Известный казахстанский финансист: "Нужна смена парламента и текущего правительства, чтобы остановить преемственность старого экономического курса"

  17 ЯНВАРЬ 2022    Прочитано: 4640
Известный казахстанский финансист: "Нужна смена парламента и текущего правительства, чтобы остановить преемственность старого экономического курса"

Эксклюзивное интервью Vzglyad.az с известным казахстанским финансистом и экономистом Муратом Темирхановым.

- Как недавние события в Казахстане повлияли на курс тенге, и на экономику страны в целом?

- Убытки экономики от беспорядков были двух видов – от погромов и мародерства и от остановки работы бизнеса во время беспорядков и их подавления. Также большой краткосрочный и долгосрочный убыток получила экономика от остановки интернета на несколько дней.

Глава государства озвучил оценку властей по убыткам экономики от беспорядков - это 2-3 млрд долларов США. Из этой суммы, я думаю, порядка 200-300 млн долларов это прямые материальные потери бизнеса от погромов и мародерства, а остальное относится к остановке работы бизнеса и к остановке интернета. Убытки для экономики существенные и они в основном лягут на бизнес и на снижение роста экономики в целом. Власти планируют возместить бизнесу только прямые материальные затраты, но никто не говорит о возмещении убытка от остановки бизнеса или остановки интернета.

Здесь отдельно хотел бы отметить очень большую проблему того, что власти в любое время могут остановить интернет без каких-либо последствий для себя. С экономической точки зрения отключение интернета на несколько дней во время протестов – это однозначно сильнейший удар будущему высокотехнологичному развитию экономики и по росту иностранных инвестиций в Казахстане.

Подставьте себе состояние иностранных инвесторов, которые остались в Казахстане во время беспорядков. Мало того, что идут погромы и мародерства, так еще полностью отключили интернет, нет интернет связи со всем миром, и невозможно понять, что происходит в стране. Также любой отечественный бизнесмен несколько раз подумает нужно ли ему развивать бизнес, зависимый от интернета, в условиях, когда чиновники сидят на кнопке отключения и непредсказуемы в своих действиях.

Что касается курса тенге, то ключевым фактором, влияющим на курс нацвалюты, является состояние платежного баланса страны. Протесты и погромы очень слабо повлияли на нашу внешнеторговую деятельность и платежный баланс. Экспорт нефти не уменьшился, но из-за беспорядков импорт может даже упасть, что хорошо для курса нацвалюты. В последнее время цена нефти выше 80 долларов за баррель. При цене на нефть выше примерно $50 - платежный баланс Казахстана находится в прекрасном состоянии. В текущих условиях ($80 за баррель) экспортёры нефти просто плавают в долларах и курс тенге должен только укрепляться.

На курс тенге сейчас негативное влияние оказывают лишь наши стандартные девальвационные ожидания, резко усиленные последними протестами и погромами в стране. Сейчас ситуация в Казахстане полностью стабилизировалась и однозначно дальнейшего ухудшения ситуации не ожидается. В таких условиях Нацбанк своими валютными интервенциями быстро собьет возможный ажиотаж и ему не потребуется для этого много валютных резервов. На данный момент больше всего волнуют новые санкции против России и сильное ослабление рубля в результате этого. У Казахстана слишком тесные торговые связи с Россией и резкое ослабление рубля будет в определенной пропорции влиять на курс тенге к доллару.

- Президент Казахстана Токаев сформировал новое правительство. Каковы ваши ожидания? Сможет ли оно справиться с теми задачами, которые поставил перед ним президент?

- Вызывает сильную обеспокоенность то, что правительство сильно не поменялось. Первый заместитель премьер-министра стал премьер-министром и это уже о многом говорит. Создается впечатление, что на данном промежуточном этапе президент решил, что сейчас важнее сохранить преемственность для решения текущих проблем, вызванных беспорядками. Однако в экономике есть очень большие проблемы, которые и привели к последним протестам. Я недавно писал об этом. С точки зрения кардинальных и долгосрочных реформ, я думаю, что текущее правительство будет их только саботировать, поскольку им тогда нужно будет признать, что раньше они делали полностью не то, что нужно было. Глава государства уже анонсировал большие политические и экономические реформы. Чтобы они реально произошли нужна смена парламента и текущего правительства, чтобы уже точно остановить преемственность старого экономического курса.

- На ваш взгляд, в каком направлении будет развиваться внутренняя экономическая политика страны – казахский народ увидит реальные шаги от правительства в сторону реальных изменений и реформ?

- Сейчас очень трудно сказать о возможных реальных и кардинальных реформах в экономике. С точки зрения экономических реформ в стране, мне лично понравилось только одно программное выступление Президента, которое он сделал в январе 2020 года. После этого, все последующие его выступления демонстрировали лишь откат от объявленных реформ и, временами, глава государства принимал популистские решения, которые только вредили экономическим реформам. Возможно, такой негативный тренд был связан с влиянием Первого Президента и его окружения, для которых было чрезвычайно важно сохранять полную преемственность старого экономического курса.

В январе 2020 я понимал видение главы государства по кардинальным экономическим реформам, а сейчас, создается впечатление, ни президент, ни правительство не имеют четкой и последовательной картины, что нужно кардинально поменять в экономической политике. К тому же сам президент уже сделал ряд серьезных экономических ошибок, например, по регулированию цен, по накопительной пенсионной системе, и так далее.

- Ходят слухи, что за повышением цены на сжиженный газ, который стал спусковым крючком массовых протестов в Казахстане, стоит англосаксонский фактор, что это рук дело западных игроков, которые успешно интегрированы в нефтегазовые отрасли Казахстана. Как вы это прокомментируете?

- Таких слухов в Казахстане нет. Здесь все знают, что это произошло из-за командно-административного управления ценами на газ в стране и из-за глупости или коррупционности наших чиновников. Скорее всего, этот слух раздувает российская пропагандистская машина. Я не вижу проблем в наличии западных инвесторов в нефтегазовом секторе экономики Казахстана, поскольку они имеют чисто коммерческие интересы в стране и западные правительства не оказывают на них серьезного влияния.

С этой точки зрения меня больше беспокоят китайские инвестиции в нефтегазовый сектор. Китайские инвесторы это в основном государственные компании, которые являются прямым продолжением властей Китая, и там не понятно, где у них коммерческие, а где политические, военные или другие интересы в Казахстане.

- Как события в Казахстане повлияют на торгово-экономические отношения с Азербайджаном, на ваш взгляд?

- Я уверен, что последние события никак не скажутся на торгово-экономических отношениях Казахстана и Азербайджана. Возможно они даже улучшаться. Глава государства имеет большой международный опыт и у него очень прагматический взгляд на то, как строить международные и соседские отношения.

Сеймур Мамедов


Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА