По каким сценариям будут развиваться события на российско-украинской границе? – ИНТЕРВЬЮ

  25 НОЯБРЯ 2021    Прочитано: 3779
По каким сценариям будут развиваться события на российско-украинской границе? – ИНТЕРВЬЮ

Интервью Vzglyad.az со старшим научным сотрудником Национального института стратегических исследований Украины Николаем Замикула.

- Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил о серьезной озабоченности Соединенных Штатов и их европейских союзников "необычной" активностью российских вооруженных сил на границе с Украиной. По словам Блинкена, учитывая недавнюю историю, сосредоточение российских войск может говорить о подготовке к вторжению. К тому же американские разведслужбы предупреждают союзников по НАТО, что у западных столиц есть совсем немного времени для предотвращения российской военной акции против Украины, сообщила в пятницу вечером газета New York Times. Официальный Киев действительно уверен, что Россия готовится развязать войну с Украиной? Как вы это прокомментируете?

- В первую очередь, должен подчеркнуть: Россия уже развязала войну против Украины. То, что Москва не признает свою роль в агрессии на Донбассе (а в случае оккупации Крыма – и не скрывает), не должно вводить в заблуждение. Украина уже воюет с Россией – вопрос лишь в том, готовы ли в Кремле отказаться от гибридного статуса конфликта и в открытую перейти к широкомасштабной агрессии.

Конечно, нельзя исключать возможность того, что Москва, наращиванием военного присутствия у украинских границ, пытается лишь оказывать давление – и не только на Украину, но и на Запад. Подозреваю, что весеннее обострение угрозы эскалации было со стороны Кремля прощупыванием реакции новой администрации в Белом Доме, а также попыткой принудить Дж. Байдена к диалогу и компромиссам. Как видим, Байден и Путин и правда встретились в Женеве после этого. Сейчас на конец года запланирована новая встреча. Возможно, цель России – как раз усилить свои дипломатические позиции перед данным мероприятием за счет обострения военной угрозы.

Однако мы не должны быть излишне оптимистичными, и полагаться на рациональность российских властей (а неспровоцированное широкомасштабное вторжение на территорию Украины – явно иррациональный шаг). Любые военные усилия и перемещения российских подразделений, наращивание сил у границ с Украиной должны рассматриваться в Киеве именно исходя из логики военного противостояния – которое продолжается уже почти восемь лет. Нужно исходить из возможности реализации худшего сценария, и готовиться к нему. Даже если у нас нет полной уверенности в том, что сегодняшние действия России не блеф, а реальная подготовка к военной операции – мы должны быть готовы реагировать на этот вариант развития событий.

- По каким сценариям будут развиваться события на российско-украинской границе, по вашему мнению?

- Все упирается в то, чего хочет Россия добиться своими действиями. Если Кремль блефует, стремясь усилить давление на Украину и Запад, а также укрепить свои позиции перед встречей Путина и Байдена, то имеется высокая вероятность деэскалации по результатам разговора президентов РФ и США. Однако даже если военные приготовления будут свернуты, это не означает, что Москва не вернется к реализации той же самой стратегии через пару месяцев. И мы снова будем вынуждены гадать, с чем столкнулись – с блефом или реальной угрозой.

Если же в Кремле приняли решение решить украинский вопрос силовым путем – в таком случае стоит лишь внимательно изучать отчеты нашей разведки, которая презентовала возможную карту российского вторжения (ГУР МО считает, что оно может произойти в начале следующего года). Действительно, угроза актуальная. Россия может рассматривать имеющийся момент как окно возможностей. Она не оставляет надежд на возвращения контроля над Украиной. Однако явно не может сделать этого за счет поддержки пророссийских сил в украинском внутриполитическом процессе (они имеют незначительный рейтинг). Москва наверняка надеялась, что сможет заставить президента В. Зеленского к капитуляции угрозами и давлением – однако и этого не произошло. С другой стороны, военный потенциал Украины постепенно укрепляется (за счет реформ и закупок современного вооружения – в том числе в Турции). То есть в будущем цена вторжения для российских войск может оказаться большей, чем сегодня. И это может подтолкнуть Кремль к активным действиям.

- Как поступит Турция, на ваш взгляд, в случае российско-украинской войны?

- Уточню, что война идет уже почти восемь лет – хотя Россия и пытается скрыть свое участие. И одной из первых жертв российской агрессии стало крымско-татарское население Крыма, пострадавшее в результате оккупации полуострова – что актуализирует вопрос политики Кремля по отношению к Украине для Анкары.

Относительно реакции Турции на потенциальную эскалацию конфликта – будем рационально смотреть на вещи. Турецкая Республика не имеет обязательств по отношению к Украине, и не должна вступаться за нее военными методами. Также нельзя забывать про характер турецко-российских отношений – где противостояние по многим вопросам (Сирия, Ливия, Карабах) соседствует с общими интересами (энергетические проекты, туризм). В то же время Турция является стратегическим партнером Украины, и оказывает нам существенную поддержку – как на дипломатической арене, так и в усилении потенциала украинских вооруженных сил. Украино-турецкие отношения особенно активно развиваются в последние годы. Роль Турции в Черноморском регионе также определяет ее особый интерес к возможным российским действиям.

Мы надеемся, что Турция в случае российского вторжения поступит, исходя из характера партнерских отношений Анкары и Киева, а также в соответствии с принципами евроатлантической солидарности. Ожидаем жёсткую дипломатическую реакцию со стороны Анкары и поддержку возможных инициатив НАТО, направленных на оказание помощи Украине и противодействие российской агрессии. Учитывая характер контактов Анкары и Москвы, Турция также может выступить посредником в дипломатических усилиях, направленных на отражение российской агрессии, выступая в некотором роде адвокатом украинских интересов и презентатором позиции НАТО (если Запад пересмотрит свое отношение к Анкаре, вернувшись к ее восприятию в качестве полноценного и полноправного союзника).

- США, на ваш взгляд, заступятся за Украину в случае войны с Россией? Каковы ожидания украинских властей от Запада?

- В первую очередь, мы ожидаем превентивных дипломатических действий, которые бы устранили угрозу вторжения. То есть – усиления осуждения российских военных приготовлений, окончательного и безоговорочного отказа от политики «умиротворения» России, угрозы возможного введения новых санкций. Запад должен понять, что сегодняшние угрозы в сторону Украины, если оставить их без должной реакции, завтра станут угрозами Польше, странам Балтии и т.д. Соответственно российскую агрессивную политику в регионе нужно давить в зародыше. И демонстрация жесткого подхода по отношению к ней может оказать отрезвляющее влияние на «ястребов» в Кремле.
В случае широкомасштабного вторжения мы ожидаем соответствующую дипломатическую реакцию. Такое демонстративное нарушение всех норм межгосударственных отношений должно поставить Россию в полную изоляцию с точки зрения реализации каких-то совместных проектов.

Незамедлительно против агрессора должны быть введены комплексные санкции, направленные на подрыв его потенциала – а не просто демонстративные символические ограничения. Мы также ожидаем, что Запад окажет помощь в поставках вооружение для Украины в случае, если украинской армии придется бороться против широкомасштабного вторжения. Запад – если он верен декларируемым ценностям – должен поддержать жертву агрессии оружием и техникой. Универсальные эмбарго на поставки для всех сторон конфликта – крайне ошибочный подход, который де факто приравнивает агрессора и жертву, ставя последнюю в проигрышное положение.

Перспективное направление поддержки – временное размещение ограниченных сил стран-партнеров на территории Украины. Формально – для проведения совместных учений с украинской армией, а на практике – для демонстрации России поддержки, оказываемой Украине со стороны Запада. В то же время подчеркну – никто в Украине не ожидает, что другие страны будут за нас воевать. Никто не ждет, что французы, турки, поляки или американцы будут в окопах отбивать российские атаки против нашей страны. Мы четко понимаем – это исключительно наша работа и задача, защищать независимость и территориальную целостность Украины. Лишь ожидаем, что получим для ее реализации соответствующую дипломатическую, политическую, материально-техническую поддержку.
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА