Может ли Китай решить афганский кризис? - АНАЛИТИКА

  22 СЕНТЯБРЯ 2021    Прочитано: 4747
Может ли Китай решить афганский кризис? - АНАЛИТИКА

16 сентября в столице Таджикистана Душанбе прошел саммит Шанхайской организации сотрудничества. На этот раз темой встречи, посвященной теме евразийской безопасности, был Афганистан. Евразийский блок безопасности, в который входят Китай, Индия, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан, сосредоточил свое внимание на последствиях вывода войск международной коалиции под руководством США из Афганистана и возвращения талибов к власти.

Ситуация в Афганистане сегодня самая болевая точка, к которой приковано внимание всего мира. Это не тот случай, когда можно махнуть рукой и отвернуться, это очень серьезно. Потому что развития в этой стране непременно окажут влияние на развития в регионе в целом, и соседние страны, как раз и являющиеся членами Шанхайской организации сотрудничества, обеспокоены такой перспективой. Это беспокойство звучало в выступлениях на саммите ШОС, который, в общем-то, не сумел прийти к каким-то судьбоносным решениям, способным повлиять на проблему. За всеми обсуждениями проглядывалась одна линия - кто возьмет на себя ответственность за ситуацию?

В свое время стать ментором в Афганистане пыталась Россия. После ее провала, в игру вступили Соединенные Штаты. Но и они с позором ретировались из страны, бросив афганский народ один на один с его проблемами и не решив за годы хозяйничания в Афганистане ни одной из его проблем.

Сегодня все яснее становится, что единственным способом встраивания Афганистана в понятия цивилизованного мира могло стать экономическое сотрудничество. Вместо этого державы пытались выстраивать внутреннюю политику страны, вооружать ее и заливать ее кровью. Но ни Россия, ни США за годы присутствия в Афганистане пальцем о палец не ударили для того, чтобы афганский народ, враждующие между собой племена и политические силы оказались заинтересованы в мире.

Кто способен заинтересовать афганский народ в мире?

Как отмечают аналитики, вывод иностранных войск из Афганистана открыл возможности для расширения китайского влияния. Пекин пока что не делает резких движений, потому как ситуация в растерзанной гражданским войнами стране остается неопределенной. Однако согласно мнению, которое разделяют все больше экспертов, Пекин действительно может сыграть одну из ключевых ролей в урегулировании афганского кризиса.

Недавно Пекин и Тегеран заявили о планах сотрудничества по вопросу мирного восстановления Афганистана. Такое заявление прозвучало в ходе телефонной беседы министров иностранных дел КНР и Ирана Ван И и Амира Абдоллахиана. Будучи соседями Афганистана, Китай и Иран должны укреплять взаимодействие и координацию, играть конструктивную роль в достижении плавного перехода и мирного восстановления в Афганистане, отмечалось в беседе.

Китай проводит миролюбивую и взвешенную политику, строго придерживающуюся принципа невмешательства во внутренние дела других стран. Этот имидж наработан годами и хорошо известен. Сотрудничество с Китаем не ведет к экономической кабал, потому что китайцы традиционно умеют находить золотую середину между своими интересами и интересами партнера. От чего только выигрывают. Не случайно своим главным зарубежным партнером талибы называют именно Китай и рассчитывают на интенсивное развитие торгово-экономических отношений с КНР. В частности, речь может идти о подключении Афганистана к глобальному инфраструктурному проекту «Один пояс — один путь», о предоставлении возможностей для инвестиций и допуске корпораций КНР к добыче меди и других полезных ископаемых.

Пекин, как мы отметили выше, не делает резких движений и громких заявлений. Он присматривается и пока не разглашает своих планов, ограничиваясь лишь заявлениями о мире и дружбе. Однако, зная особенности национального характера и гибкость деловой жилки китайской стороны, трудно поверить, что планов по Афганистану еще не составлено. Они наверняка есть. Известно, что Китай проявляет интерес к природным ресурсам Афганистана. Страна богата литием, золотом, редкоземельными металлами, железной рудой, медью и углеводородами. Огромный плюс Афганистана для Китая это его географическое расположение. Пекин не может не быть заинтересован в формировании транспортного коридора через территорию Афганистана до порта Гвадар в Пакистане, в подключении афганской территории к "Одному поясу - одному пути".

Но для реализации всех этих проектов необходимы политическая стабильность и безопасность. Пока что о стабилизации говорить очень рано. Тем не менее, в международных организациях уже ожидают усиления влияния КНР в регионе и не сомневаются, что афганский кризис может быть урегулирован только при посредничестве Пекина. Так, верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель по итогам состоявшейся в начале сентября неформальной встречи глав МИД стран ЕС в Любляне сообщил о решении начать более активное сотрудничество с Пекином по афганскому вопросу. Он был вынужден признать, что без посредничества Китая Европе тут не обойтись. Невозможно отрицать, что после ухода Штатов из Афганистана, Китай превратился в регионального политического лидера. Кроме того, Пекин высказывает готовность к гуманитарному содействию в хозяйственном восстановлении Афганистана, в реализации проектов, направленных не только на продвижение собственных интересов, но и на подъем социальной сферы.

У Китая, конечно, есть свои опасения в связи с афганским вопросом. Учитывая наличие сепаратистских настроений в Синцзян-Уйгурском автономном районе КНР, влияние исламистского режима в Афганистане может быть негативным. Достаточно сказать, что уйгурские боевики базируются в Афганистане. Поэтому на данном этапе главный интерес Китая в Афганистане - это обеспечение безопасности своих западных рубежей, инфраструктурных проектов и новых торговых маршрутов в рамках инициативы «Один пояс - один путь» в Центральной и Южной Азии.

В афганском вопросе Китай всегда занимал нейтральную позицию, что было замечено и оценено талибами. С 2017 года Пекин начал на регулярной основе практически открыто принимать на своей территории делегации талибов. Китайская сторона приложила немало усилий для налаживания диалога между Афганистаном и Пакистаном. Да, конечно, Китай в этих действиях добивался, прежде всего, стабилизации региона для безопасности собственных транспортных проектов. Но от этих действий мог выиграть и Афганистан, если бы не разрушительное влияние США, лоббировавших бессмысленное кровопролитие в стране.

Сегодня талибы пытаются институализировать свою власть, формировать правительство и делать это так, чтобы быть признанными миром. В этот раз у афганского народа есть шанс решить свои проблемы самостоятельно и так, как ему хочется самому. Плохо это или хорошо, нравится западной цивилизации или нет, это должен быть выбор афганцев. А наличие такого сильного и честно играющего соседа, как Китай, может облегчить этот процесс и открыть перед Афганистаном возможности, которых лишили его сильные мира сего.

Джавад Мурадов
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА