Слабая валюта сильной страны: что ждет лиру

  22 НОЯБРЯ 2021    Прочитано: 2954
Слабая валюта сильной страны: что ждет лиру

На прошлой неделе турецкая лира ослабела еще на 4 процента, опустившись до исторического минимума – 1 доллар/11 лир. Таким образом, лира только в этом году упала по отношению к доллару на 32% и на 65% за последние 4 года. В настоящее время она считается самой слабой и высокорискованной валютой среди валют развивающихся стран.

Тем не менее, турецкая экономика в настоящее время демонстрирует высокую динамику роста. Рост ВВП Турции во 2 квартале 2021 года составил 21,7 процента, что является самым высоким показателем с 1999 года. Валютные резервы Центрального банка превысили 110 миллиардов долларов. То есть фундаментальные макроэкономические показатели не дают оснований впадать в панику. Так что же заставляет лиру катиться вниз?

Основной причиной снижения на этой неделе стало то, что Центральный Банк снизил процентные ставки на 1 базисный пункт с 16 до 15 процентов. Однако в нынешней ситуации 16-процентная ставка сама по себе может считаться достаточно мягким показателем для Турции. Если процентные ставки снижаются, в стране дешевеют кредиты, растет деловая активность, но при этом дешевеет и национальная валюта. Повышение деловой активности путем снижения процентных ставок является одним из основных направлений экономической политики Эрдогана. Он не скрывает, что считает высокие процентные ставки “бедой народа” и “основной причиной подорожания”. Уже 4 месяца подряд Центральный банк снижает процентные ставки из-за спроса и давления со стороны Эрдогана. Однако в условиях высокой инфляции это рискованно. В настоящее время ни один центральный банк в мире не проводит агрессивную политику смягчения, напротив, все повышают ставки. Поэтому поведение Турции особенно избирательно и толкает лиру вниз.
Руководство Центробанка, безусловно, это понимает, но противостоять Эрдогану они не могут. Когда руководство сопротивляется, Эрдоган просто меняет его. За последние два года руководство Центробанка 3 раза уходило в отставку.



Для Эрдогана снижение высоких процентных ставок, освобождение турецкой экономики от кредитных залогов и создание основы для ее дальнейшего развития стало главной идеей, и никто не может свернуть ее с этого пути. В общем смысле Эрдоган прав: в Турции одни из самых высоких процентных ставок в мире, и если они снизятся, то в будущем экономика страны покажет лучшую динамику, чем сейчас. Но сначала нужно достичь этого будущего... До тех пор, Турция будет неизбежно пройти через болезненный социально-экономический этап.

В настоящее время инфляция в Турции достигла очень тяжелого уровня для населения из-за роста цен в мире. Если в июле инфляция составляла 14 процентов, то к концу года ожидается не менее 24 процентов. В неофициальных отчетах указывается, что эта цифра еще выше – более 40%. Растет бедность и безработица, усугубляется социальная ситуация, недовольство населения властью достигло рекордных уровней. Шесть оппозиционных партий, объединившись, подвергают резкой критике проводимую Эрдоганом политику и требуют проведения внеочередных выборов. Опросы показывают, что около 64 процентов населения поддерживают это требование.



Если в настоящее время проводятся внеочередные выборы, то, несомненно, у правящей партии велик риск проигрыша. В обычном случае выборы должны состояться в 2023 году. Но может ли ситуация измениться к тому времени?



Эрдоган верит в правильность своего курса. В своих выступлениях он говорит: “Мы изначально писали книгу экономики, и продолжаем это делать”. И еще раз повторю, он прав в широком смысле. Курс, проводимый в настоящее время властью АКП через несколько лет сделает экономику Турции намного сильнее и динамичнее, чем сейчас. Так, за 19 лет его пребывания у власти турецкая экономика выросла в 3,5 раза, с 730 млрд долларов до 2,5 трлн. Путь правильный, проще говоря, сегодня Эрдоган торопится больше, чем надо, почему-то. Правда ли, что в нынешних условиях так важно снизить процентные ставки, оказывая давление на Центральный банк? Все на грани, если есть конфликт между правительством и руководством МБ, то одного этого факта достаточно для снижения доверия к национальной валюте в любой стране. А в Турции этот конфликт виден даже издалека.



В нынешней ситуации главный вопрос заключается в том, сработает ли план Эрдогана к 2023 году? Потому что в противном случае АКП может быть трудно реорганизовать правительство. Однако следует учитывать, что корни проблемы в Турции носят скорее политико-психологический, а не фундаментальный характер. Если в этот день будет обеспечена независимость Центрального банка и будут сделаны публичные заявления о том, что он отказывается от политики смягчения процентных ставок, лира может не только остановить падение, но даже вернуть утраченные позиции. Поэтому ситуация не вышла из-под контроля Эрдогана. Он просто пытается провести свою страну через шоковую терапию. Но если предел уже приближается к пределу, и он обязательно должен это учитывать.

Алибала Магеррамзаде
Доктор экономических наук, профессор
Специально для Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА