Готовится ли Узбекистан предоставить свою территорию для американской базы? - ИНТЕРВЬЮ

  12 ОКТЯБРЯ 2021    Прочитано: 4424
Готовится ли Узбекистан предоставить свою территорию для американской базы? - ИНТЕРВЬЮ

Интервью Vzglyad.az с директором Негосударственного научного учреждения «Караван знаний», узбекским политологом Фарходм Толиповым.

- Ранее СМИ сообщали, что Вашингтон намерен договориться с властями стран ЦА об использовании баз. Какова позиция Узбекистана по данному вопросу? Готов ли Ташкент предоставить свою территорию для американской базы?

- Касательно использования баз пока на данный момент мы знаем, что законодательство не разрешает строение иностранных баз на территории Узбекистана. Хотя ранее у нас был такой опыт в период правления Каримова с 2001 до 2005 годы, американская военная база была дислоцирована на юге Узбекистана, для содействия не военным аспектам проводимым военным операциям в Афганистане. Эта база функционировала 5 лет и была закрыта по требованию Узбекистана и выведена из территории. Я думаю многое зависит от контекста, ситуации, потребностей и т.д. Если все чётко юридически обосновать, объяснить и составить соответствующий договор, то можно продумать решение тоже о размещении американских контингентов. Например, это могут быть не только базы, у баз есть свои предназначения и структуры, могут быть малые временные контингенты. Подобные решения не противоречат законодательству, но опять же все зависит от того, какие цели ставят и если они чётко обозначены. Пока до такой степени рассуждения не велись, только лишь ограничиваются тем, что наше законодательство не позволяет размещать иностранные военные базы.

- Министр обороны Казахстана провел встречу с главой центрального командования ВС США Кеннетом Маккензи. Представитель Вашингтона также принял участие в совместном заседании начальников генштабов стран Южной и Центральной Азии, где присутствовали делегаты из Кыргызстана, Пакистана, Таджикистана и Узбекистана. Какова причина визита Маккензи в Центральную Азию? Что на самом деле стоит за этими встречами? Как Вы думаете, какие планы вынашивают США в регионе Центральной Азии после ухода из Афганистана? Как они будут пытаться удержать позиции и намерены ли решить вопрос беженцев?

- Говоря о встрече министров обороны с Маккензи, можно предположить, что США все-таки пытаются протолкнуть мысль о размещении своих контингентов каким то образом. Потому что по последним данным, мы знаем, что Путин предложил США использовать инфраструктуры их военной базы в Кыргызстане. Совместно использовать в процессах в Афганистане, но до этого предложения со стороны Путина обсуждался больше на экспертном уровне, чем на официальном вопрос размещения некоторых вывозимых частей из Афганистана. Тогда стоял вопрос размещения некоторых частей на территории Узбекистана или Таджикистана. Но опять же тогда была соответствующая реакция как со стороны российских кругов так и Узбекистана. И было дано объяснение о том, что мы этот вопрос пока не изучается, так как у нас есть законодательство о не размещении.

Но как я сказал ранее может быть принято решение не противоречащее законодательству. В любом случае если эта встреча военных, конечно же, не случайна. Напрашивается конечно гипотеза о том, что США пытаются решить как то вопрос о размещении некоторых контингентов на территории ЦА, понимая, что ситуация в Афганистане не скоро стабилизируется, а наоборот будет обостряться. Особенно с учётом того, что сопротивление не остановилось, а продолжается. Мировое сообщество пока с тревогой смотрит на Афганистан. Думаю есть ещё один подтекст хотя - это лишь предположение, что Байден наверное понимает, что его авторитет и репутация сильно потрепаны, даже в своей собственной партии из-за такого неуклюжего вывода войск из Афганистана. И в каком то смысле, чтобы сгладить это впечатление, повысить свой политический имидж, думает о том, чтобы как-то ещё раз оказать содействие для установление мира, безопасности в Афганистане и в регионе.

Я бы добавил следующее, что в целом это миссия, если это можно так назвать, главы центрального командования ВС США является своеобразным политическим месседжем. Это месседж и мировому сообществу и прежде всего странам ЦА, что США готовы оказать поддержку в военной области в случае обострение каких-то угроз. Это понятно, что военное сотрудничество является таким политически важным шагом. Это как послание о том, что США не оставили на произвол судьбы Афганистан, что они будут стремиться оказывать посильную помощь, особенно в случае обострения угроз.

- Некоторые эксперты утверждают, что Узбекистан может восстановить свое членство в составе ОДКБ на фоне новых процессов в Афганистане. Стоит ли этот вопрос на повестке дня сегодня?

- Когда говорят, что на территории Узбекистана не должны размещаться базы военного плана, особенно когда это звучит в российских кругах часто упоминают, что законодательство в Узбекистане не даёт разрешение на размещение баз. Сразу вспоминают законодательство, аналогично если даже говорить о потенциальном вступлении в ОДКБ, по такой же логике мы должны вспомнить законодательство, по которому внешнеполитическая доктрина, оборонная доктрина Узбекистана, по которым Узбекистан также не участвует в военно-политических блоках. Это та же самая логика, которая должна быть использована. Пока законодательство не благоприятствует не позволяет Узбекистана участвовать в военно-политических блоках, в ОДКБ. Кроме того, для участия в таких блоках нужны очень веские изменения в регионе, очевидный рост угроз и оценка этих угроз должна быть такова, что Узбекистана не сможет своими силами парировать эти угрозы. Думаю таких признаков пока нет.

Кроме того, есть третье объяснение - ОДКБ хоть и называется коллективной организацией, мы пока думаем, что эта организация в случае применения ими сил в каких-то операциях на самом деле не будет выглядеть как коллективная операция, что государства члены ОДКБ не пришлют какие-то свои контингенты в регион для участия в операции. Это будет преимущественно российские силы, поэтому ОДКБ в этом смысле является какой-то рамочной организацией, которая на самом деле скрывает исключительно российскую политику. И наверное другие члены государства вряд-ли примут какое либо активное участие в каких-то действиях.

- Какая роль будет отведена ОДКБ в связи с последними событиями в Афганистане? Каким вам видится будущее ОДКБ с учетом последних событий в регионе? Могут ли и другие страны присоединиться к этому блоку?

- Если даже механизм ОДКБ сработает или будет применен, то на территории Таджикистана, так как он является членом ОДКБ. И насколько мы знаем, проводятся учения ОДКБ в настоящее время. Это тоже является политическим сигналом потенциальным нарушителям с юга, о том что ОДКБ стоит на голове поддержать Таджикистан. Был такой не лицеприятный момент, когда талибы подтянули несколько тысяч своих боевиков к границам Таджикистана. Это был очень не дружественный шаг, который был оценён как некую возрастающую угрозу. В общем-то в ответ были проведены эти учения, чтобы показать, что все это внимательно отслеживает и ОДКБ.

- Движение «Талибан» впервые выступило с угрозами в адрес Таджикистана. Причиной стала словесная поддержка таджикскими властями антиталибского ополчения в Панджшере. Какова угроза проникновения талибов в Таджикистан и другие страны ЦА?

- Когда талибы объяснили причину переброски некоторых своих сил на границу с Таджикистаном, что они вмешивается во внутренние дела Афганистана, поддерживают сопротивление, которое в основном состоит из таджиков в Панджире. То это не совсем верная трактовка ситуации, потому что Таджикистан абсолютно не угрожал Афганистану и не собирался как-то непосредственно физически участвовать в каких-то действиях. Поэтому если даже руководство Таджикистана делало какие-то заявления в адрес «Талибан», которые были не совсем приятными для талибов, то подобные заявления пусть даже в несколько другом выражении были сделаны и другими лидерами тоже. Например квинтэссенция заявления Рахмона - это известные позиции - создание инклюзивного правительства, которое только ему может быть признано, чтобы в правительстве были представлены и другие национальности. То есть Таджикистан полностью не отворачивался от талибов, он готов с ними работать, но только когда эти условия будут выполнены. Критическое отношения Таджикистана - это не есть вмешательство во внутренние дела. Поэтому вот такая реакция «Талибан» была чрезмерной и недружественной.

- Москва не торопит Ташкент с полноценным вступлением в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), где страна является наблюдателем. Об этом заявил журналистам замглавы МИД РФ Андрей Руденко. По словам Руденко, вопрос о получении статуса полноправного члена организации находится в компетенции самого Узбекистана. "Когда он посчитает необходимым и нужным, он может им стать, - отметил замминистра. - Мы Исходим из того, что ЕАЭС действительно представляет большие возможности для экономического развития и те страны, которые являются членами и недавно вступили в ЕАЭС, Киргизия и Армения, они ощутили на себе все преимущества и выгоды от участия в этой организации". "Будем помогать узбекистанским друзьям получше узнать то, что там есть и плюсы от участия, но торопить никого не будем", - добавил Руденко. Как обстоят дела с этим вопросом? Ведутся какие-либо консультации или переговоры с узбекской стороной о знакомстве с плюсами и минусами от участие в ЕАЭС?


- В отношении вступления Узбекистана в ЕАЭС можно сказать следующее, этот вопрос пока не стоит на повестке, потому что уже в прошлом году в декабре Узбекистан стал наблюдателем. И статус наблюдателя наверное продлиться некоторое время, может и годы. Поэтому сейчас это не столь актуально. И вторая причина того, что сейчас Узбекистан не может форсировать этот процесс. Потому что есть элемент и многие эксперты в ЦА на него указывают - политизация ЕАЭС, что это сугубо политическое изобретение России, что ЕАЭС обслуживает исключительно интересы России, что абсолютно не симметричная организация, не организация равных членов. Многие эксперты в Казахстане и Кыргызстане указывают на обстоятельство, что Казахстан проиграл от членства в этой организации и казахстанцы разочарованы о своём членстве в ЕАЭС. Поэтому видя под боком такую негативную реакцию Казахстана и Кыргызстана, конечно же, Узбекистан не торопится форсировать процесс вступления в ЕАЭС. Поэтому мы пока не можем говорить о приближающимся членстве Узбекистана в ЕАЭС.

Джавад Мурадов

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА