строительстве и эксплуатации даже стран, расположенных на противоположных друг другу геополитических полюсах, и представляющих их компаний, ведущих финансовых институтов (Азиатский банк развития, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк). Финансовые затраты ЮГК, протяженность которого составляет около 3500 км, изначально оценивались в 45 млрд долларов, однако благодаря оптимизации расходов за счет оперативного управления на данный момент эта цифра составляет 33 млрд долларов.

В результате реализуемых в рамках ЮГК проектов потребителями азербайджанского газа стали Турция и Грузия, а также Италия, Греция и Болгария. В ближайшей перспективе азербайджанским газом смогут воспользоваться и потребители Балканских стран - Албания, Черногория, Босния и Герцеговина, Хорватия, через намеченные к строительству интеркорректоры и создаваемые инфраструктуры, в первую очередь через Ионическо-Адриатический трубопровод, который станет северным ответвлением TAP. К слову, SOCAR также помогает в создании соответствующей инфраструктуры на основе обращений заинтересованных в этом стран.

В последнее время на фоне роста спроса на газ в мире и резкого скачка цен на него, а также напряженности в западно-российских отношениях, Брюссель неоднократно подчеркивал, что надеется на то, что Азербайджан поставит в Европу еще больший объем газа. Азербайджан, который в прошлом году экспортировал 19 миллиардов кубометров природного газа, имеет возможность увеличить этот показатель, а трубопровод TANAP в конечном итоге может достичь пропускной способности в 31 миллиард кубометров.

Неслучайно, что Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем выступлении на VIII заседании министров, состоявшемся 4 февраля в Баку в рамках Консультативного совета по Южному газовому коридору, выразил уверенность в том, что доказанных запасов газа в нашей стране будет больше. Потому что опыт в области разработки нефтяных и газовых месторождений неоднократно доказывал, что на этих месторождениях имеются запасы в большем объеме, чем ожидалось ранее. С этой точки зрения нет сомнений, что динамика роста экспорта газа в Азербайджан будет устойчивой.

Наш экспорт растет из года в год. В настоящее время нашей главной экспортной артерией является Южный Газовый Коридор. Но на самом деле у нас есть и некоторые текущие проекты. Например, проект "Абшерон". Поскольку потребление голубого топлива в нашей стране растет, газ, добываемый с этого месторождения, в первую очередь будет направлен на удовлетворение внутренних потребностей. На следующем этапе из Абшеронского месторождения дополнительно может быть добыто 5 миллиардов кубометров газа в год, что придаст импульс нашему экспортному потенциалу. В этом контексте в будущем разработка наших новых месторождений также позволит увеличить объем газа, который мы поставляем на мировые рынки, - сказал представитель SOCAR.

Привлекательность проектов, реализуемых по инициативе и при участии Азербайджана, заключается в основном в том, что учитываются интересы всех сторон и эти проекты держатся подальше от геополитических игр. Именно благодаря дипломатическому мастерству Азербайджана, превратившему эту политику в основной принцип, было налажено эффективное сотрудничество государств с различными геополитическими интересами в рамках ЮГК. В этом контексте Президент Азербайджана неоднократно подчеркивал, что мы не намерены создавать конфликт с Россией, крупнейшим поставщиком газа в Европу. Сравнение запасов обоих государств и объемов газа, который они продают Европе, также приводит в замешательство некоторые предвзятые круги, пытающиеся составить представление о том, что Азербайджан вступил в конкуренцию с Россией. С этой точки зрения не только участие российского гиганта "Лукойл" в проекте ЮГК, но и недавнее увеличение его доли свидетельствует о том, что Москва правильно оценила этот жест официального Баку. А Азербайджан, имеющий тесные отношения как с Западом, так и с Россией, вносит вклад в восполнение пробела, образовавшегося при производстве газа в самой Европе.

Главный момент, который сейчас волнует стран-потребителей, - это прогнозы о том, что цены на "голубое топливо" достигнут фантастического уровня в случае обострения западно-российского конфликта. Основная проблема в этом случае связана с продажами спотового типа (условия расчётов, при которых оплата по сделке производится немедленно, как правило, в течение двух дней). В поставках газа, осуществляемых по долгосрочным контрактам, колебания не столь велики, так как цена "голубого топлива" зависит от курса нефти. Однако эксперты прогнозируют, что серьезная волатильность курса газа сохранится еще некоторое время. Азербайджан, который продает свой газ больше на основе долгосрочных контрактов, продает свой экспортный газ сверх договорных обязательств именно по спот-системе, что означает дополнительные доходы для бюджета.

- У нас есть продажи обоих типов. Основная часть - это, конечно, долгосрочные контракты. Это в первую очередь продажи в рамках ЮГК. Потому что, если у нас нет долгосрочных гарантий, мы можем оказаться в плохой ситуации, когда меняется конъюнктура. На самом деле лучше сбалансированная ситуация, то есть когда есть оба типа продаж. Особенно с учетом того, что, согласно европейскому законодательству, определенный объем поставляемого газа должен быть предназначен для реализации спотового типа. В этом заинтересованы и импортеры. А когда ситуация там ухудшилась, Азербайджан выставил на продажу больше газа, чем планировалось, и реализовал его посредством спот-продаж, то есть по текущим ценам, - отметил Ибрагим Ахмедов.

В Азербайджане, который придает большое значение экспорту газа, ежегодно растет объем внутреннего потребления и обеспечение населения природным газом находится в центре внимания правительства. В связи с этим достижение уровня газификации в стране до 96% является одним из важнейших социальных достижений последних лет. Для достижения поставленных целей в этом направлении используются более гибкие механизмы, одним из которых является трехстороннее соглашение SWAP об обмене газом, подписанное Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном в ноябре прошлого года в рамках XV Саммита Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) в Ашхабаде.

Согласно этому бессрочному соглашению, из Туркменистана через Иран в Азербайджан будет поставляться до 1,5-2 миллиардов кубометров газа в год. Благодаря этому Иран сможет удовлетворить потребности в газе 5 своих провинций. По мнению экспертов по энергетическим вопросам, в результате этого проекта, осуществляемого без вложений в создание дополнительной инфраструктуры, Азербайджан сможет закупать дешевый газ, удовлетворяя внутренние потребности и экспортируя газ, добываемый из Каспия, Иран получает транзитные возможности на будущее, а Туркменистан получает ощутимую прибыль, а также возможность диверсифицировать газовый рынок.

На самом деле это не новшество. У нас и раньше было такое сотрудничество. У нас нет прямой связи с Нахчываном, важной частью Азербайджана. Поэтому мы стараемся доставлять туда газ различными способами. В основном это делалось через Иран, в будущем может быть и через Турцию, или же Туркменистан поставлял газ в Иран, а он передавал его в Нахчыван. С другой стороны, Туркменистан также рассматривает новые альтернативные пути увеличения экспорта газа, одним из которых является сотрудничество с Азербайджаном, - подчеркнул официальный представитель SOCAR.

Некоторые источники не исключают, что объем газа, который будет обмениваться в рамках рассматриваемого SWAP-соглашения, в будущем может быть доведен до 15 млрд кубометров. Одним из важных моментов является осуществление Азербайджаном газообмена со всеми государствами региона-производителями газа и сотрудничество со всеми сторонами. В результате такого сотрудничества в будущем возможно присоединение России к трехстороннему SWAP-соглашению. “Получать газ из России, потом поставлять его в Грузию. С этой точки зрения, мы, наверное, единственная страна, которая и покупает газ у “Газпрома”, и продает ему газ. Россия, которая не имеет прямой границы с Ираном и Туркменистаном, может осуществлять такое сотрудничество через Азербайджан”, - не исключил такой реальности Ибрагим Ахмедов.

По его словам, после увеличения объемов газа, предусмотренных договором SWAP, создания необходимой инфраструктуры и серьезного рассмотрения технических возможностей, можно рассмотреть и перспективу транспортировки туркменского и иранского газа в Европу. Но инициатива должна исходить от них. По инициативе Азербайджана, который заявил о готовности сотрудничать со всеми в подобных вопросах, был реализован такой важный проект, как ЮГК. Именно благодаря реализации выдвинутых инициатив Азербайджан обеспечивает энергетическую безопасность региона.

Еще один важный момент, вынесенный на повестку дня трехстороннего соглашения об обмене газом между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном, - это расширение сети газохранилищ в Азербайджане и создание возможности превращения нашей страны в газовый хаб.

- Азербайджан может стать газовым хабом, у нас есть такой потенциал. У нас также есть газовые хранилища емкостью 3,5 миллиарда кубометров. В перспективе стоит задача их увеличения. Чтобы обеспечить нашу энергетическую безопасность, в первую очередь это необходимо нам самим. Потому что в течение года погода меняется, происходит потепление и похолодание воздуха. Но, безусловно, определенные объемы газа могут быть привлечены из других стран и храниться на наших газохранилищах, которые при необходимости могут быть переданы нуждающимся странам, - сказал Ибрагим Ахмедов.

Представитель SOCAR подчеркнул, что Азербайджан заинтересован не только в экспорте природного газа, но и в продаже конечного продукта, изготовленного из газа. В связи с этим очень большое значение имеет газоперерабатывающий завод и нефтехимическая промышленность, сформировавшаяся в нашей стране в период независимости. Еще с советских времен на заводе перерабатывается определенный объем газа, и часть получаемого продукта, как метановый газ, направляется на потребление населением, а другая часть - в нефтехимическую промышленность в качестве сырья.

- Производство метанола и карбамида является очень важным вопросом. Несколько лет назад SOCAR ввела в эксплуатацию новый карбамидный завод, в результате чего Азербайджан теперь не только удовлетворяет свой внутренний спрос на азотные удобрения, но даже продает их за рубеж. А аммиак, являющийся сырьем карбамида, получается в результате переработки природного газа,- подчеркнул представитель SOCAR Ибрагим Ахмедов.

Перечисленные моменты свидетельствуют о готовности Азербайджана к новым реалиям в сфере добычи, потребления, продажи и переработки природного газа. В этом направлении правительство Азербайджана отдает предпочтение гибкой стратегии, которая создает основу для минимизации возможных потерь в быстро меняющихся процессах и максимизации прибыли.

Сахиль Искендеров, политолог
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА