Россия между двумя «Т»: отношения Таджикистана и Талибана требуют серьезного внимания

  16 СЕНТЯБРЯ 2021    Прочитано: 4854
Россия между двумя «Т»: отношения Таджикистана и Талибана требуют серьезного внимания

Эндрю Корибко * (Andrew Korybko)
Специально для Vzglyad.az


Молниеносный захват Афганистана талибами в прошлом месяце на корню изменил геостратегическую ситуацию на перекрестке дорог Центральной и Южной Азии. В России и многих других странах талибан признан террористической организацией. Тем не менее Кремль занял прагматичную позицию в отношении талибов, ставя интересы мира и безопасности на первое место. Фактически, Россия - одна из стран, которая до сих пор поддерживает дипломатические отношения с Афганистаном, что указывает на ее намерение сохранить в некоторой степени свое влияние в Афганистане.

Вполне вероятно, что со временем Москва попытается усилить свое влияние, чтобы обеспечить региональную стабильность. Однако соседний Таджикистан, в отличии от своего российского союзника по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) придерживается совершенно другого подхода. Выступая на церемонии, посвященной Дню независимости Таджикистана, президент Рахмон подверг критике международное сообщество за безразличие к правам человека и ситуации в стране в целом в Афганистане. Кроме того, Совет улемов страны заявил, что действия Талибана носят антиисламский характер, что можно считать самой жесткой позицией против Талибана среди региональных партнеров Афганистана.



Несмотря на присутствие соглашения о военном партнерстве, разногласия между Россией и Таджикистаном по поводу талибов объясняются их разными интересами в афганском конфликте. Это также показывает, что Москва не контролирует Душанбе, как утверждают некоторые эксперты. И Россия, и Таджикистан выступают против распространения терроризма в Афганистане. Их совместные военные учения и поддержка Россией таджикских вооруженных сил вытекают из этой позиции.

Они также обеспокоены региональным кризисом с мигрантами в Центральной Азии, который может дестабилизировать Центральную Азию, включая проникновение террористов под видом «беженцев». В принципе, то, что их отличает в этом вопросе, - это их политический подход к талибам. Россия не признает Талибан (Москва по-прежнему считает Талибан террористами), но несмотря на это и не осуждает их. Ранее спецпредставитель президента России в Афганистане Замир Кабулов похвалил талибов за борьбу с другой запрещенной террористической группировкой - ИГИЛ.
Между тем, Таджикистан беспокоят два основных фактора. Во-первых, таджики, вторая по численности группа в Афганистане, выступили против подчинения Талибану, который исторически превосходил их численностью и состоит преимущественно из пуштунов. Во-вторых, таджики в Афганистане, особенно в составе талибов, более светские, по сравнению с пуштунами, и не хотят жить по строгим правилам шариата, выдвинутых талибами. Да, и это несмотря на то, что некоторые таджики присоединились к Талибану и даже поднялись до руководящего уровня в этой группе.



Таджикистан является светским государством, поэтому вполне естественно, что у него есть идеологические проблемы со своим соседом, который пытается навязать строгие правила шариата. Самое главное, что эта проблема беспокоит и таджиков среднего класса в стране. Они думают, что их страна находится под давлением, и не должна занимать «мягкую» позицию в отношении Талибана.

Чтобы прояснить этот вопрос, следует отметить, что таджики, проживающие в Таджикистане, естественно, сопереживают своим соотечественниками, живущими в Афганистане, и обеспокоены их положением. Они не хотят, чтобы их кровные братья жили в страхе, как раньше, под гегемонией другой этнической группы, которая привыкла в собственных интересах насильственно навязывать свои правила и идеи другим. По этой причине в такой серьезной ситуации Душанбе не может оставаться безмолвным, и не должно предпринимать шаги, направленные на оказание военной поддержки антиталибским группировкам, в результате чего ситуация может ухудшиться. В противном случае Душанбе окажется перед в такой безвыходной ситуации, тогда только Москва сможет спасти его от этой дилеммы.
Однако эта миссия будет очень сложной даже для кремлевских дипломатов мирового уровня. Для предотвращения выхода из-под контроля напряженности между Талибаном и Таджикистаном, Россия должна уравновесить свои интересы. Москва не может поддержать нынешнее состояние талибов, государство где преобладают пуштуны и почти не представлены таджики. В противном случае Таджикистан может обвинить исторического союзника- Россию в игнорировании его интересов.



С другой стороны, Россия, не может резко критиковать Талибан, иначе она потеряет с трудом завоеванное влияние над группировкой. Однако эта сила влияния позволяет ему вносить вклад в региональный мир и безопасность, косвенно регулируя деятельность Талибана. Лучший подход - нынешний подход Кремля. Россия, визуально поддерживая обеспокоенность своего таджикского союзника по поводу безопасности границ и беженцев, ведет сбалансированную политику в отношении талибов; с тех пор, как Талибан стал фактическим лидером Афганистана, не поддерживая и не осуждая его.

Баланс России, Талибана и Таджикистана в настоящее время является самым коварным геополитическим балансом в мире. Малейшее неверное действия одного из трех может значительно ухудшить стратегическую ситуацию между ними. Хотя у Талибана нет конкретного плана региональной экспансии, он стремится навязать свои идеологические взгляды об обществе другим. Любая серьезная конфронтация между талибами и таджиками добровольно подтолкнет этнические группы в Таджикистане к борьбе с талибами. В лучшем случае эти группы попросят правительство применить жесткие меры по отношению к талибам. Душанбе со всех сторон находится под растущим давлением, со стороны кризиса беженцев, идеологического протеста светского правительства против исламистской группировки и необходимости контроля людей, которые поднялись в поддержку своих соотечественников в Афганистане.

Третий из этих факторов представляет собой серьезную угрозу стабильности Таджикистана, поскольку это естественная реакция большинства его граждан и сопряжена с высоким риском серьезных негативных последствий, поэтому с ним нелегко справиться. Поэтому таджикское правительство должно быть предельно осторожным в своих действиях, для того чтобы предотвратить дальнейшие националистические настрои и сохранить безопасность на афганской границе.
Анализируя ситуацию, можно сделать вывод, что Россия должна максимально ответственно управлять отношениями Талибан-Таджикистан. Влияние России на обе стороны ограничено, но дипломаты по отдельности выстраивая связи могут побуждать стороны к пониманию друг друга. Даже если мирные таджики выступают против Талибана, чтобы защитить свои позиции, Талибан не должен оказывать на них давление. Вместо того, чтобы вмешиваться в дела Афганистана, Таджикистан должен контролировать свои растущие националистические амбиции и довольствоваться обеспечением безопасности границ совместно с Россией.

Лучшим сценарием для России было бы достижение состояния, которое можно назвать «холодным миром» между талибами и Таджикистаном. При этом, несмотря на отсутствие отношений между ними, они не предпринимают никаких шагов, которые могли бы навредить интересам друг друга. Фактор партнерства с Россией может привести к нормализации отношений и укреплению взаимного уважения, в случае необходимости.

Худшим сценарием может быть то, что Москва не сможет контролировать напряженность между ними и любая из сторон предпримет шаги, которые вызовут цепную реакцию нестабильности во всем регионе. Я надеюсь, что это произойдет не во всех случаях, и что Кремль сможет контролировать ситуацию в треугольнике Россия-Талибан-Таджикистан.



* Эндрю Корибко – политический эксперт, изучающий отношения между США и Евразией. Известен китайским проектом «Один пояс, один путь» и экспертскими работами по гибридным войнам.

Перевод
Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА