Эксперт: 'Мы не должны попасть во второй раз в ловушку нефтяного бума'

  21 ОКТЯБРЯ 2021    Прочитано: 2777
Эксперт:

Цена 1 барреля нефти "Azeri Light" превысила 85 долларов США. С точки зрения увеличения наших доходов, это, безусловно, очень хорошо. Но, к сожалению, у медали есть и другая сторона: высокие цены на нефть порождают не только доходы, но и осложнения и риски. Наше правительство должно быть готово к ним.

Об этом Vzglyad.az сообщил доктор экономических наук, профессор Алибала Магеррамзаде. По его словам, прежде всего, высокие цены на нефть на мировом рынке означают подорожание на всю продукцию. А у нас большая зависимость от импорта. В результате “инфляционный импорт” в страну приобретает огромные масштабы.

- На самом деле, поскольку приток валюты в страну увеличивается, манат, естественно, должен укрепиться. На нижнем уровне этот процесс идет: по мере укрепления маната наша финансовая стабильность и макроэкономическая стабильность усиливаются. Просто Центральный банк не позволяет курсу нашей национальной валюты повышаться. Проблема в том, что наши валютные доходы получены от ограниченного ассортимента товарной группы, а это увеличивает риски. Теперь, если Центральный банк повысит курс маната, то он будет опираться в основном на нефть. А прогнозы по нефти хоть и оптимистичны, но никто не может гарантировать, какая ситуация будет завтра. Если по какой-либо причине цены на нефть резко упадут, то что станет с манатом? Мы были свидетелями этого в 2015-2016 годах. В то время Центральный банк только за 1 год потратил на поддержание стоимости маната на внутреннем валютном рынке более 11 миллиардов долларов. Это деньги, выброшенные на воздух...Если бы эти средства в свое время были направлены на развитие ненефтяного сектора, то, возможно, не возникло бы и такой ситуации, - сказал профессор.

По словам Алибалы Магеррамзаде, после падения цен на нефть 6 лет назад вдруг стало ясно, что мы запаздываем в развитии ненефтяного сектора; в стране быстро приняли реформы, программы, “карты” по развитию ненефтяного сектора, и все это дало определенные результаты: “развитие ненефтяного сектора началось, но до сих пор не достигло желаемого уровня. А сейчас мы находимся на пороге начала нового нефтяного бума. Наши доходы растут, но все еще за счет экспорта энергии... как будто спираль когда-то закрутилась, а теперь начинается второй цикл”.

Эксперт полагает, что неспособность Центрального банка поднять курс маната связана с уроками, извлеченными из первого кризиса. Но есть и более важный вопрос.

- В настоящее время в стране растет экспорт ненефтяной продукции: за первые 8 месяцев года экспортировано ненефтяной продукции на 1 миллиард 580 миллионов долларов, что на 37,1 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Мы приближаемся к очень важной “красной линии”: по мере роста цен на нефть растет импорт, усложняется положение отечественного производства. Деньги приходят в страну, и купить что-то готовое на эти деньги-более заманчивый вариант, чем трудиться и производить. Мы не должны попадать в эту ловушку во второй раз.  Наверное, и правительство это знает и уже строит соответствующие планы,- сказала Алибала Магеррамзаде.

Доктор экономических наук, профессор Алибала Магеррамзаде

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Нефть   Манат   Экономика  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА