Дмитрий Солонников: «Это серьезнейший вызов, который есть на календаре 2022 года»

  23 ДЕКАБРЯ 2021    Прочитано: 3199
Дмитрий Солонников: «Это серьезнейший вызов, который есть на календаре 2022 года»

Интервью Vzglyad.az с директором Института современного государственного развития, российским политологом Дмитрием Солонниковым.

- С какими новыми вызовами может столкнуться регион Южного Кавказе в 2022 году, на ваш взгляд?

— Вот по поводу рисков Азербайджана, к сожалению, их достаточно много. И выглядят они разнонаправленно. Да, восстановление мировой экономики началось, и мы видели, что 2022 год в этом отношении ожидает, пока что предсказывает себя позитивно, но чёрные лебеди там просматриваются из-за горизонта. И игры с COVID-19 могут снова обрушить экономику, начнется волна локдаунов и будут проблемы в мировой экономике и нестабильная ситуация в Китае. Целый ряд экономистов предсказывает, что экономический рост Китая в 2022 году снизится. А для Китая это критическая ситуация, меньше 5 процентов - это уже критическая ситуация. И если так, то большие мировые потрясения, конечно, могут привести к падению цен на нефть, и энергоносители.

Для экономики Азербайджана - это серьёзный вызов. То есть нестабильность мировой экономики может появиться в том, что придётся столкнуться с экономическими трудностями. Это в глобальном масштабе. В региональном масштабе, тоже далеко не все так однозначно. Если посмотреть на границы, то там самая спокойная граница у Азербайджана с Россией. Здесь ничего не произойдёт в 2022 году, кроме хорошего. Если говорить о новых возможностях транспортных коридоров, об экономическом сотрудничестве. Здесь только расширение и улучшение.

Ситуация с Ираном: Иран вышел практически из переговоров по новой ядерной сделки, никто не скрывает активных переговоров США и Израиля о том, что ядерную программу Ирана нужно остановить любой ценой, и когда будут предприняты шаги по этому поводу, если начнётся активная военная игра против Ирана, даже с применением обычного оружия - это будет очень серьезнейшим обострением на южной границе, возможны и беженцы, и военные действия рядом с границей, и не дай Бог через границу. Если Тель-Авив и Вашингтон решат, что остановить Иран можно только военным путем, может оказаться, что это будет большая проблема для всех соседей Ирана, и Азербайджана, в том числе. Это серьезнейший вызов, который есть на календаре 2022 года.

Ситуация с Турцией - мы видим как растёт инфляция, как падает курс лиры, к концу года он может приблизиться к ситуации около 20 лир за 1 доллар. Падение лиры почти в 3 раза за год - очень ощутимый удар по экономике. Мы уже видели массовые демонстрации против президента Эрдогана в крупных городах, дальнейшее падение курса лиры - это будет серьезнейший вызов. Нестабильная Турция будет серьезнейшим образом влиять на весь регион и на Азербайджан, в том числе. Удастся ли Эрдогану удержаться или нет, покажет время, он очень сильный лидер и возможно все у него получится.

Ситуация с Арменией очень нестабильная. В Армении пока Пашинян всех устраивает, но и мы понимаем и он понимает, что это балансирование на грани. К сожалению, в армянском обществе реваншистские силы достаточно сильные и неплохо представлены. Так что этот вызов нельзя сбрасывать со счетов.

Более менее спокойно в  Грузии. Но прошедшие в 2021 году выборы показали, что оппозиция, партия Саакашвили «Национальное единство» никогда не смирятся с тем, что потеряло власть и любые поводы будут использованы для массовых протестов на улицах, для беспорядков. Грузия несомненно спокойнее, чем Армения, но тоже под вопросом. Международный кризис, ударивший по Грузии, приведёт к новым вспышкам и к новой волне протестов. Сказать, что в Грузии все будет хорошо в новом 2022 году - нельзя. Поэтому если мы говорим о проблемах, которые могут ожидать Азербайджан - это с одной стороны, влияние международных глобальных факторов, с другой стороны, это возможные проблемы на приграничных территориях практически везде, где Азербайджан имеет своих соседей, кроме как с Россией и территорией Каспия.

Если отбросить эти возможные моменты, то все должно быть хорошо, Азербайджан позитивно, эффективно, динамично развивается. Можно ожидать привлечение новых инвестиций в развитие новых территорий, без сомнения, которые вернулись в состав Азербайджана после успешной войны прошлого года. Там огромное поле для того, чтобы развивать новую экономику, строить города, восстанавливать инфраструктуру и конечно же можно ждать привлечение серьёзных инвестиций. Если в 2022 году откроется Зангезурский коридор, то это будет эффективно для всех и для государств Евразийского сообщества и для государств Передней Азии, так что это тоже прекрасный опыт, который мы в 2022 году реально ждём.

- Чего ждать в отношениях ЕС и Азербайджан в 2022 году?

- Если говорить об отношениях ЕС и Баку в 2022 году, то, наверное, не ожидается каких-то новых прорывных идей и неожиданных проектов. Ситуация на Южном Кавказе для всего ЕС находится чуть-чуть на периферии актуальности, все-таки в Европе сейчас достаточно сложный период, что связано и с энергетикой и с отношениями с США и с конфликтом на Востоке (имеется ввиду граница с Белоруссией и ситуация на Украине). На фоне всего этого конечно Южный Кавказ и Азербайджан остаются в зоне внимания, но не на передней линии фронта. Поэтому ожидать каких-то новых прорывных идей, наверное, не стоит. Будут попытка спокойного диалога, поступать предложения о сотрудничестве в экономической сфере, попытка влиять на политическую ситуацию с предложением больше развивать отношения с европейскими институтами и соответствовать европейским требованиям. Все это будет, но будет спокойно и ненавязчиво.

Единственное отличие -  первая половина года, когда председательство ЕС будет у Франции. Здесь, конечно, будет активная позиция со стороны Франции. Опять же активная позиция до апрельских выборов Макрон без сомнения будет играть в то, чтобы южнокавказскую карту активно разыгрывать. У него большая часть избирателей - это армянская диаспора и вот здесь лично от него можно ждать определённых ходов, инициатив и давление на Азербайджан. Ему нужно показать, что он сторонник Армении, что её интересы он ставит во главу угла своей политики в Передней Азии. Так что это мы увидим. Это ещё даже не вся первая половина 2022 года, это до апрельских выборов. Дальше точка бифуркации - это выборы, останется Макрон или не останется. Если не останется у власти, Франция будет пересматривать свои внешние отношения со всеми и никакой активной роли ЕС уже играть не будет. Отношения ЕС и Азербайджана в 2022 году ничего кардинально нового из себя не представляют. Всё должно быть спокойно, планомерно, без каких-то срывов в одну или другую сторону.

Мурад Наджафов

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА